Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
презентация к уроку по алгебре (8 класс) на тему

Мельникова Елена Витальевна

Материал содержит презентацию к уроку, конспект и раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc82.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt447.5 КБ
Microsoft Office document icon dopolnitelnyy_material.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

           по алгебре.

Тема: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

   

  МОУ СОШ № 27

Выполнила: учитель математики и информатики МОУ СОШ №27

Карлышева Е. В.

   

Сухие строки уравнений –

В них сила разума влилась.

В них объяснение явлений,

Вещей разгаданная связь.

        Л.М.Фридман

Тема урока: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Цели урока:

  • Образовательные:

- познакомиться  с понятиями: квадратное уравнение и неполное квадратное уравнение;

-  научиться решать неполные квадратные уравнения.

  • Развивающие:

- развитие мышления, анализа, синтеза, выделение общего.

  • Воспитательные:

- становление трудовых качеств, развитие интереса к предмету.

- развитие коллективизма.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: проектор, экран, программное обеспечение, наглядный материал (презентация), раздаточный материал (карточки, таблица с методами решения неполных квадратных уравнений).

Ход урока.

1. Организационный момент.

        Ребята! Квадратное уравнение – это фундамент, на котором построено огромное здание алгебры. Квадратные уравнения применяются начиная с 8-го класса и до окончания вуза. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных уравнений и неравенств.

2. Изучение нового материала.

        1. Историческая справка.

        Простые уравнения люди научились решать более трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и только 400 лет назад научились решать квадратные уравнения. Формы решения квадратных уравнений по образцу Аль-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи.

        Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из этой книги переходили почти во все европейские учебники  XIV-XVII вв. Общее правило решения квадратных уравнений было сформулировано в Европе в 1544 г. М.Штифелем.

        Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

        Именно в XVI – XVII вв.  происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.        

        2. Задача, приводящая к квадратному уравнению.

        Прежде, чем приступить к теме урока, я хочу предложить вам одну задачу. Эта задача пришла к нам из Древней Индии XII века  и носит название задача Бхаскары.

                На две партии разбившись,

                Забавлялись обезьяны.

                Часть восьмая их в квадрате

                В роще весело резвилась.

                С криком радостным часть восьмая

                Воздух свежий оглашали.

                Вместе сколько ты скажи мне,

                Обезьян там в роще было?

Решение задачи:

Пусть х – количество обезьян в роще.

1 партия – (1/8х)²

2 партия – 1/8х

Составим и решим уравнение:

(1/8х)² + 1/8х = х,

1/64х² + 1/8х – х = 0,

х² + 8х – 64х = 0,

х² - 56х = 0.

        3. Определение квадратного уравнения.

        Получили уравнение, которое нам ещё не знакомо и узнать пока сколько же было обезьян не сможем. Но к концу урока, вы сами мне уже сможете ответить на вопрос задачи. Так что же уравнение мы получили?

Такое уравнение называется квадратным.

Т. е. уравнение вида:

ax² + bx + c = 0, (а ≠ 0),

где х – переменная,

       a – первый коэффициент,

       b – второй коэффициент,

       c – свободный член.

         Как вы думаете, почему уравнение такого вида называются       квадратными?

                Индивидуальная работа по карточкам №1.

№1.  Определите коэффициенты и свободные члены  в уравнениях:

Уравнения

Коэффициенты

3х² + 2х + 7 = 0

а = 3, b = 2, c = 7        

 5х² + х – 2 = 0

 х² + 2х + 3 = 0

 - х² + 1 – 3х = 0

 -7х + 2х² + 2 = 0

-6х - 2х² - 5 = 0

        4. Определение неполного квадратного уравнения.

        Давайте попробуем определить коэффициенты в задаче Бхаскары.

х² - 56х = 0,  a = 1, b = -56, c = 0.

        Скажите, пожалуйста, чего не хватает в данном уравнении?

        Если в квадратном уравнении ax² + bx + c = 0, (а ≠ 0), хотя бы один из коэффициентов равен 0 (кроме а), то такое уравнение называется  неполным квадратным уравнением.

