Элективный курс "Многочлен с одной переменной"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре на тему

Гаврилова Галина Валентиновна

Тема «Многочлен с одной переменной» является одним из основных разделов элементарной математики. Во время реформы данная тема была исключена из школьной программы, по-видимому, из-за дефицита часов, вызванного включением в программу основ математического анализа. Знакомство с пособиями для поступающих в ВУЗы, изданными в последние года, свидетельствует, что значительное место в вариантах письменных работ отводится задачам, связанным с разложением многочленов на множители и с решением алгебраических уравнений третьей и более высокой степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogochlen_s_odnoy_peremennoy_gavrilova.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

 Многочлен с одной переменной.

                                                        Пояснительная записка.

    Тема «Многочлен с одной переменной» является одним из основных разделов элементарной математики. Во время реформы данная тема была исключена из школьной программы, по-видимому, из-за дефицита часов, вызванного включением в программу основ математического анализа. Знакомство с пособиями для поступающих в ВУЗы, изданными в последние года, свидетельствует, что значительное место в вариантах письменных работ отводится задачам, связанным с разложением многочленов на множители и с решением алгебраических уравнений третьей и более высокой степени.

  Однако представляется, что изучение этой темы в 8-9 классах целесообразно в виду её очевидных тесных связей с материалом именно этих классов и по общему кругу идей, и по содержанию решаемых задач – квадратные уравнения и квадратный трехчлен, тождественные преобразования, разложение на множители. Кроме того, теория многочленов по своей математической сущности тесно примыкает к теории делимости чисел.

Цель курса.

-развивать устойчивый интерес к предмету, приобщаясь к истории математики как части общечеловеческой культуры;

-повысить вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля.

Задачи курса.

- предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- видеть многочлен во всех его разнообразных формах и уметь использовать его свойства для решения задач;

- владеть различными способами разложения многочлена на множители.

- уметь находить корни многочлена по схеме Горнера, делить многочлен на многочлен.

      Успешность решения задач этого курса во многом зависит от организации учебного процесса. Учителю представляется возможность свободного выбора методических путей и организационных форм обучения, проявления творческой инициативы.

   Учебно-воспитательный процесс должен строиться с учетом возрастных возможностей и потребностей учащихся, не следует стремиться к чрезмерному насыщению программы дополнительными вопросами.

  Изучение данного курса предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.

   Для поддержания и развития интереса к курсу следует включать в процесс обучения занимательные задачи, сведения из истории математики. Это особенно важно на первом этапе, когда интерес учащихся ещё недостаточно устойчив.

     На втором этапе возрастает роль теоретических знаний, становятся весьма значимыми такие их качества, как системность и обобщенность. Значительное место на этом этапе должно быть уделено решению задач, отвечающих требованиям для поступающих

в ВУЗы, где математика является профилирующим предметом.

      В связи с тем, что на этот курс придут школьники разным уровнем подготовки, в процессе обучения на каждом этапе должны быть включены повторение и систематизация опорных знаний.

   Учебный процесс должен быть ориентирован на усвоение учащимися прежде всего основного материала; при проведении текущего и итогового контроля знаний качество усвоения этого материала проверяется в обязательном порядке. Итоговому контролю не подлежит материал, отмеченный звездочками. Значительное место в учебном процессе должно быть отведено самостоятельной математической деятельности учащихся решению задач, проработке теоретического материала, подготовке докладов, рефератов и т.д.

   Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них. На заключительном этапе элективного курса можно провести практическое занятие с подведением итогов решения задач и провести урок – игру «Биржа Знаний».

     Данный курс предусматривает не только классно – урочную и лекционно- практические системы, но и использование личностно- ориентированных педагогических технологий. При решении задач значительное место должно занимать поиски идей решения, эвристические соображения.

    Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов. Он может быть использован как отдельный элективный курс, для расширения и углубления знаний, умений и навыков , а также – при изучении профильного курса математики и наличии дополнительного времени на его изучение.

    Данный элективный курс может быть использован учителем в старших классах для развития, систематизации знаний учащихся по теме и подготовки их к итоговой аттестации, ЕГЭ и вступительным экзаменам в ВУЗы.

                                                   Содержание.

Тема «Многочлен с одной переменной» – 17 часов

- Стандартный вид многочлена.

- Сложение и вычитание многочлена.

- Умножение многочлена на одночлен.

- Деление многочлена на одночлен.

- Вынесение общего множителя за скобки.

- Умножение многочленов.

- Разложение многочлена на множители.

- Методом группировки.

- Формулы сокращенного умножения

- Выделение полного квадрата.

- Разложение на множители суммы и разности произвольных степеней.

- Квадрат суммы нескольких слагаемых.

- Деление многочлена с остатком.

- Теорема Безу. Схема Горнера.

- Корни многочленов. Теорема Виета.

- Симметрические многочлены от двух переменных.

Учебно – тематический план.

Тема

Количество часов

Виды работы

Раздел 1 – 4 часа.

Многочлен с одной переменной.

1

Лекция, работа в парах

Сложение и вычитание многочленов

1

Лекция, работа в парах

Умножение многочлена на одночлен.

1

Лекция, работа в парах

Деление многочлена на одночлен.

1

Лекция, работа в парах

Раздел 2 – 6 часов.

Вынесение общего множителя за скобки.

0,5

Лекция, работа в парах

Умножение многочленов.

1

Лекция, работа в группах

Методом группировки.

1

Лекция, работа в группах

Формулы сокращенного умножения

1

Лекция, работа в парах

Выделение полного квадрата.

1

Лекция, работа в парах

Разложение на множители суммы и разности произвольных степеней

1

Лекция, работа в группах

Квадрат суммы нескольких слагаемых.

0,5

Лекция, работа в группах

Раздел 3 – 6 часов.

Деление многочлена на многочлен

1

Лекция, работа в парах

Деление многочлена с остатком.

0,5

Лекция, работа в парах

Теорема Безу

1

Лекция, работа в группах

Схема Горнера

1,5

Лекция, работа в группах

Корни многочлена.

0,5

Лекция, работа в парах

Нахождение целых корней многочлена

О,5

Лекция, работа в парах

Теорема Виета.

0,5

Лекция, работа в парах

Симметрические многочлены от двух переменных

0,5

Лекция, работа в парах

Итоговое занятие.

Урок – игра «Биржа Знаний»

1

Групповая работа

 

 

Требования к уровню усвоения учебного материала.

В результате усвоения программы элективного курса «Многочлен с одной переменной» учащиеся получают возможность

Знать:

- формулы сокращенного умножения;

 -теорему Виета для квадратного уравнения в общем виде, приведенного квадратного уравнения и уравнений высших степеней;

 - теорему Безу;

 - схему Горнера для разложения многочленов высших степеней на множители;

 - определение симметрических многочленов;

 - различные методы разложения многочлена на множители;

 - теорему, обратную Теореме Виета;

 - формулу квадрата нескольких переменных;

  - стандартный вид многочлена.

                                                                       Уметь:

 

   - выделить квадрат двучлена из квадратного трехчлена;

   - раскладывать квадратный трехчлен на множители;  

   - делить многочлен с остатком;

   - применять формулы сокращенного умножения;

   -  применять теорему Безу для разложения на множители многочлена;

    - вычислять значение многочлена P ( x) при x= a по схеме Горнера;

    - выполнять операции с многочленами;

    - применять формулу квадрата с несколькими переменными.

Литература:

1. Алгебра. Учебник 8 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев; Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского

2.Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев; Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского

 3. Дудницын Ю.К. Контрольные работы по алгебре 8 класс. / Под редакцией А.Г. Мордковича.

4. Дудницын Ю.П. Контрольные работы по алгебре. 9 класс.

Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дидактические материалы

по алгебре для 8 класса

5. Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дидактические материалы

 по алгебре для 9 класса.

6. Кузнецова Л.В. , Бунимович Е.А., Пигарев Б.П., Суворова С.Б.. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы, 9 класс.

 7. Гольдман А.М., Званич Л.И. Углубление изучение математики в 8-9 классах-М. 1993.

  8. Королева Т.М., Маркарян Е.Г., Нейман Ю.М. Пособие по математике в помощь участникам централизованного тестирования по математике. - М.: Прометей, 2002.

 9. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики / М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Званич. – М.: Просвещение, 1992.

 10. Савушкина И.А., Хугаев К.Д., Тишкин С.Б. Алгебраические уравнения высших степеней. /Методическое пособие для слушателей межвузовского подготовительного отделения. – Санкт – Петербург, 2001.

 11. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. Учебное пособие для 10 кл. средней школы. - М.: Просвещение, 1989.

 

        

                        

        Элективный курс

по алгебре

по теме:

«Решение задач повышенной трудности».

(9 класс)

Составила учитель математики

Киселева О.И.

Пояснительная записка.

В 2003-2004 учебном году начат эксперимент по созданию системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору. Подходы к созданию таких курсов могут быть различны.

Особенность принятого подхода состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-4 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и  методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи.

 Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.

Курс рассчитан на 17 часов и для сильных учащихся.

В этом курсе будут рассмотрены следующие разделы:

1. Задачи на делимость – 4 ч.

2. Уравнения с модулями – 4 ч.

3. Системы уравнений – 3 ч.

4. Неравенства и системы неравенств – 3 ч.

5. Целая и дробная часть числа – 3 ч.

Цели курса:

- рассмотреть задачи, которым в школьном курсе математики уделяется

  мало времени;

      Задачи:

  • Рассмотреть задачи повышенной трудности;
  • Отработать и закрепить навыки решения задач на делимость, решения уравнений с модулями, нахождения целой и дробной частей.

Литература:

1. Г.В.Дорофеев, Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова и др.

2. Олимпиадные задания по математике. 9 класс/сост. С.П. Ковалева.

3. Занимательная математика. 5-11 классы/сост. Т.Д. Гаврилова.

Поурочное планирование.

урока

 

                             Тема урока

Дата

проведения

1

Задачи на делимость

1.09.2005г.

2

Решения задач на делимость

8.09.

3

Решения задач на делимость

15.09.

4

Решения задач на делимость

22.09.

5

Понятие модуля

29.09.

6

Построение графиков

6.10.

7

Решение уравнений с модулями

13.10.

8

Решение уравнений с модулями

20.10.

9

Решение систем уравнений

27.10.

10

Решение систем уравнений с модулями

3.11.

11

Решение систем уравнений с модулями

17.11.

12

Неравенства

24.11.

13

Системы неравенств

1.12.

14

Решение систем неравенств

8.12.

15

Понятие целой и дробной части

15.12.

16

Решение задач на нахождение целой и дробной частей

22.12.

17

Решение задач на нахождение целой и дробной частей

12.01.2006г.

        «Воспитание есть сложное, нелинейное,

многомерное явление…»

 (В.А. Караковский)

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально экономических условиях, условиях преобразования и реформ, в условиях кризиса в общественном сознании, вызванного необычным информационным бумом во всех областях   жизни  современного  человека, что способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества.

       В этих условиях борьбы за свое существование школа как никогда призвана не только давать образование, но и создавать условия для воспитания, развития и реализации личности. Школа в данной ситуации  дает  возможность в знакомой и предсказуемой среде высказать и выслушать то, что тревожит и интересует  сегодняшнего  школьника, а  также  скорректировать  влияние внешней      среды     своими     ценностями, ориентирами, правилами жизни, выработанными в этой системе.

        Исходя из государственного заказа школе, а также социального заказа родителей (анкетирование) основу   воспитательной системы нашей школы составляют общечеловеческие   (социальные) ценности, которые, став ориентирами для растущего человека, помогали бы   ему   сформировать   свой   характер,   побуждали   бы   его   к высоконравственным  мыслям,  делам и поступкам.

Понятие «воспитание» в педагогическом значении на наш взгляд более точно было дано Поповой М. П.: Воспитание можно определить как социально обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры.

         Доминирующим направлением работы ВС является помощь в самореализации личности ребенка, т.е. личностно ориентированная направленность ВС при условии доверия ребенка и его семьи к требованиям школы, а формирование этих ценностей является основой для формирования личности каждого ученика, что является конечной целью учебно-воспитательного процесса.

Главной идеей школы является воспитание (формирование) личности социально адаптированной, ответственной, готовой к самоактуализации и самореализации.

 

          Генеральной целью воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного воспитания является создание системного подхода к воспитательной деятельности, где прослеживается взаимосвязь компонентов педагогического процесса, как на уроках, так и во внеурочное время (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного), что приводит к целостному развитию личности учащегося, создание условий для самоактуализации, самореализации, самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя. Это способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе.

          Исходя из цели воспитательного процесса, сформулированы задачи воспитательной деятельности:

1.                 Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему  краю.

2.                 Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию у них основам культуры и общения, умений построения межличностных отношений.

3.                 Способствовать формированию самосознания, осознания собственного «я», оказывать помощь ребенку в самоопределении и самореализации.

4.                 Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы.

5.                 Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

6.                 Привлекать учащихся к здоровому образу жизни, способствовать формированию осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.

7.                 Создавать условия для открытого воспитательного пространства, в котором родители принимают активное участие.

 

Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе. Общечеловеческие ценности, предложенные Владимиром Абрамовичем Караковским, являются системообразующими факторами воспитательной системы.

 

Основываясь на них и исходя из задач была составлена модель личности выпускника. В центре самая яркая звезда нашего созвездия – выпускник, и качества семи основных направлений характеризующие достойную, социально адаптированную личность.

 

Эти семь ценностей были выбраны в качестве основных направлений воспитательной системы.

         Деление воспитательных мероприятий по направлениям достаточно условно. Решая задачи, к примеру, направления «Земля», мы затрагиваем вопросы направления «Знание» (интеллектуальные конкурсы, научные конференции и семинары по экологическому краеведению), «Труд» (экологические субботники), «Человек (влияние экологических проблем на здоровье человека) и т.п. Таким образом более верно было бы представить схему направлений воспитательной системы школы в следующем виде   :        

 

     

 

Т.е. все направления Человек,Культура, Труд, Земля, Знание,Семья, Отечество,тесно взаимосвязаны между собой и направлены на формирование цельной личности.

   

 

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.

При организации системы воспитательной работы необходимо уделить особое внимание эффективности воспитательного воздействия, его конечному результату. Для оценки состояния и результативности воспитания разрабатывается критериально-диагностический аппарат.

Критерий – обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определить критериальные показатели.

Исходя из цели, задач концепции воспитании и направлений деятельности были выбраны следующие критерии и показатели воспитательной работы:

Развитость креативных способностей (творческой активности) ребенка (активность учащихся в мероприятиях разного уровня, проявление инициативы при подготовке творческих мероприятий, удовлетворенность учащихся своими результатами)

Нравственная воспитанность (нравственная направленность личности, сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду, коммуникабельность, сформированность коммуникативной культуры учащихся, знание этикета поведения, развитость чувства прекрасного)

Сформированность интеллектуального потенциала личности (освоение учащимися образовательной программы, развитость мышления, познавательная активность учащихся, сформированность учебной деятельности)

Развитость физических качеств учащихся, сформированность потребность в ЗОЖ (состояние здоровья выпускника школы, развитость физических качеств личности)

