Урок математики в 6-м классе по теме "«Процентная концентрация растворов»."
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Антонова Ольга Леонидовна

Данный интегрированный урок для учащихся 6-го класса. Учащиеся знакомятся впервые с понятием "Процентная концентрация", которое впоследствии встречается в задачах ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastvory.6_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Антонова Ольга Леонидовна,

учитель математики МОУ СОШ № 26.

Абашеева  Татьяна  Васильевна,

учитель химии МОУ СОШ № 26.

Интегрированный урок  математики и химии   в 6-м классе

Тема урока   «Процентная концентрация  растворов».

Цели урока:

  • Развивать устойчивый  интерес учащихся к изучению математики;
  • Укреплять межпредметные связи;
  • Способствовать познавательной активности учащихся и интереса к изучаемым понятиям;
  • Познакомить учащихся с понятием «процентная концентрация»;
  • Изучить, как находится процентное содержание вещества в растворе;
  • Продолжить работу над развитием основных приемов мышления  (умения анализировать, сравнивать, синтезировать)

Ход урока.

Учитель математики. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке математики мы познакомимся,  и будем решать задачи, с которыми вы встретитесь и на уроках химии в старших классах. Помогать мне будет учитель химии нашей школы Абашеева Татьяна Васильевна.

Учитель химии. Ребята, в повседневной жизни мы встречаемся очень часто с растворами. Где? Кто может привести  примеры растворов?

Дети перечисляют различные растворы.

Из чего состоят растворы?

Из растворителя и растворенного вещества.

На доске появляется запись:  раствор = растворитель + растворенное  вещество.

Роль растворителя могут выполнять разные жидкие вещества. Как вы думаете какие?

(Ученики называют  бензин, керосин, спирт, воду).

 В курсе химии вы встретитесь с различными растворами, в том числе и с «волшебными». Один такой волшебный раствор я хочу вам показать.

Демонстрационный опыт №1.

В двух химических стаканах находится бесцветная жидкость (учитель в первый стакан налил раствор щелочи NaOH, а во второй фенолфталеин).

Учитель химии.  Как вы думаете, каким будет цвет раствора, если мы смешаем эти две  бесцветные жидкости?

Дети говорят, не задумываясь, что раствор останется бесцветным. И когда после смешивания он приобрел малиновую окраску, удивлению не было предела.

Учитель химии. Добавим в полученный раствор еще одну бесцветную жидкость (в стакане находится раствор серной кислоты). Какой станет окраска?

Теперь дети, учитывая предыдущий опыт, с ответом не торопятся. И предлагаются разные варианты ответов.

Раствор обесцветился. Этот демонстрационный опыт создал определенный эмоциональный настрой и активизировал мышление учащихся.

Учитель химии.  Почему изменился цвет раствора, мы сможем сказать при изучении химии.
А сейчас давайте посмотрим на следующий опыт.

Демонстрационный опыт №2

Предлагаются к рассмотрению два химических стакана, в которых находится одинаковое количество жидкости. В первый стакан добавляем 5г вещества, а во второй 15г вещества. Получается разная окраска.

Учитель математики.  Вы все видели, что в стаканах первоначально находилось одинаковое количество жидкости. В них  добавили одно и тоже вещество. Почему же получилась разная окраска?

Учащиеся  говорят,  что добавили разное количество вещества, поэтому получилась разная окраска.

Учитель математики. Для того чтобы грамотно выразить различия этих и других растворов введем новое понятие  «процентная  концентрация».

Процентной  концентрацией раствора называют процентное содержание растворенного вещества в единице массы раствора.

 % концентрация = ∙ 100%

 Масса раствора складывается из массы вещества и массы растворителя.

Давайте вернемся ко второму опыту. В первом стакане было 100 г жидкости, добавили 15г вещества. Какой стала масса раствора? 115г. А  %-ная  концентрация? ∙100%=13%.           А во втором стакане было 100 г жидкости, добавили 25г вещества. Какой стала масса раствора? 125г. А  %-ная  концентрация? ∙100%=20%

Ребята, зачем  нам нужно понятие «%-ная  концентрация»? Где мы с этим сталкиваемся

в повседневной  жизни? Медицина, бытовая химия  и т.д. Давайте устно решим с вами следующую задачу.

