открытый урок в 6 классе по теме "Процентный рост"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Богатырёва Анна Константиновна

Данный урок предназначен для проведения в 6 классе по программе 2100. Целью данного урока является создание условия для формирования умений и навыков решения задач на простой и сложный процентный рост: а) тренировать способности к построению моделей текстовых задач с числовыми данными с помощью введения буквенных обозначений; б) формировать умения и навыки работы по формулам; продолжить формирование вычислительных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_seminar.doc77.5 КБ
Office presentation icon protsenty_v_nashey_zhizni.ppt285.5 КБ
Microsoft Office document icon blank_samokontrolya.doc73.5 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc31 КБ
Microsoft Office document icon pril1.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА                                               

1.  ФИО

2.  Место работы

3.  Должность

4.  Предмет

5.  Класс

6.  Тема и номер урока в теме

7.  Базовый учебник

Богатырёва Анна Константиновна

МАОУ «СОШ №42»

учитель математики

математика

6

Решение задач на процентный рост (урок обобщения)

Математика 6, Петерсон

Дидактическая цель: применить изученный материал в знакомой и новой учебной ситуации.

Тип урока: Урок-практикум.

Цели по содержанию:

  1. Образовательные: создать условия для формирования умений и навыков решения задач на простой и сложный процентный рост: а) тренировать способности к построению моделей текстовых задач с числовыми данными с помощью введения буквенных обозначений; б) формировать умения и навыки работы по формулам; продолжить формирование вычислительных навыков.
  2. Развивающие: создать условия для развития учебно-интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.
  3. Воспитательные: создать условия для формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля, рефлексии собственной деятельности, формирования личностного отношения к изучаемому материалу урока.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание и мотивация.
  4. Применение знаний: а) в знакомой учебной ситуации; б) в новой учебной ситуации.
  5. Рефлексия деятельности.
  6. Домашнее задание.

Методы:

  1. Репродуктивный.
  2. Частично-поисковый.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

I. Орг. момент.

  1. Здравствуйте! Проверьте своё рабочее место, всё ли готово у вас к уроку.
  2. С каким настроением вы пришли на урок (прислушайтесь к себе)? (Ученики поднимают одну из карточек, выданную учителем перед началом урока, тем самым сигнализируют о своём настроении.)

К-1 (красного цвета)

К-2 (зелёного цвета)

К-3 (синего цвета)

Я готов к работе на уроке, занимаю активную жизненную позицию, хочу отвечать, спросите меня.

Я готов к работе на уроке, но не уверен в себе, для меня предпочтительнее работа в тетради и поменьше спрашивайте меня.

У меня сегодня какой то неудачный день, всё валится из рук, с утра нет никакого настроения. Я постараюсь включиться в работу, но не спрашивайте меня.

Я постараюсь учесть ваше настроение. Извините, если нарушу вашу установку!

У каждого из вас на столах лежат карточки самоконтроля. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

2. Актуализация.

Прежде чем перейти непосредственно к решению задач, я хочу задать вам несколько вопросов, чтобы убедиться, что все ученики имеют представление о процентах, провести своего рода разминку.

У доски трое учеников

Обыкновенная дробь

½

¼

1/5

1/8

2/5

3/5

¾

4/5

Десятичная дробь

процент

1 ученик: Заполняет таблицу

   

  2 ученик: Вычислить  (работа с рисунком)

3 ученик: решает задачу

В городе N живёт 100000 жителей. Среди них 15% детей и подростков. Среди взрослых 45% не работает (пенсионеры, домохозяйки, безработные). Сколько взрослых работает? (46750)

Остальной класс выполняет математический диктант  (1 человек с обратной стороны доски)

Задание, которое диктует учитель

Записи в тетрадях учащихся

325

325

Увеличить на 10

335

Округлить до десятков

340

Вычесть 34

306

Записать ближайшее следующее число, кратное 4

308

Найти 25%

77

Записать остаток от деления на 9

5

Увеличить на 50%

7,5

Прибавить треть числа

10

Это 25%

40

Молодцы! Отметили в листе самоконтроля.

Вспомним некоторые понятия: ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 2

Молодцы! Отметили в листе самоконтроля.

