Дополнительная образовательная программа "Алгебра модуля"
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему

Программа курса «Алгебра модуля» рассчитана на  детей 16 - 17 лет. Срок реализации 1 год. Содержание состоит из четырех глав, включая вводный контроль, промежуточный контроль и контрольные тесты для определения усвоения тем обучающимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_algebra_modulya.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                       Утверждена                    методическим советом                                                                          МОУ «ИСОШ»

Протокол№_______от____

Директор МОУ «Инжавинская СОШ»

                                                                                        ___________Н.И.Михкельсон

Дополнительная образовательная программа

«Алгебра модуля»

Срок реализации: 1 год

     Возраст детей: 16 - 17 лет

Составитель:

Учитель математики МОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» Юмашева Ольга Петровн

Инжавино 2011

Пояснительная записка

Программа курса «Алгебра модуля» разработана на основе действующего государственного стандарта общего образования по математике, реализуется в рамках курса математики и рассчитана на учащихся 11 классов.

Срок реализации – 1 учебный год (72 ч.)

В последние годы значительно возросла роль математики в связи с появлением новых технологий обучения и всеобщей компьютеризацией. Для того чтобы ориентироваться в потоке этой информации и глубоко понимать суть происходящих процессов, необходимо наличие математической культуры, основы которой закладываются в основной и дальше развиваются в основной и профильной школе.

Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний о модулях, их свойствах, полученных обучающимися за весь период обучения,  а школьные учебники практически не содержат материал на эту тему. Но такие задания постоянно предлагаются на выпускных и вступительных экзаменах. Они обладают большой диагностической и прогностической ценностью и играют огромную роль в формировании логического мышления и математической культуры школьников.  Поэтому возникла необходимость составить программу дополнительного образования «Алгебра модуля». Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче ЕГЭ и экзаменов при поступлении в вузы.

 Особенность этой программы заключается в том, что обучающиеся не только повторяют изученные ранее темы, но и углубляют свои знания, решая уравнения, неравенства и их системы с переменной под знаком модуля. Занятия по данной программе в равной степени способствуют повышению как идейной, так и технической подготовки учащихся. Настоящая программа призвана научить детей осваивать сложные и трудоёмкие приёмы решения задач, побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении заданий.

Содержание состоит из четырех глав, включая вводный контроль, промежуточный контроль и контрольные тесты для определения усвоения тем обучающимися. Учитель, в зависимости от уровня подготовки школьников, уровня сложности изучаемого материала и восприятия его учениками, может взять для изучения не все темы, увеличив при этом количество часов на изучение других. Учитель также может изменить уровень сложности представленного материала.

В процессе изучения данной программы предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.

Кроме этого программа учитывает построение тем учебников 11 классов. Вначале предлагается изучение модуля и решение уравнений и неравенств на примерах линейных и квадратичных функций. Затем предлагаются для решения тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, с учетом того, что обучающиеся к тому времени уже познакомятся с этими темами на уроках. То есть при составлении курса учитывается преемственность между основной, средней и профильной школой.

Цель: обобщение, систематизация и углубление знаний о модулях, их свойствах, полученных учащимися за весь период изучения  темы «Алгебра модуля» для успешной сдачи учащимися единого государственного экзамена.

Задачи:

образовательные:

  • создать условия для повышения уровня понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:
  • преобразование выражений, содержащих модуль;
  • решение уравнений и неравенств, содержащих модуль;                    
  • построение графиков элементарных функций, содержащих модуль.
  • помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить      возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
  • развить мотивацию школьника к познанию и творчеству;

воспитательные:

  • воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы, рассуждать, толерантность;
  • способствовать воспитанию социального партнёрства, чувства ответственности, самодисциплины.

развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать исследовательскую и познавательную деятельность, навыки работы с информационными источниками.

Формы проведения занятий:

  • практикум по решению задач разных типов.
  • обобщающие лекции.
  • семинары.
  • защита реферата.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный.
  • демонстрационный.
  • проблемно – поисковый.
  • репродуктивный.
  • ситуационный.
  • практические работы творческого характера.

