Открытый урок "Сложение и вычитание смешанных чисел"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Открытый урок по математике в 5 классе на тему: "Сложение и вычитание смешанных чисел". Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. рок проходит в форме игры. В ходе урока учащиеся узнают о традициях праздника "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_slozhenie_i_vychitanie_smesh_chisel.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

"Сложение и вычитание смешанных чисел"

Цели урока: 

  1. Подвести итоги изучения темы.
  2. Систематизировать знания по теме.
  3. Привить навыки работы с тестовыми заданиями.
  4. Развить умение правильно и грамотно излагать свои мысли.
  5. Развить математическое мышление.
  6. Привить интерес к математике посредством включения в урок игровых технологий.
  7. Ознакомить с традициями и праздниками на Руси.

Тип урока: обобщающий урок.

Форма урока: урок – экскурсия.

Технологии: игровые.

      Подготовка урока:

  1. Заготовить карточки теста, лабиринта.

Ход урока.

  1. Организационный момент          

Приветствие учащихся, организация начала урока в стихотворной форме:

«Долгожданный дан звонок,

Начинается урок !

-Ну-ка проверьте, ребята,

Вы готовы начать урок ?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке.

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Каждый хочет получать

   Только лишь отметку «5»?

     Сообщение темы, целей урока.                                                                                                                             Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы “Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел”.

  1. Воспроизведение опорных знаний  

Ребята, чтобы уметь решать примеры и задачи, нужно хорошо знать правила. Давайте повторим все что мы изучили по данной теме.

Фронтальный опрос:

  1. У обыкновенной дроби есть числитель и знаменатель. Что показывает числитель? Что показывает знаменатель?
  2. Какая дробь называется правильной. Приведите пример.
  3. Какая дробь называется неправильной? Приведите примеры.  
  4. Как сравнивают дроби с одинаковыми знаменателями? Пример.
  5. Какое число называют смешанным? Пример
  6. Как выделить целую часть из неправильной дроби? Пример
  7. Как перевести смешанно число в неправильную дробь? Пример
  8. Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями? Пример
  9. Как складывают и вычитают смешанные числа? Примеры
  1. Ребята,  урок у нас сегодня не простой, мы познакомимся с одним удивительным праздником, очень любимым всеми россиянами.  А вот как он называется, узнаем, решив тест. (Каждому ученику раздаются карточки с тестом). Тест решаем устно, обведя кружочком правильную букву, а в тетрадь выписываем, получившееся слово.

Вариант  1

1. Среди дробей   image3882  укажите все неправильные

М   image3883;                     Нimage3884 ;                    Кimage3885;                    Л image3886.

2. Представьте в виде неправильной дроби     2 image3887 

А  image3888;              С  image3889;                 П image3890;              Р  image3891.

3. Выделите целую часть из неправильной дроби      image3892

К image3895 ;              О image3894;            С image3893 ;             Н image3896.

4. Вычислите:    image3897

Н  image3898;                   Л    image3899;               У   image3900;              К  image3901.

5. До обеда тракторист вспахал 3/5 поля. Какую часть поля ему осталось вспахать?

Еimage3902;               Жimage3903;                Зimage3904;              И image3905.

6. В ящике было image3906кг яблок, а в корзине – на image3907кг больше. Сколько килограммов яблок было в корзине?

М image3908;           Нimage3909;         Оimage3910;          П image3911.

7. Вычислите:      5 -  image3912.

С image3913;               И     image3914;                  Т image3915;                 Ф image3916.

8. Вычислите:       image3917.

К image3918;                    Ц image3919;                    Хimage3920;                 П image3921.

9. Решите уравнение:       image3922

О 5;                     Е 6;                      П 15;                 А 21.

Вариант 2

1. Среди дробей    image3923   укажите все неправильные

М  image3925;        Д image3924 ;           Б image3926;         Зimage3927.

2. Представьте в виде неправильной дроби image3928

Т image3929;               Ж image3930;                   Н image3931;               Аimage3932.

3. Выделите целую часть из неправильной дроби image3933

Ф image3934;               У image3935;                 А image3936;                С image3937.

4. Вычислите: image3938.

Г image3939;                 Р image3940;                    Л image3941;                  В image3942.

5. Ученик прочитал image3943книги. Какую часть книги ему осталось прочитать?

К image3944;                 Е image3945;                    О image3946;               У image3947.

6. Продолжительность фильма image3948ч, а спектакля – на image3949ч больше. Сколько времени длится спектакль?