        Неполные квадратные уравнения бывают 3 видов:

        (в каждом из примеров обсуждать вопрос о количестве корней).

  1. тип ax² + c = 0 (c ≠ 0)

Пример:

5х² - 125 = 0,                4х² + 64 = 0,

5х² = 125,                 4х² = - 64,

х² = 25,                         х² = - 64,

х = ±5.                        корней нет.

Ответ: ±5.                Ответ: корней нет.

2) тип ax² + bx = 0 (b ≠ 0)

Пример:

4х² + 9х = 0,

х(4х + 9) = 0,

Х = 0 или  4х + 9 = 0,

                    4х = -9,

                      х = -2,5,

Ответ: -2,5; 0.

  1. тип ax²  = 0

5х² = 0,

х = 0.

Ответ: 0.

        А теперь решение неполных квадратных уравнений сведём в таблицу, которую я каждому из вас раздам.

Уравнение

Решение

Корень

ax² + c = 0,

(c ≠ 0)

x² = - c/а

  1. если - c/а > 0,

то x = ±√-c/a

  1. если - c/а < 0,

то корней нет.

ax² + bx = 0,

(b ≠ 0)

x(ax + b) = 0

x = 0 или ax + b = 0

x = 0 или x = - b/a

ax²  = 0

x²  = 0

x  = 0

        Посмотрите на таблицу и ответьте на вопрос:

Какое количество корней может иметь квадратное уравнение?

3. Закрепление.

        Групповая работа по карточкам №2.

        Делимся на две команды, каждой команде даётся по карточке с заданиями и координатная полуплоскость. Одна из двух координат дана, необходимо решить квадратное уравнение и записать второй координатой корень уравнения.

№2. Отметить в координатных полуплоскостях точки, которые являются решениями неполных квадратных уравнений.

Уравнение

х

у

точка

x² - 4x = 0

0

(0,      )

4x² + 8x = 0

0

(      ,0)

-2x² - 10x = 0

0

(       ,0)

5х² - 20 = 0

-3

наименьший корень

(-3,      )

х² - 25 = 0

наименьший корень

-6

(      , -6)

х² + 4х = 0

0

(0,        )

Уравнение

х

у

точка

x² - 4x = 0

0

(0,      )

4x² - 8x = 0

0

(      ,0)

2x² - 10x = 0

0

(       ,0)

5х² - 20 = 0

3

наименьший корень

(3,      )

х² - 25 = 0

наибольший корень

-6

(      , -6)

х² + 4х = 0

0

(0,        )

В результате у вас должна получиться звезда.

        Парная работа по карточкам № 3.

        Ребята, предлагаю вам следующую игру. Каждому ряду я раздам задания. Первая парта в паре решает первое задание, передаёт карточку второй парте, вторая парта 2 – ое задание решает и передаёт 3 - ей и т. д. Какой ряд быстрее и правильнее решит, тот выиграл.

        

№3. «Цепочка». Решите уравнения.

           1 ряд.                      2 ряд.                             3 ряд.

  1. 9x² - 1 = 0                1. 16х² - 9 = 0                1. 25х² - 4 = 0
  2. 1 + 4y² = 0                2. 5у² +2 = 0                2. 3у² + 1 = 0
  3. 4x² - 3x = 0                3. – 2х² + 5х = 0                3. 6х² - 4х = 0
  4. -5x² + 7x = 0        4. 4х² - 9х = 0                4. -3х² + 9х = 0
  5. – 8x² = 0                5. 10х² = 0                        5. 23х² = 0

Сверяют свои ответы с ответами, которые выданы на экране.

        Вернёмся к задаче, рассмотренной в начале урока, и попробуем ответить на поставленный вопрос.

х² - 56х = 0,

х(х – 56) = 0,

х = 0 или х – 56 = 0,

               х = 56.

Ответ 56 обезьян.

4. Итог урока.

1. С какими новыми уравнениями мы познакомились?

2.  Какой вид имеют квадратные уравнения?

3. Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением?

Домашнее задание: придумать к каждому виду неполного квадратного уравнения примеры, а на следующем уроке мы их с вами будем решать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: "Определение квадратных уравнений. Неполные квадратные уравнения."

Слайд 2

Цели урока: 1. Познакомиться с понятиями: квадратное уравнение и неполное квадратное уравнение. 2. Научиться решать неполные квадратные уравнения. 3. Продолжать развивать интерес к математике.

Слайд 3

Из истории возникновения квадратных уравнений . Простые уравнения люди научились решать более трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и только 400 лет назад научились решать квадратные уравнения. Формы решения квадратных уравнений по образцу Аль-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из этой книги переходили почти во все европейские учебники XIV - XVII вв. Общее правило решения квадратных уравнений было сформулировано в Европе в 1544 г. М.Штифелем. Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, который признавал только положительные корни. Итальянские математики Тартал ь я, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид. Именно в XVI – XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.

Слайд 4

З адача знаменитого индийского математика XII века Бхаскары На две партии разбившись, Забавлялись обезьяны. Часть восьмая их в квадрате В роще весело резвилась. С криком радостным часть восьмая Воздух свежий оглашали. В месте сколько ты скажи мне, Обезьян там в роще было? Решение задачи. Пусть х – количество обезьян в роще. 1 партия ( х) ² 2 партия х 1 8 1 8 Составим и решим уравнение: ( х) ² + х = х, х ² + х – х = 0, | * 64 х ² + 8х – 64х = 0, х ² - 56х = 0. 1 8 1 8 1 64 1 8

Слайд 5

Квадратным уравнение называется уравнение вида: ax² + bx + c = 0 (а ≠ 0), где х – переменная, a – первый коэффициент, b – второй коэффициент, c – свободный член. Как вы думаете , почему уравнение такого вида называется квадратным?

Слайд 6

Определите коэффициенты и свободные члены в уравнениях: Например: 3х² + 2х + 7 = 0 , а = 3, b=2 c = 7. 5х² + х – 2 = 0 a = 5, b = 1, c = -2 х² + 2х + 3 = 0 a = 1, b = 2, c = 3 х² + 1 – 3х = 0 a = -1, b = -3, c = 1 -7х +2х² + 2 = 0 a = 2, b = -7, c = 2 -6х - 2х² - 5 = 0 a = -2, b = -6, c = -5 МОЛОДЦЫ!

Слайд 7

Определение неполного квадратного уравнения Вернёмся к задаче Бхаскары. Определим коэффициенты в уравнении: х² - 56х = 0 a = 1, b = -56, c = 0 Если в квадратном уравнении ax ² + bx + c = 0 (а ≠ 0), хотя бы один из коэффициентов равен 0 (кроме а), то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением .

Слайд 8

Неполные квадратные уравнения бывают 3 видов: ax² + c = 0 (c ≠ 0) Рассмотрим пример: 5х ² - 125 = 0, 4х ² + 64 = 0, 5х ² = 125, 4х ² = - 64, х ² = 25, х ² = - 64, х = ± 5. корней нет. Ответ: ± 5. Ответ: корней нет. ax² + bx = 0 (b ≠ 0) Рассмотрим пример: 4х ² + 9х = 0, х(4х + 9) = 0, Х = 0 или 4х + 9 = 0, 4х = -9, х = -2, 2 5, Ответ: -2, 2 5; 0. 3. ax² = 0 Рассмотрим пример: 5х ² = 0, х = 0. Ответ: 0.