Техническое оснащение и дидактический материал:

  • компьютер.
  • мультимедийный проектор.
  • тематические подборки заданий.
  • тесты.
  • ррезентации по темам.
  • интернет – материал.

В результате реализации программы учащиеся должны

знать и понимать:

  • определение абсолютной величины действительного числа;
  • основные операции и свойства абсолютной величины;
  • правила построения графиков уравнений (в т.ч. функций), содержащих знак абсолютной величины;
  • алгоритмы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.

уметь:

  • применять определение, свойства абсолютной величины действительного числа к решению конкретных задач;
  • читать и строить графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины;
  • решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.

Режим учебных занятий

Согласно учебно-методическому плану 2 часа в неделю.

1 год обучения – 72 часа.

Учебно – тематический план

Содержание учебного материала

Количество часов

Теория

Практика

1

Уравнения, содержащие абсолютные величины.

19

5,5

12,5

2

Неравенства, содержащие абсолютные величины.

20

3,5

16,5

3

Логарифмические, показательные и тригонометрические уравнения и выражения.

20

4,5

15,5

4

Графики функций, содержащие модули.

13

2

11

Итого

72

15,5

56,5

Содержание

Тема №1.Уравнения, содержащие абсолютные величины. (18 ч.)

Теория (5,5 ч.) Модуль числа. Метод промежутков. Решение уравнений вида |𝔣(х)|=|𝔤(х)|. Решение уравнений, в которых под знаком модуля находятся выражения, так же содержащие модуль.

Практика (12,5 ч.)  Модуль числа. Решение уравнений с использованием определения модуля. Метод промежутков. Решение уравнений вида |𝔣(х)|=|𝔤(х)|. Решение уравнений, в которых под знаком модуля находятся выражения, так же содержащие модуль. Решение систем уравнений, содержащих абсолютные величины. Различные способы решения уравнений, содержащих абсолютные величины. Контрольный тест №1.

Тема №2.Неравенства, содержащие абсолютные величины. (20 ч.)

Теория (3,5 ч.) Решение неравенств с использованием определения модуля. Метод равносильного перехода к системе или совокупности систем.

Решение неравенств методом интервалов. Различные способы решения неравенств, содержащих абсолютные величины.

Практика (16,5 ч.) Решение неравенств с использованием определения модуля. Метод равносильного перехода к системе или совокупности систем.

Решение неравенств вида |𝔣(х)|>|𝔤(х)|. Решение неравенств методом интервалов. Решение неравенств, в которых под знаком модуля содержатся выражения, так же содержащие модуль. Решение систем неравенств, содержащих знаки абсолютных величин. Различные способы решения неравенств, содержащих абсолютные величины. Контрольный тест №2.

Тема № 3. Логарифмические, показательные и тригонометрические уравнения и выражения. (20 ч.)

Теория (4,5 ч.) Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений, содержащих абсолютные величины.

Практика (15,5 ч.) Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений, содержащих абсолютные величины.

Модуль и преобразование корней. Решение упражнений по данной главе.

Контрольный тест №3.

Тема №4. Графики функций, содержащие модули. (13 ч.)

Теория (2 ч.) Способы построения графиков функций. Графическое решение уравнений и неравенств.

Практика (11 ч.) Способы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. Графическое решение уравнений и неравенств. Решение упражнений по данной главе.

Графики функций, содержащие модули. Итоговое повторение всего учебного материала. Тест №6. Итоговый.

Методическое обеспечение программы

Компоненты

Содержание

1

Название 1 темы.

Уравнения, содержащие абсолютные величины (19 часов)

2

Формы занятий

Лекции с элементами беседы, практикумы, семинары, уроки -контроля.

3

Оборудование

Раздаточный материал, банк заданий , тест №1,2, самостоятельная работа №1.

4

Формы подведения итогов

Самостоятельная работа, контрольные тесты.

5

Методы и приемы

Учитель

Лекция – беседа, показ практической значимости, использование раздаточного материала, контроль.

