«РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ. ТЕОРЕМА ВИЕТА ДЛЯ ПРИВЕДЁННОГО МНОГОЧЛЕНА n-Й СТЕПЕНИ»
проект по алгебре (10 класс) по теме

Проектно-исследовательская работа, в которой выявлены новые методы разложения многочленов n-й степени на линейные множители. Данный проект расширяет возможности для обучения новым методам решения приведённых уравнений n-й степени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlozhenie_mnogochlenov_na_lineynye_mnozhiteli.pptx646.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ. ТЕОРЕМА ВИЕТА ДЛЯ ПРИВЕДЁННОГО МНОГОЧЛЕНА n-Й СТЕПЕНИ Выполнила: Д. Оралбаева, ученица 10 класса Руководитель: О.Ф. Пономарёва, учитель математики высшей квалификационной категории МКОУ Кумылженская СОШ № 1 имени Знаменского А.Д. Кумылженского района Волгоградской области

Слайд 2

Математика ─ наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Без современной математики с её развитым логическим и вычислительным аппаратом был бы невозможен прогресс в различных областях человеческой деятельности.

Слайд 3

Актуальность заключается в необходимости понимать, как действует метод разложения многочленов n-й степени на линейные множители.

Слайд 4

Проблема: насколько разнообразны способы разложения многочленов n-й степени на линейные множители?

Слайд 5

Цели: исследование и выявление новых методов разложения многочленов n-й степени на линейные множители; решение приведённых уравнений n-й степени; совершенствование своих возможностей в области проектной деятельности и познания процесса изменения величин; воспитание чувства гордости за науку.

Слайд 6

Задачи проекта: развитие интереса к исследовательско-познавательной деятельности, популяризация знаний; раскрытие творческого потенциала; развитие коммуникативных навыков; формирование управленческих умений (умения понимать поставленную задачу, понимать последовательность действий для выполнения поставленной задачи, планировать свою работу); формирование социального опыта (навыков организации, осуществление сотрудничества в процессе совместной работы, воспитание ответственности за порученное дело).

Слайд 7

Методы: поисково-исследовательский метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в Интернет-ресурсах; анализ данных, полученных в ходе исследования.

Слайд 8

Вспомним определение и свойства приведённого квадратного трёхчлена: приведённый квадратный трёхчлен: Р( х ) = х 2 + p х + q , где х ― переменная, p и q ― некоторые числа; разложим квадратный трёхчлен на множители: х 2 + p х + q = ( х — х 1 ) ( х — х 2 ), где х 1 , х 2 — корни приведённого квадратного трёхчлена .

Слайд 9

Задание 1. Составить квадратный трёхчлен по его корням х 1 = 3; х 2 = 5 . Решение. На основании свойства приведённого квадратного трёхчлена, имеем: х 1 = 3; х 2 = 5, то ( х — 3) ( х — 5) = х 2 — 8х + 15. Ответ: х 2 — 8х + 15.

Слайд 10

Задание 2. Решить уравнение х 2 — 5 х + 6 = 0. Решение. х 2 — 5 х + 6 = 0, х 1 = 2; х 2 = 3, так как — (х 1 + х 2 ) = — 5, х 1 • х 2 = 6. Ответ: х 1 = 2; х 2 = 3.

Слайд 11

«Справедливы ли эти свойства для произвольного многочлена n-й степени?» Если х 1 , х 2 , х 3 ,..., х n — корни приведённого многочлена Р( х ) степени n , то Р( х ) = ( х — х 1 ) ( х — х 2 )... ( х — х n ).

Слайд 12

Задание 3. Составить приведённый многочлен Р( х ) 3-й степени, если х 1 = 1, х 2 = 2, х 3 = ―1. Решение. Так как Р( х ) = ( х — х 1 ) ( х — х 2 )... ( х — х n ), где х 1 , х 2 , х 3 ,…, х n — корни приведённого многочлена Р( х ) степени n , то Р( х )= ( х — 1 ) ( х — 2 ) ( х + 1 ). Произведя раскрытие скобок, имеем: Р( х ) = х 3 — 2 х 2 — х + 2. Ответ: х 3 — 2 х 2 — х + 2.

Слайд 13

Задание 4. Составить приведённый многочлен Р( х ) 4-й степени, если х 1 = х 2 = √2, х 3 = х 4 = ―√2. Решение. Так как Р( х ) = ( х — х 1 ) ( х — х 2 )... ( х — х n ), где х 1 , х 2 , х 3 ,…, х n — корни приведённого многочлена Р( х ) степени n , то Р( х )= ( х — √2) ( х — √2 ) ( х + √2 ) ( х + √2 ). Используя формулу сокращённого умножения а 2 — в 2 =(а — в) (а + в), имеем: Р( х ) = (х 2 — 2) 2 , Р( х ) = х 4 — 4 х 2 + 4. Ответ: х 4 — 4 х 2 + 4.