Итак, сегодня у нас тема урока «Решение задач на процентный рост».

1. Что нам необходимо вспомнить, чтобы успешно справиться с заданиями?

  • Формулу простого процентного роста.(Sn = S(1+ pn/100))
  • Формулу сложного процентного роста.(Sn = S(1 + p/100)n.
  • Что обозначают входящие в формулы переменные?

Sn – итоговая сумма.

S – первоначальная сумма.

p – процентная ставка.

n - срок.

  • Проанализируйте формулы и сравните их: в чём сходство и различие?

III. Как вы думаете, для чего мы изучаем данный материал?

1. Темп жизни очень высок, идёт большой поток информации.

И чтобы не потеряться, идти в ногу со временем, конечно, надо уметь разбираться в различной информации, в том числе и с процентным ростом, тем более он встречается довольно часто. Где? Приведите примеры:

  • начисление банковских процентов;
  • начисление пени за несвоевременную плату;
  • амортизация оборудования и т.д.

2. Свяжите изучаемую тему с вашей будущей профессией. Помечтайте, кем вы хотите себя видеть в будущем и пригодиться ли вам изучаемый материал. Кто готов поделиться с нами своими мыслями?

3. Сегодня мы решаем сложные задачи, они встречаются на ЕГЭ.

Кто из вас собирается заканчивать 11-й класс? Тогда вам, в особенности, следует обратить серьёзное внимание на эти задачи. Чтобы быть конкурентно-способными при поступлении в учебные заведения, надо уметь решать задачи такого типа.

Итак, сформулируйте для себя цель урока. (Чему сегодня на уроке я могу научиться?). Запишите в тетрадь.

Учитель просит нескольких учеников зачитать, что они написали.

IV. Реклама.

1. Как в любом фильме на самом интересном месте бывает реклама, так и у нас на очереди – реклама! 

Ученики за неделю получили задание: найти в газетах рекламу банков.

Сейчас зачитывают и сдают.

 Два ученика получают задание: внести в таблицу на доске информацию о названии банка, вклада, процентной ставке, минимальной сумме вклада, сроке и видах процентов. (см. Приложение-2.)

2. Решаем задачу №1. (см. Приложение-1)

Поставьте себя на место актёра и сделайте предположение: какой из банков принёс больший доход? К доске приглашаются два человека: один решает задачу для случая, когда рассматриваются простые проценты, другой – сложные проценты. Все решают самостоятельно, затем проверяем, сравниваем и делаем вывод.

3. Работа с таблицей.

  • Сравните процентную ставку, минимальную сумму, срок, вид процентов.
  • Какой вклад вам кажется предпочтительнее?

4. Составьте задачу по таблице и решите её. Если испытываете затруднение, продолжите решение задач № 2, 3, 4 на выбор. (см. Приложение-1).

Через несколько минут учащиеся говорят о своём выборе и результатах.

5. Прошу обратить ваше внимание на задачу № 5. (см. Приложение-1).

Данная задача из ЕГЭ 2005 года.

Решаем задачу:

Заполните лист самоконтроля

V. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги:

- изменился ли цвет вашей карточки? Если да, то как?

- достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?

Сдайте листы самоконтроля

VI. Выберите для себя домашнее задание.

Дорешать задачи с листочка.

Или: выполнить творческую работу:

Найти в прессе рекламу какого – либо банка и составить задачу с интересным условием. Например: я стал профессиональным футболистом, заключил контракт с клубом «Арсенал» (Лондон) и получил гонорар 500000$. В каких банках выгоднее разместить данную сумму?

Или: написать мини сочинение на тему моя будущая профессия, для чего я изучаю проценты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Бланк самоконтроля

разминка

Математические термины

2 задача

Формулы процентного роста

№1

№2

№3

№4

№5

Таблица домашних задач

Достижение цели

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,                                                                                              "-" - не справился с задачей.

Бланк самоконтроля

разминка

Математические термины

2 задача

Формулы процентного роста

№1

№2

№3

№4

№5

Таблица домашних задач

Достижение цели

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,                                                                                              "-" - не справился с задачей.

Бланк самоконтроля

разминка

Математические термины

2 задача

Формулы процентного роста

№1

№2

№3

№4

№5

Таблица домашних задач

Достижение цели

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,                                                                                              "-" - не справился с задачей.

