Конспект урока в 5 классе "Среднее арифметическое"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Лиховченко Галина Владимировна

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednee_arifmeticheskoe.docx232.76 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект  урока математики в 5 классе: «Среднее арифметическое»      

 

                                                                         Учитель математики  Лиховченко Галина Владимировна  

                                                                        МБОУ СОШ№1 Кемского муниципального района  

                                                                         Республики Карелия  

         

 Тип урока: изучение нового материала.

 Вид урока: смешанный.  

Цели деятельности учителя.

Формировать УУД:

Личностные: проявлять устойчивый интерес к способам решения познавательных задач, давать оценку и самооценку результатам учебной деятельности.

Регулятивные: умения проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свои предположения, составлять план выполнения задачи, регулировать и контролировать свои действия.

Коммуникативные: развитие умения совместно договариваться о правилах поведения и общения, уметь слушать и понимать точку зрения другого, выражать свои мысли, сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Познавательные: составлять план выполнения задач, формирование умений добывать новые знания(находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и т. д.), преобразовывать информацию из одной формы в другую, применение полученных знаний в стандартных и измененных условиях.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научиться находить среднее арифметическое чисел при решении задач, формирование прочных навыков устного счета.

Личностные: уметь осуществлять самооценку, развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, самостоятельности.

Методы обучения: беседа, практикум, частично исследовательский метод.

Методы осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, практические.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, листы с заданиями, набор палочек разной длины, линейки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап(1 мин)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их

готовность к уроку.

Учащиеся слушают учителя,

Записывают в тетради дату, классная работа.

2. Актуализация знаний(8 мин)

Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.

Устный счет: Слайды 2-5

устнографический диктант

математичC:\Documents and Settings\галина\Мои документы\Загрузки\десятичные дроби.jpg

Учащиеся  выполняют предложенные задания, тренируют мыслительные способности и учебные навыки.

До целых: 7; 3; 4; 6; 3; 1

До десятых: 7,2; 2,9; 4,3; 6,2; 3,0; 1,0

До сотых: 7,17; 2,85; 4,32; 6,22; 3,01; 0,99

*10: 71,67; 28,53; 43,24; 62,19; 30,089; 9,89

*100: 716,7; 285,3; 432,4; 621,9; 300,89; 98,9

цепочка ответов: 7,2; 0,9; 2,5; 0,5; ответ -0

Ответы: равно,

                меньше,

                 меньше

                больше

                больше

               меньше 

3. Этап изучение нового материала.(10 мин)

Создание проблемной ситуации на уроке.

Рассмотрим следующую практическую задачу:

Перед вами 5 палочек, длины которых не очень сильно отличаются друг от друга.

Задание: 1)Измерьте длину каждой палочки.

2) Узнайте среднюю длину палочек.

-Давайте выполним это задание. Составьте план решения этой задачи.

-Конечно же, некоторые палочки имеют длину большую данного числа, другие меньшую. Мы нашли среднее значение длины одной палочки(15 см).

Во многих жизненных ситуациях нас устраивает именно среднее значение той или иной величины.

В математике есть свои средние, с одним из таких понятий мы сегодня познакомимся, это среднее арифметическое, как его находить и где применяется.

Запишите тему урока в тетрадь.

 

Давайте решим еще одну задачу.

Задача – шутка: «В школе для маленьких бесенят задали домашнее задание: довести до слез маму и принести каждому по бутылочке ее слез. Один маленький бесенок не принес ничего; семь – выполнили домашнее задание, а два отличника принесли по две бутылочки. По сколько бутылочек слез в среднем пришлось на каждого бесенка?»

Найдите в учебнике определение среднего арифметического (работа с учебником п.38 стр. 226)

Давайте сформулируем правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел.

Слайд 6.

ср

- Мы узнали, что такое среднее арифметическое и как его найти. Давайте рассмотрим еще некоторые примеры применения среднего арифметического.

 Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием  среднего арифметического.

 Где мы встречаемся с этим понятием?

 

Учащиеся предлагают свои решения.

(Для этого придется сложить все полученные числа и разделить на число имеющихся палочек.)

( через создание проблемной ситуации и ведения проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока)

Ответ: по 1 бутылочке.

Учащиеся формулируют правило, записывают правило в тетради.

Отвечают на поставленный вопрос  (В газетах, средняя температура, средняя продолжительность жизни,  средний балл, и по телевизору и в школе, статистика – средняя заработная плата)

4.Физкульминутка(3 мин)

1)Учитель показывает задания на карточках, дети делают упражнения в зависимости от правильного ответа:

ЗАКОН, УРОВНЕНИЕ, ДЛИННА, ЧИСЛО, КОРЕНЬ, ЕДЕННИЦА, ВЫЧЕТАНИЕ.

2)Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

1)Определяя правильность написания терминов, выполняют разминку, дети на ответ «неверно» выполняют приседание, на ответ «верно» делают хлопок руками.

2)Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

5.Этап закрепление изученного материала(15мин)

.

 №1496Найдите среднее арифметическое чисел 2 и 10. Изобразите на координатном луче число 2, число 10 и их среднее арифметическое. Сделайте вывод.

- Какой вывод можно сделать? А как вы думаете, всегда так бывает. А если мы выполним это задание для 3 и более чисел?

- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

Решите задачи:

1) В волейбольной команде двум игрокам по 21 году, трем по 20 лет и одному 24 года. Каков средний возраст игроков?

2)№1502

Участница соревнований по фигурному катанию, получила оценки 5,3; 4,8; 5,4; 5,0; 5,3; 5,4; 5,3; 5,2; 5,1. Найти среднюю оценку этой участницы.

3)СЛАЙД 7. Задания - шутки. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать среднее арифметическое не чисел, а предметов, которые нас окружают.

приеры 

- Всегда ли среднее арифметическое имеет смысл?

Средняя температура в больнице, средний размер обуви для нескольких человек (например 44 размер обуви у одного человека и 36 размер у другого, а купить средний размер – (44+36):2=40 размер)

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (Среднее арифметическое – число, стоящее посередине)

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Ответы:

1.(21*2 + 20*3 +24):6=21

2.(5,3+4,8+5,4+5,0+5,3+5,4+5,3+5,2+5,1):9=5,2

Вместе обсуждаем, ученик оформляет решение на доске.

Нет.

Важно не только знать правила, но и  умело их применять.

Выражают свое мнение, приводят свои примеры.

6.Рефлексия, самооценка, итоги урока(5 мин)

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Пригодится ли это вам  в жизни?

Заполните лист самооценки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

УУД:

Личностные: принимают и сохраняют учебную цель, планируют будущую деятельность, развивают критичность мышления

Регулятивные: адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий и внесение корректив

Коммуникативные: выслушивают одноклассников, строят понятные высказывания, озвучивают свое мнение

8. Домашнее задание. Инструктаж.(3 мин)

Домашнее задание: п.38; №1524(а), 1525(практическое задание – измерить длину 10 своих шагов и найти среднюю длину шага).

-Придумайте задачу по теме урока, сюжет которой, взят из жизни.

Отгадайте ребусы:

ВО 100 К               ТЕ 100          Р 1 А

Восток, тесто, родина

 

                                                           

                                             Используемая литература:

              1. Математика. 5 класс: учебник для        общеобразоват. учреждений /Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М: МНЕМОЗИНА, 2013.-280 С.

2.http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/

3.Математика 5 класс. Поурочные планы/З.С.Стромина, О.В.Пожарская.- Волгоград, изд. Учитель.2008г.


Карточки для рефлексии

Данная тема мне понятна.

Я научился находить _____________________________________________

Я доволен своей работой на уроке __________________________________

Данная тема мне понятна.

Я научился находить _____________________________________________

Я доволен своей работой на уроке __________________________________

Данная тема мне понятна.

Я научился находить _____________________________________________

Я доволен своей работой на уроке __________________________________

Данная тема мне понятна.

Я научился находить _____________________________________________

Я доволен своей работой на уроке __________________________________

Данная тема мне понятна.

Я научился находить _____________________________________________

Я доволен своей работой на уроке __________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Квадратные корни.Арифметический квадратный корень"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАКвадратные корни. Арифметический квадратный корень. 1.ФИО (полностью)Чурсакова Наталья Викторовна2.Место работыКадетская школа г. Люберцы3.Должностьучитель математики4.Пр...

План-конспект урока по теме "Арифметический корень натуральной степени и его свойства".

Повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах...

Конспект урока по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

При изучении темы "Прогрессии" учитель может использовать различные подходы к планированию учебного материала. В приведенном конспекте рассмотрено введение понятий и арифметической и геометрической пр...

конспект урока по алгебре "Арифметическая прогрессия"

Урок обобщающего повторения по теме "Арифметическая прогрессия" в 9 классе....

Конспект урока по алгебре "Арифметический квадратный корень" 8 класс

Данный конспект урока для учащихся 8 класса по теме "Арфметический квадратный корень" Целью данного урока является : познакомить учащихся со свойствами арифметического квадратного корня, нау...

Конспект урока на тему Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями

Конспект урока для 9 класса на тему "Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробям"...

Презентация + план конспект урока по алгебре "Арифметическая прогрессия" в 9 классе.

Материал содержит презентацию и план - конспект по теме "Арифметическая прогрессия" - обобщающий урок по теме....