Ц image3950;                Д image3951;                     Н image3953 ;                  Э image3952

7. Вычислите: image3954.

П image3955;                     И image3956;                        С image3957;                         Б image3958.

8. Вычислите: image3959

В image3960;                         Ц image3961;                      К image3962;                         Х image3963.

9. Решите уравнение: image3964

П 0;                    Ш 4;                         Н 18;                  А 14.

Тесты с обведенными буквами-ответами сдаем. И читаем что получилось за слово (МАСЛЕНИЦА).

Масленица – это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великим постом. По природе своей масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. “Блин не сноп – на вилы не наколешь” - гласила пословица.

Чтобы узнать, сколько длится Масленица нужно решить задачу:

Карлсон с помощью пылесоса утащил у Фрекен Бок испеченных блинов. Какую часть блинов Карлсон оставил домоправительнице?

7 дней

5 дней

10 дней

Каждый день Масленицы имеет свое название и назначение.

Чем знаменит первый день? Чтобы это узнать решим задачу.

В деревне 60 детишек. Из них катаются на коньках. Сколько ребят катаются на коньках?

35

Делали чучело

42

Катались с горок

30

Проводили кулачные бои

Первый день – масляной недели назывался “встреча”. В понедельник с утра народ сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место.

А как назывался второй день узнаем решив уравнение:

Заигрыш

Проигрыш

Выигрыш

Вторник назывался “заигрыши”. Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе есть блины и кататься с ледяных горок: “У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать”.

Третий день – среда – был днем, когда… Решим уравнение и узнаем: .

Зятья ходили к теще

Теща приходила к зятю

В гости к свекрови

Среда (“лакомки”) была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи (тем более, что в гости частенько звали не только зятьев, но и других родственников, чтоб не скучно было).

Но ведь еще есть четверг, пятница, суббота? Чем они отличались от других дней? Мы это узнаем, пройдя лабиринт. (Каждому ученику раздаются карточки с лабиринтами). Правила: по лабиринту нужно ходить заштриховывая клеточки с правильными ответами. Можно передвигаться только по вертикали и по горизонтали, крест накрест – нельзя.

I ряд– найдите правильные дроби

II ряд – найдите смешанные дроби

III ряд – найдите неправильные дроби

Подведем итоги прохождения лабиринта.

Четверг считался началом настоящего, “широкого” разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои. Другим событием этого дня было взятие снежного городка.

Пятница (“тещины вечерки”) давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами.

Суббота называлась “золовкины посиделки”. Молодые женщины приглашали к себе золовок. Гостей нужно было не только накормить от души, но и одарить.

А название Воскресенья мы узнаем, решив задачу:

Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 рублей. Сколько было всех денег?

207

Прощальный день

2300

Прощеный день

2930

День прощения

Воскресенье (“прощеный день”) было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощение за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы.

Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом, чтобы ускорить наступление весны. Иногда в “погребальном” костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями: люди шутливо ругали масленицу разными прозвищами и упрекали за то, что она пришла так ненадолго и теперь покидает их, забирая с собой все вкусное.

Домашнее задание: Задания по карточкам

Выставление оценок (одна за решение теста, одна за прохождение лабиринта, одна за решение задач и уравнения).

Подведение итогов урока:

Ученики высказывают свое мнение об уроке, подводят итоги урока:

  1. Что повторили на уроке?
  2. Что запомнится надолго после сегодняшнего урока?

Для рефлексии:

Условные знаки для самодиагностики учащегося.

+ Отлично изучил тему.

+, – Есть пробелы, но я. их решу самостоятельно.

–, + Были пробелы, но я их решил на уроке или с помощью одноклассников.

– Тема усвоена непрочно, нужна помощь учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок "Сложение и вычитание смешанных чисел" с элементами здоровьесбережения и с использованием индивидуально-дифференцированного обучения  был проведен в 5 классе специальной -коррекционной школе...

План открытого урока математики в 7 классе. Сложение и вычитание смешанных чисел.

План урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел."...

План открытого урока математики в 7 классе. Сложение и вычитание смешанных чисел.

План открытого урока математики в 7 классе коррекционной школы по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел.2...

Открытый урок "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Разработка открытого урока в рамках недели математики. Тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Открытый урок "Сложение и вычитание смешанных чисел. Повторение." 5 класс

Урок с презентацией на повторение и закрепление темы "Сложение и вычитание смешанных чисел". Содержит теоретические вопросы, практические задания....