Ученик

Слушание, комментирование, использование алгоритма решения уравнения со знаком модуля методом интервалов, Решение тренировочных заданий, выполнение контрольных тестов и самостоятельных работ.

Компоненты

Содержание

1

Название 2 темы

Неравенства, содержащие абсолютные величины (20 часов)

2

Формы занятий

Лекция с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий, практикумы, урок вопросов и ответов, урок – контроля.

3

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, банк заданий , тест №3, самостоятельная работа №2.

4

Формы подведения итогов

Самостоятельная работа, контрольные тесты, представление буклета.

5

Методы и приемы

Учитель

Рассказ, показ презентаций, консультация, контроль.

Ученик

Слушание, заучивание, решение, самопроверка, выполнение контрольной работы.

Компоненты

Содержание

1

Название 3 темы

Логарифмические, показательные и тригонометрические уравнения и выражения (20 часов)

2

Формы занятий

Лекция, работа в группах, практикумы, семинар, урок – контроля.

3

Оборудование

Раздаточный материал, банк заданий, тест №4, самостоятельная работа №3.

4

Формы подведения итогов

Выступления с докладами, оформление буклета, самостоятельная работа, контрольный тест.

5

Методы и приемы

Учитель

Рассказ, консультация, коррекция знаний, рекомендации. контроль

Ученик

Слушание, поиск информации, решение заданий, взаимопроверка, подготовка творческой работы

Компоненты

Содержание

1

Название 4 темы

Графики функций, содержащие модули (13 часов)

2

Формы занятий

Лекция, практикум, работа в парах, работа в группах, урок – контроля

3

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, банк заданий, тест №5,6, самостоятельная работа №4.

4

Формы подведения итогов

Самостоятельная работа, контрольные тесты, защита творческой работы.

5

Методы и приемы

Учитель

Лекция – рассказ, показ презентаций, индивидуальная работа с обучающимися, консультации, контроль

Ученик

Обобщение материала по теме, работа в парах, работа в группах, самопроверка, взаимопроверка. Подготовка творческой работы, работа с дополнительной литературой

Рекомендуемая литература для учителя.

  • Вавилов В.В. и др. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. – М.: Наука, 1987.
  • Варианты конкурсных заданий. М.: Издательство – Экзамен, 2006г.
  • Мордкович А.Е. Беседы с учителями математики. М.: школа – пресс, 1995г.
  • Нахман А.Д. Математика. Рекомендации по оцениванию заданий ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности. Тамбов, ТОИПКРО, 2006г.
  • Оценка качества подготовки выпускников по математике. М.: Дрофа, 2001г. Министерство образования Российской Федерации.

Рекомендуемая литература для обучающихся.

  • Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа 10-11. –М.: Просвещение, 1992.
  • Дорофеев Г.В.  Математика для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1996.
  • Дорофеев Г.В. Математика. Подготовка к письменному экзамену за курс средней школы. – М.: Дрофа, 2001.
  • Лысенко Ф.Ф. Математика. ЕГЭ- 2008. Вступительные испытания. – Ростов-на-Дону: Легион, 2007.
  • Мордовина Е.Е. Уравнения и неравенства содержащие абсолютные величины. – Тамбов: ТОИПКРО, 2003.
  • Мущенко В.С. Пособие по математике (в помощь поступающим в вузы). – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1971.  
  • Райхмист Р.Б. Задачник по математике для учащихся средней школы и поступающих в вузы. –М.: Московский Лицей, 2003.
  • Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. – М.: Мир и Образование, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных занятий по математике для 8 класса «Решение задач с параметром и модулем»

Программы дополнительных занятий включают углубление отдельных тем общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включ...

Дополнительные упражнения к модулю 4 учебника Spotlight 10

Дополнительные упражнения на лексику по теме "Экология" (4a,b), грамматику (модальные глаголы), фразовые глаголы....

Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «Грузинская народная хореография» на летний период. 2015 г.

Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...

Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «История и быт народов Кавказа» на летний период. 2015 г.

Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности студии музыкального развития «Мы вместе» модуль№2 «Веселые нотки»

Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки....