Сценарий урока "Действия с натуральными числами"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Забашта Елена Георгиевна

Заключительный урок в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами". Форма проведения - урок-путешествие по историческим и культурным объектам города Краснодара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_zabashta.docx189.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к уроку математики в 5 классе по теме

«Действия с натуральными числами»

Автор: Забашта Елена Георгиевна, учитель математики МБОУ СОШ № 74 МО город Краснодар

Тема: Действия с натуральными числами.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Форма проведения урока: Урок – путешествие «Пять чудес города Краснодара в натуральных числах».

Психологическая характеристика класса:

В 5-м «А» классе 20 учащихся: 12  мальчиков и 8 девочек.  Более чем у 50% учеников класса уровень познавательного интереса достаточно высокий. Ребята отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности развивающего характера. У 4-х учеников средний уровень познавательного интереса. Эти дети предпочитают поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий. Их самостоятельная активность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. У 3-х учащихся низкий уровень познавательного интереса, им тяжело сосредоточить свое внимание, они часто отвлекаются, поэтому испытывают затруднения при выполнении самостоятельной работы. В классе здоровая психологическая атмосфера, ребята радуются за успехи друг друга и поддерживают тех, кто испытывает временные неудачи.  

Программа: Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / Автор-составитель В.И. Жохов. – 2-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2010. – 31 с.

Учебник:  Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М., 2009.

Раздел учебника:  Натуральные числа.

Количество часов: 170 часов в год; в неделю - 5 часов

Этапы урока:              

1. Организационный момент (1 мин)

2. Вступительное слово учителя (2 мин)

3. Актуализация знаний, устная работа (7 мин).

4. Фронтальная работа с классом, групповая, индивидуальная работа (18 мин): применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий.

5. Физкультминутка (1 мин).

6. Выполнение самостоятельной работы с последующей проверкой (8 мин).

7. Домашнее задание (1 мин).

8. Рефлексия (1 мин).

9. Итог урока (2 мин).

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, коммуникативно-развивающий.

Активные формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), маркерная доска, презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point 2007, листы с заданиями, лист для рефлексии.

Анализ работы детей на уроке.

Учащиеся на уроке были активны, проявляли неподдельный интерес к решению предлагаемых заданий. С большим увлечением придумывали свои задачи. Находили разные пути решения уравнений, нахождения значения буквенного выражения при заданном значении буквы,  решения задач (по действиям, решение с конца, составление математической модели). Ребята дополняли краеведческий материал своим познаниями, выражали свое отношение к достопримечательностям города. Ученики показали достаточно высокий уровень владения вычислительных умений и их грамотное применение в решении заданий. В течение всего урока чувствовался положительный эмоциональный настрой учащихся, их заинтересованность.  

Урок-путешествие: «Пять чудес города Краснодара в натуральных числах».

Цели:

образовательная: обобщить полученные  знания и умения в выполнении действий с натуральными числами при решении примеров, уравнений, задач; уметь применять комбинированные знания в области математики, краеведения;

развивающая: активизировать и развивать мышление, кругозор, внимание, память, стимулировать интерес к познавательной деятельности;

воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с достопримечательностями города Краснодара, проверив  при этом их умения выполнять действия с натуральными числами;
  • развивать математическую культуру;
  • активизировать познавательный интерес к изучению предмета;
  • воспитывать настойчивость в достижении поставленных целей.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, коммуникативно-развивающий.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), маркерная доска, презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point 2007, листы с заданиями, лист для рефлексии.

Структура урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Вступительное слово учителя (2 мин)

3. Актуализация знаний, устная работа (7 мин).

4. Фронтальная работа с классом, групповая, индивидуальная работа (18 мин): применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий.

5. Физкультминутка (1 мин).

6. Выполнение самостоятельной работы с последующей проверкой (8 мин).

7. Домашнее задание (1 мин).

8. Рефлексия (1 мин).

9. Итог урока (2 мин).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

    Учитель: Мы живем в прекрасном городе, городе цветов, архитектурных  и природных памятников, новых современных проектов и технологий. Каждый из вас, наверняка, восхищался (и не раз) разноцветными живыми цветочными часами, прекраснейшим фонтаном на Театральной площади, преклонялся перед величием Екатерины Великой, с умилением наблюдал за поведением братьев наших меньших в Сафари-парке, удивлялся огромному количеству замков на витых ограждениям моста через реку Кубань (слайд № 1). Сегодня мы познакомимся поближе с этими чудесами архитектуры природы  и искусства. И начнем мы наше путешествие с самого любимого места всех детей нашего города – Сафари-парка. Давайте узнаем, какие звери обитают в этом прекрасном парке.

3. Устный счет.    Слайд № 2 (задания появляются последовательно).

1)

Под шатром ветвистой ели

Белка сделала качели.

И в «Сафари-парке» звери

Собрались к ней на качели:

20 птиц и 7 куниц,

8 тигров, 5 лисиц.

6 моржей и 5 зайчат

На качели все спешат.

Вы ребята,  не зевайте,

Всех зверей пересчитайте.

                     (Ответ: 51 зверь)

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Уж, барсук, енот, «косой»,

Рысь с жирафом и лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.

(Ответ: с медведем 8 зверей)

Ламы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 120 следов.

Сколько, скажите,  здесь было волков?

(Ответ: 30 волков)

    2) Учитель: Самым старым обитателем Сафари-парка является бобер.

Как вы думаете, какова длина бобра? (ученики выдвигают предположения). Ответить более точно на этот вопрос нам поможет удивительный квадрат (Слайд № 3).

59

63

36

23

27

0

37

41

14

1) Из первой строки выберите наименьшее число.

2) Из второй строки выберите наибольшее число.

3) Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.

4) Найдите сумму выбранных трех чисел – и вы получите ответ на вопрос.                  

(36+27+37=100 (см) -  длина тела бобра)374

100 см – сколько это дециметров, миллиметров?  (100 см = 10 дм = 1000мм). Сравните длину тела бобра со своим  ростом (учащиеся выборочно отвечают).

4. Фронтальная работа с классом, групповая, индивидуальная работа.

1) Работа по карточкам.

    Учитель: А недавно в «Сафари-парке» появились новые обитатели:  птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Названия этих птиц зашифрованы примерами, которые находятся у каждого из вас на желтых карточках (Приложение № 1). Применяя прием последовательного деления, найдите частные:

 125 : 5;   210 : 10;   45 : 3;   180 : 4;   2800 : 20;   120 : 5;   34 : 2;   3500 : 100.

 Заменив частные буквами, вы прочитаете название птиц- метеорологов (слайд № 4).

(Ответ: ФЛАМИНГО)

f_502i

   

Учитель: В нашем городе есть необыкновенный мост через реку Кубань. Для того, чтобы узнать, от какого слова произошло название этого моста, вам необходимо соотнести ответы примеров с буквами в карточке-лото (Приложение № 1)  (слайд № 5)

14 + 60

У

230 – 115

Е

21 ∙ 6

П

450 + 105

Л

240 : 3

Й

111 - 91

О

125 ∙ 8

Ц

26

20

1000

115

555

74

80

                                                  Ответ:        П         О          Ц           Е          Л          У          Й

    Учитель: Наступает вечер. Мост начинает утопать в иллюминации. Неоновые огни делают его похожим на дугу радуги, он становится лёгким, невесомым. Такое ощущение, что это сказочное место только и создано, чтобы здесь находили друг друга родственные души. Давайте узнаем, сколько же ламп освещают мост Поцелуев?  Для этого нужно решить задачу (учащиеся записывают решение в Листе № 1 (Приложение № 2), один из учеников – на доске с комментированием решения):

Если ко всем зажженным лампам добавить еще 300, то всего станет 2500 ламп. (Ответ: 2200 ламп)

    Учитель: Следующее чудо  нашего путешествия – это Цветочные часы, построенные в Краснодаре на углу улиц Красной и Гаврилова  - третьи в стране после Москвы и Санкт-Петербурга (Слайд № 6). Их уникальный часовой механизм находится под землей. Яркие виолы создают неповторимый цветочный орнамент, работают они  с исключительной точностью, а в начале каждого часа звучит гимн Кубани. Я предлагаю вам узнать диаметр этих замечательных часов в см. Для этого найдите значение буквенного выражения при заданном значении буквы (один из учащихся работает у доски, остальные записывают решение в Лист № 1, Приложение № 2):       2056 – (556 + а)  при а = 450   (Ответ: 1050 см).

    Учитель: Одно из недавно появившихся чудес в нашем городе – это фонтан на Театральной площади, который был открыт 24 сентября 2011 года в День города Краснодара. Аналогов этому фонтану нет во всем мире. Его площадь 1 тыс. . Он представляет собой открытый фонтан, по которому можно гулять. Динамическое светомузыкальное зрелище - освежающие струи вырываются просто из-под земли и взлетают на высоту более 25 м. И все это происходит под  музыку (Слайд № 7).  Давайте узнаем, сколько водных картин можно увидеть у фонтана на Театральной площади. Для этого найдите периметр прямоугольника, если одна из его сторон равна 28 м, а другая - на 6 м короче (один из учащихся работает у доски, остальные записывают решение в Лист № 1, Приложение № 2) . (Ответ: 100). А теперь придумайте, пожалуйста, свою задачу, ответом бы к которой была высота струй нашего фонтана. (Ученики формулируют условия своих придуманных задач. Коллективно выбирается самая интересная задача).

    Учитель: Памятник Екатерине II расположен на главной оси города — улице Красной, на Соборной площади, в пешеходной зоне. Напротив памятника находится здание Законодательного собрания Краснодарского края. Справа находится войсковой собор названный в честь князя Александра Невского. Первоначально он был открыт в 1907 году, но  разрушен большевиками в 1920 году. Высота памятника – 13 м 80 см, ширина всего комплекса 16 м. Фигура Екатерины высотой 4 м весит 3 т (Слайд № 8).

Давайте с вами узнаем, сколько различного металла ушло на изготовление скульптурной композиции памятника Екатерине Великой. Для этого решите уравнения и впишите по порядку полученные корни в клеточки (слайд № 9) . (Решение уравнений по группам, от каждой группы по одному учащемуся  - у доски).  (Лист № 1, Приложение № 2):

а) 36 + (х – 13) = 48 (Ответ: 25)

б) (х + 51) – 28 = 35 (Ответ: 12)

в) 630 – (х + 44) = 336 (Ответ: 250)

г) (х – 17) + 49 = 112 (Ответ: 80)

Бронза         тонн, чугун         тонн, алюминий         кг, сусальное золото       г .        

5. Физкультминутка.

Посмотрели на соседа,

Удивились, подмигнули,

Улыбнулись все друг другу,

Руку дружбы протянули.

Встали, плечи распрямили,

Вправо, влево повернулись.

Вновь друг другу улыбнулись.

Посмотрели все в окошко.

Поработаем немножко.

6. Самостоятельная работа с последующей проверкой (слайд № 10).

Давайте узнаем, в каком же году памятник был вновь восстановлен в городе Краснодаре. Для этого возьмите Лист № 2 и самостоятельно выполните задание, результат последнего действия даст вам  ответ (Приложение № 3):

        Ответ: в 2006 году        

8. Домашнее задание.

     Учитель: на сегодня наше путешествие закончено. Мы побывали в пяти чудесных местах города Краснодара. Но, я надеюсь, что у каждого из вас есть свое любимое место в нашем городе, которое вы с удовольствием посещаете, любуетесь красотой, восхищаетесь неповторимостью, необычностью, сказочностью и загадочностью. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить задачу  про ваше любимое место в городе и решить ее. А еще я предлагаю вам по приметам теста  (Лист № 3, Приложение № 4) определить, о чем идет речь. Для этого вам будет необходима дополнительная информация из книг или интернета. На следующем уроке мы выслушаем все ваши версии.

9. Рефлексия.

    Учитель: А сейчас, ребята, я попрошу вас дать самооценку своей деятельности на уроке (у каждого учащегося лист со смайликами, ребятам надо поставить галочку возле соответствующего их настроению и ощущениям смайлика) (Приложение № 5).

10. Итог урока.

    Учитель: закончить сегодняшнее путешествие мне бы хотелось стихотворением одного из учеников нашей школы, посвященным городу Краснодару (Слайд № 11):

В этом городе я родился,

Сделал первые в жизни шаги.

С ребятней во дворе подружился,

Заработал свои синяки.

Наблюдал, как растут деревья,

Расцветают кусты и цветы,

Разработки на новых землях

Воплощают в реальность мечты.

Много новых районов построено.

Скверы, парки, аллеи кругом!

Дышит жизнью малая Родина!

Беды, горести ей нипочем!

Восхищаюсь цветными фонтанами,

Европейским фасадом домов.

Низко кланяюсь я ветеранам,

Подарившим спокойствие снов.

Я иду по просторным улицам,

А навстречу – улыбки людей.

Не допустит грустить и хмуриться

Город верных, надежных друзей!

И надеюсь, что в скором будущем

Каждый житель, и млад, и стар,

С чувством гордости скажет,

Что лучший город в мире –

МОЙ КРАСНОДАР!

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОТВЕТ:__________________________________

Карточка-лото

14 + 60

У

230 – 115

Е

21 ∙ 6

П

450 + 105

Л

240 : 3

Й

111 - 91

О

125 ∙ 8

Ц

26

20

1000

115

555

74

80

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Лист № 1)

Задание № 1.

 Каждый вечер мост Поцелуев утопает в иллюминации. Если ко всем зажженным лампам добавить еще 300, то всего станет 2500 ламп. Сколько же ламп освещают мост Поцелуев?

Решение.

Ответ:____________________

Задание № 2.

Найди значение буквенного выражения при заданном значении буквы и узнаешь, каков диаметр у  краснодарских цветочных часов в см:

 2056 – (556 + а)  при а = 450  

Решение.

Ответ:___________________

Задание № 3.

Узнай, сколько водных картин можно увидеть у фонтана на Театральной площади. Для этого найди периметр прямоугольника, если одна из его сторон равна 28 м, а другая - на 6 м короче.

Решение.

Ответ: ___________________

Задание № 4.

Узнай, сколько различного металла ушло на изготовление скульптурной композиции памятника Екатерине Великой. Для этого реши уравнения и впиши по порядку полученные корни в клеточки.

а) 36 + (х – 13) = 48    б) (х + 51) – 28 = 35   в) 630 – (х + 44) = 336    г) (х – 17) + 49 = 112

Бронза         тонн, чугун         тонн, алюминий          кг, сусальное золото         г. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Лист № 2)

         

    -   72  =                                                                                                       

                 :  4 =

             +  125 =

                                ∙   8    =

   38    ∙    25        =

ОТВЕТ:______________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (Лист № 3)

Приметы

1.РАСПОЛОЖЕНИЕ              Вычислите 75 : 15 + 20

а) 25 -  парк «Солнечный остров»; б) 250 –  Городской парк;  

в)  205 –  парк «Чистяковская роща»

2. ЗАНИМАЕМАЯ ПЛОЩАДЬ                 Вычислите   2070 : 9 – 207

а)203 – 1 га;   б) 23 – 10 га;    в) 230 – 100 га

3. КОЛИЧЕСТВО  ОБИТАЕМЫХ   ВИДОВ     Вычислите 36 ∙ 15 + 36 ∙ 30  

а) 162 – 110 видов;   б)  1620 – 120 видов;

в) 1602 – 130 видов

ОТВЕТ:_________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

j0428129

j0434411j0428065


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"

Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Тест для обучающихся 5 класса по теме: "Натуральные числа. Действия с натуральными числами"

Тест состоит из 10 заданий в форме тестов  ГИА. Приведен ключ к тесту и порядок перевода баллов в оценку....

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

Презентация по теме "Натуральные числа. Десятичная запись натуральных чисел"

Презентация к уроку математики в 5 классе по  теме "Натуральные числа. Десятичная запись натуральных чисел"...

Натуральные числа. Ряд натуральных чисел.

Материал для проведения урока по математике. 5 класс Мерзляк. "Натуральные числа. Ряд натуральных чисел."...