Слайд 9

Таблица решения неполных квадратных уравнений. Уравнение Решение Корень ax² + c = 0, (c ≠ 0) x² = - c/а если - c/а > 0, то x = ±√-c/a если - c/а < 0, корней нет. ax² + bx = 0, (b ≠ 0) x(ax + b) = 0 x = 0 или ax + b = 0 x = 0 или x = - b/a ax² = 0 x² = 0 x = 0

Слайд 10

1 группа 2 группа (0; 4) (0; 4) (-2; 0) (2; 0) (-5; 0) (5; 0) (-3; -2) (3; -2) (-5; -6) (5; -6) (0; -4) (0; -4)

Слайд 11

Игра "Цепочка" 1 ряд. 2 ряд. 3 ряд. 1. х = ± 1/3 1. х= ± 0,75 1. х= ± 0,4 2. нет корней. 2. нет корней. 2. нет корней. 3. х=0, х=0,75 3. х=0, х=2,5 3. х=0, х=2/3 4. х=0, х=1,4 4. х=0, х=2,25 4. х=0, х=3 5. х=0 5. х=0 5. х=0

Слайд 12

В задаче Бхаскары мы получили следующее уравнение: х² - 56х = 0, х(х – 56) = 0, х = 0 или х – 56 = 0, х = 56. Ответ 56 обезьян. Итог урока. С какими новыми уравнениями мы познакомились? Какой вид имеют квадратные уравнения? Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением? Домашнее задание : придумать к каждому виду неполного квадратного уравнения примеры.



Предварительный просмотр:

Карточка №1. Определите коэффициенты и свободные члены в уравнениях:

Уравнения

Коэффициенты

3х² + 2х + 7 = 0

а = 3, b = 2, c = 7        

 5х² + х – 2 = 0

 х² + 2х + 3 = 0

 - х² + 1 – 3х = 0

 -7х + 2х² + 2 = 0

-6х - 2х² - 5 = 0

Уравнение

Решение

Корень

ax² + c = 0,

(c ≠ 0)

x² = - c/а

  1. если - c/а > 0,

то x = ±√-c/a

  1. если - c/а < 0,

то корней нет.

ax² + bx = 0,

(b ≠ 0)

x(ax + b) = 0

x = 0 или ax + b = 0

x = 0 или x = - b/a

ax²  = 0

x²  = 0

x  = 0

Карточка №2. Отметить в координатных полуплоскостях точки, которые являются решениями неполных квадратных уравнений.

Уравнение

х

у

Точка

x² - 4x = 0

0

(0,      )

4x² + 8x = 0

0

(      ,0)

-2x² - 10x = 0

0

(       ,0)

5х² - 20 = 0

-3

наименьший корень

(-3,      )

х² - 25 = 0

наименьший корень

-6

(      , -6)

х² + 4х = 0

0

(0,        )

Уравнение

х

у

точка

x² - 4x = 0

0

(0,      )

4x² - 8x = 0

0

(      ,0)

2x² - 10x = 0

0

(       ,0)

5х² - 20 = 0

3

наименьший корень

(3,      )

х² - 25 = 0

наибольший корень

-6

(      , -6)

х² + 4х = 0

0

(0,        )

Карточка №3. «Цепочка». Решите уравнения.

           1 ряд.                      2 ряд.                             3 ряд.

  1. 9x² - 1 = 0                1. 16х² - 9 = 0                1. 25х² - 4 = 0
  2. 1 + 4y² = 0                2. 5у² +2 = 0                2. 3у² + 1 = 0
  3. 4x² - 3x = 0                3. – 2х² + 5х = 0                3. 6х² - 4х = 0
  4. -5x² + 7x = 0        4. 4х² - 9х = 0                4. -3х² + 9х = 0
  5. – 8x² = 0                5. 10х² = 0                        5. 23х² = 0

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...

План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"

Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...

Конспект урока по теме "Определение квадратного уравнения.Неполные квадратные уравнения."

Урок по теме"Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения." является уроком изучения нового материала ,содержит достаточно насыщенный теотетический материал,рекомендован ...

Разработка проблемно-эвристического урока алгебры в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами...

Электронный образовательный ресурс по алгебре 8 класс " Определение квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение."

Урок по алгебре в 8 классе. "Определение квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение"...

Урок по алгебре в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»

Математические дисциплины достаточно серьезны, трудны для понимания, требуют усидчивости и произвольного внимания. Как же сделать так, чтобы занятия математикой были и интересны, и познавательны? Пред...