Бланк самоконтроля

разминка

Математические термины

2 задача

Формулы процентного роста

№1

№2

№3

№4

№5

Таблица домашних задач

Достижение цели

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,                                                                                              "-" - не справился с задачей.

Бланк самоконтроля

разминка

Математические термины

2 задача

Формулы процентного роста

№1

№2

№3

№4

№5

Таблица домашних задач

Достижение цели

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,                                                                                              "-" - не справился с задачей.

Бланк самоконтроля

разминка

Математические термины

2 задача

Формулы процентного роста

№1

№2

№3

№4

№5

Таблица домашних задач

Достижение цели

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,                                                                                              "-" - не справился с задачей.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Название

банка

Название

вклада

Процентная

ставка

Минимальная

сумма

Срок

Вид

процентов

Кольцо

Урала

Ваш выбор

15%

годовых

3000 руб

От 31 дня

        простые

Банк

Москвы

Инвести-

ционный

11,5%

годовых

-----

-----

простые

Росбанк

Рождест-

венский

12,3%

годовых

-----

12 мес

простые

Уральский

Банк

Удобный

11%

годовых

5000 руб

100 дней

сложные

Уральский

банк

Юбилейный

14%

годовых

10000 руб

150 дней

сложные



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Задачи к уроку «Решение задач на процентный рост».

          Задача 1.

Один известный актёр получил  гонорар 600000 рублей, решил положить эти деньги в банк. Для уменьшения риска он разделил всю сумму на две равные части и положил их в два банка:

в первый государственный банк на три года под 8% годовых (простые %) и второй – коммерческий банк на два года под12% годовых (сложные %). Какой вклад принёс больший доход?

Задача 2.

По вкладу Сбербанка России «Пенсионный депозит Сбербанка России» предусмотрена выплата 6% годовых. По истечению каждого года эти проценты капитализируются. На данный вид вклада был открыт счет, который не пополнялся и с которого не снимали деньги в течение 2 лет. На какую сумму был открыт счет, если по истечении этого срока на вкладе стало 22472 рубля

Задача 3.

Под какой процент годовых (простой процентный рост) надо вложить сумму 10000 рублей, чтобы по истечению 5 лет получить 20000 рублей?

Задача 4.

Новый компьютер был куплен за 40 000 руб. Каждый год на его амортизацию списывается 10% стоимости. Через сколько лет компьютер будет стоить 16 000 руб?

Задача 5 (ЕГЭ).

Банк ежегодно увеличивает на одно и то же число процентов сумму, имеющуюся на вкладе к моменту начисления процентов. На сколько процентов ежегодно увеличивается сумма, если за два года она возросла с 2000 до 2420 рублей?

Приложение 1.

Задачи к уроку «Решение задач на процентный рост».

          Задача 1.

Один известный актёр получил  гонорар 600000 рублей, решил положить эти деньги в банк. Для уменьшения риска он разделил всю сумму на две равные части и положил их в два банка:

в первый государственный банк на три года под 8% годовых (простые %) и второй – коммерческий банк на два года под12% годовых (сложные %). Какой вклад принёс больший доход?

Задача 2.

По вкладу Сбербанка России «Пенсионный депозит Сбербанка России» предусмотрена выплата 6% годовых. По истечению каждого года эти проценты капитализируются. На данный вид вклада был открыт счет, который не пополнялся и с которого не снимали деньги в течение 2 лет. На какую сумму был открыт счет, если по истечении этого срока на вкладе стало 22472 рубля

Задача 3.

Под какой процент годовых (простой процентный рост) надо вложить сумму 10000 рублей, чтобы по истечению 5 лет получить 20000 рублей?

Задача 4.

Новый компьютер был куплен за 40 000 руб. Каждый год на его амортизацию списывается 10% стоимости. Через сколько лет компьютер будет стоить 16 000 руб?

Задача 5 (ЕГЭ).

Банк ежегодно увеличивает на одно и то же число процентов сумму, имеющуюся на вкладе к моменту начисления процентов. На сколько процентов ежегодно увеличивается сумма, если за два года она возросла с 2000 до 2420 рублей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....