Слайд 14

Вывод соотношений между корнями и коэффициентами приведённого многочлена третьей и четвёртой степеней. Если многочлен х 3 + p х 2 + q x + r имеет корни х 1 , х 2 , х 3 , то верны равенства: р = ― (х 1 + х 2 + х 3 ), q = x 1 х 2 + х 2 х 3 + х 1 х 3 , r = ― х 1 х 2 х 3 . Если многочлен х 4 + p х 3 + q x 2 + r х + s имеет корни х 1 , х 2 , х 3 , х 4 , то верны равенства: р = ― (х 1 + х 2 + х 3 + х 4 ), q = x 1 х 2 + x 1 х 3 + x 1 х 4 + х 2 х 3 + х 2 х 4 +х 3 х 4 , r = ― (х 1 х 2 х 3 + х 1 х 2 х 4 + х 2 х 3 х 4 ), s = х 1 х 2 х 3 х 4 .

Слайд 15

Задание 5. Числа х 1 , х 2 , х 3 ― корни многочлена D ( х ) = 3х 3 + 5х 2 + х + 4. Определить: 1) х 1 + х 2 + х 3 ; 2) х 1 х 2 х 3 ; 3) 1/ х 1 + 1/х 2 + 1/х 3 . Решение. Так как D ( х ) = 3х 3 + 5х 2 + х + 4, то Р( х ) = х 3 + 5/3 • х 2 + 1/3 • х + 4/3, где х 1 , х 2 , х 3 — корни приведённого многочлена Р( х ) степени 3-й.

Слайд 16

х 1 + х 2 + х 3 = — р , то 1) х 1 + х 2 + х 3 = — 5/3. Используя r = ― х 1 х 2 х 3 , имеем: 2) х 1 х 2 х 3 = ― 4/3. 3) Преобразуем: 1/ х 1 + 1/х 2 + 1/х 3 = х 2 х 3 : (х 1 х 2 х 3 ) + х 1 х 3 : (х 1 х 2 х 3 ) + х 1 х 2 : (х 1 х 2 х 3 ) = (х 1 х 2 + х 1 х 3 + х 2 х 3 ) : (х 1 х 2 х 3 ) = 1/3 : (― 4/3) = ― 1/4. Ответ: — 5/3; ― 4/3; ― 1/4.

Слайд 17

Задание 6. Решить уравнение х 3 — 5 х 2 — х + 21 = 0. Решение. х 3 — 5 х 2 — х + 21 = 0, Так как х 1 + х 2 + х 3 = 5; x 1 х 2 + х 2 х 3 + х 1 х 3 = — 1; х 1 х 2 х 3 = — 21. Решая систему из трёх уравнений с тремя неизвестными, отыскиваем корни данного уравнения: х 1 = 1 — 2√2; х 2 = 3; х 3 = 1 + 2√2. Ответ: х 1 = 1 — 2√2; х 2 = 3; х 3 = 1 + 2√2.

Слайд 18

Результаты работы: апробация созданного проекта на: внеурочной деятельности школьников профильных групп; элективных занятиях; на заседании МО учителей математики, физики, информатики и ИКТ. Участие в международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2015».

Слайд 19

Вывод: Доступность, логичность материала может быть использована для подготовки к различным типам исследований качества знаний учащихся. Отметим, что рассмотренный метод позволяет быстро определять корни приведённых уравнений n-й степени и уравнений общего вида n-й степени, производить разложение многочленов n-й степени на линейные множители.

Слайд 20

Литература: Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учеб. для общеобразоват . учреждений : базовый и профил . уровни / под ред. А. Б. Жижченко .– 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 368 с. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Разложение многочленов на множители различными способами» в 7 классе по учебнику А.Г. Мордковича

Урок направлен на закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении темы «Разложение многочленов на множители»; на то, чтобы учить детей  на основании логических рассуждений ...

Методы разложения многочленов на множители

Презентация к уроку "Методы разложения многочленов на множители"...

Алгебра 7 класс. Урок на тему: «Разложение многочленов на множители способом группировки».

Алгебра 7 класс. Урок на тему: «Разложение многочленов на множители способом группировки». Урок с использованием информационных технологий,  технологий личностно-ориентированного и проблемного об...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочленов на множители способом вынесения общего множителя за скобки и способом группировки"

Урок закрепления и обобщения знаний и способов учебных действий. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, по цепочке, фронтальная. В конце урока использован эффект незавершенного действия....

РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ. ТЕОРЕМА ВИЕТА ДЛЯ ПРИВЕДЁННОГО МНОГОЧЛЕНА n-Й СТЕПЕНИ

В данной работе рассматривается метод разложения многочленив n-й степени на линейные множители, решение приведённых уравнений n-й степени. Даны алгоритмы решения и краткости рассуждений....

Презентация по теме "Теорема Виета. Разложение на множители квадратного трехчлена".

Работа с презентацией на уроке помогает развивать навыки использования теоремы Виеты и обратной теоремы Виета для решения приведенных квадратных уравнений.Для работы необходим набор разноцветных карто...

Конспект урока с технологической картой по теме "Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки"

Научить учеников раскладывать многочлены на множители гораздо сложнее, чем научить умножать многочлены. Овладеть приёмами разложения многочлена на множители очень важно. Такого рода преобразования буд...