Для консервирования огурцов приготовили рассол: на 2л воды взяли 100г соли, а для консервирования томатов - рассол из 100г соли на 3л воды. Какой рассол получился более

концентрированным? Почему?        

В результате обсуждения ученики делают вывод, что чем больше растворителя при равном количестве растворенного вещества, тем меньше концентрация. Здесь  проводим аналогию с  правилом сравнения двух дробей с одинаковыми числителями.

Учитель обращает внимание на то, что только для воды 1л=1кг. Для других жидких веществ это равенство не выполняется. Необходимая запись делается на доске.

Учитель химии. Ребята, %-ную концентрацию Вы научились считать. Теперь я хочу усложнить вам задачу.

Демонстрационный опыт №3

Предлагаю к рассмотрению два химических стакана. В первом стакане 100г раствора и растворено  10 г  вещества. Чему равна процентная  концентрация этого раствора?

( Один ученик  выполняет вычисления на доске. Получает ответ 10%.)

Во втором стакане 50г раствора и растворено  5 г  вещества. Чему равна процентная  концентрация этого раствора?

( Другой  ученик  выполняет вычисления на доске. Получает ответ 10%.)

Мы убедились, что процентная концентрация  одинаковая. Давайте смешаем эти два раствора. Какая получилась концентрация получившегося раствора?

Учащиеся работают самостоятельно. Предлагаются разные варианты ответов. Идет обсуждение и записывается правильный ответ:  %-ная концентрация= ∙100%=10%.

Учитель математики.  Давайте подведем  промежуточный итог. Ответьте мне на вопросы:

Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворенного вещества).

Как найти массу раствора? (Масса раствора складывается из массы вещества и массы растворителя).

Как посчитать  %-ную концентрацию  раствора?

(% концентрация = ∙100%)

Хорошо. А теперь давайте рассмотрим еще несколько задач.

№1. На полке 280 книг. Из них 70% по математике. Сколько книг по математике на полке?

Дети решают самостоятельно в тетрадях, потом  один ученик записывает  решение на доске.

Сравни с предыдущей и реши такую задачу.

№2. Сколько граммов сахара содержится в 250 граммах 12%-ного раствора  сахара?

Чем похожи эти задачи?

В результате обсуждения приходят к выводу, что обе задачи на нахождении части от целого.

№3. В шкафу 64 книги на английском языке, что составляет 40% от всех книг. Сколько всего книг в шкафу?

Дети решают самостоятельно в тетрадях.

Сравни с предыдущей и реши такую  задачу.

№4. Найди массу 10%-ного раствора соли, если известно, что соли в растворе 0,2 кг.

Чем похожи эти задачи? Приходим к выводу, что эти две задачи на нахождение целого по его части.

Учитель химии. А я предлагаю вам такую задачу.

№5. В лаборатории имеется 2л 18%-ного раствора щелочи. В раствор добавили 2л воды. Каким стало процентное содержание щелочи в новом растворе?

Идет обсуждение решения.

Сколько щелочи было первоначально в растворе? 2∙0,18=0,36(л)

Какой стала масса раствора после добавления воды? 2+2=4(л)

Найдите %-ную концентрацию  раствора. ∙100%=9%

Учитель химии. Сегодня на уроке у вас было первое знакомство с наукой химией. Мы начали урок с «волшебства», давайте и закончим его «волшебством».

Демонстрационный опыт №4

Предлагается опыт, напоминающий извержение вулкана.( В результате сжигания бихромата аммония выделяется азот, происходит изменение оранжевого цвета на серо-зеленый.)

Учащиеся уходят с урока в приподнятом настроении, обсуждая увиденное.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"

Предлагаемый  курс  «Процентные  вычисления на  каждый  день»  демонстрирует  учащимся  применение  математического   аппарата к  реше...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

открытый урок в 6 классе по теме "Процентный рост"

Данный урок предназначен для проведения в 6 классе по программе 2100. Целью данного урока является создание условия для формирования умений и навыков решения задач на простой и сложный процентный рост...

конспект урока математики в 6 классе по теме: "Процентное отношение двух чисел»

Цель:  1)  ввести понятие процентное отношения двух чисел; определить, что показывает отношение; показать, где применяется процентное отношение двух чисел;2) формировать вычислительные ...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...