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе (комфортность ребенка в школе, эмоционально-психологическое положение ученика в школе)

Сформированность общешкольного коллектива (состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе, развитость самоуправления, сформированность совместной деятельности)

Репутация образовательного учреждения (положительные отзывы об образовательном учреждении, удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом)

Информационные технологии

 в условиях личностно ориентированного образования

 

      В современных условиях быстротечный характер жизни требует от молодого человека не только знаний в предметной области, не только умения четко выполнять свои обязанности, но и ориентироваться в информационных потоках, критически осмысливать и преобразовывать получаемую информацию. Многочисленные исследования последних лет показали, что современный ученик чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемой извне информации и ценностям.

Повышение уровня информатизации и компьютеризации образования     оставляет актуальным переход от информационной, знаниево-ориентированной к личностно ориентированной парадигме образования, где абсолютной ценностью является сама личность в ее самобытности и целостности.

Сложность перехода к личностно ориентированному образованию на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), на наш взгляд, объясняется: во-первых, объективными причинами, связанными с особенностями развития нашего общества, государства, системы образования; во-вторых, субъективными, личностными причинами, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса; в-третьих, недостаточной разработкой методов и средств рационального соединения информационного и личностного подходов, что затрудняет широкое использование ИКТ, направленных на организацию образовательного процесса.

Современное компьютерное образование является составной частью становления личности ее развития, образования, воспитания, оно призвано формировать у подрастающего поколения собственное социальное основание, внутренний импульс развития высокий уровень совести, духовности, культуры. Следовательно, компьютерное образование становится личностно ориентированным, его цель - поиск и отыскание смыслов, создание новой системы ценностей, саморазвитие и самореализация в компьютерной среде.

Учитывая, что содержание образование - это не только та учебная информация, которая предъявляется ученику и усваивается им, но и то, что усваивается учеников в скрытом виде через деятельность в процессе образования и что многие компоненты содержания образования определяются в процессе субъект-субъектного взаимодействия ученика и учителя и являются продуктами их духовности и культуры, можно говорить о наделении личностным смыслом элементов содержания компьютерного образования.

Содержанием обучения в компьютерной среде являются способы учебной деятельности, средством взаимодействия и самореализации в компьютерной среде, представление о информационной картине мира, роли и месте человека в этом мире, а компьютер является инструментом интеллектуальной деятельности, средством самореализации учащегося.

Самореализация - активное выражение собственной индивидуальности как значимой и нужной для себя и других (самовыражение), самоосуществление (реализация человеком своих потенций: способностей, умений, навыков и др.), самоутверждение, самостоятельность и свобода, творчество, самообразование, самовоспитание, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях, что является основой всякой деятельности.

Внимание отечественной педагогической науки и практики к модели личностно ориентированного образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.

 Личностно ориентированное образование - это образование, которое ориентировано на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных к самостоятельному приобретению знаний, переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.

Применение средств ИКТ в обучении позволяет: решить задачу гуманизации образования; повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества; развить коммуникативные и социальные способности молодого человека, особенно при работе в сети Интернет; существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер; определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность; учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается; привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

    Практическая реализация личностно ориентированного подхода с помощью средств ИКТ потребует создания и использования современных многофункциональных предметно-ориентированных учебно-информационных средств (УС), которые содержат обширные базы данных, базы знаний учебного назначения, системы искусственного интеллекта, экспертно - обучающие системы, лабораторный практикум с возможностью задания математической модели изучаемых явлений и процессов, создания компьютерной модели лабораторного стенда или агрегата из имеющихся в каталоге готовых элементов и моделирования на экране работы данного стенда или агрегата.

  Итак, личностно ориентированное обучение — способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

      Цель такого обучения — создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

 

Организация личностно ориентированного урока

       Личностно ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

       Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя— выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

 

Основные особенности личностно ориентированного урока

 

        Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, исполь зованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность  избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока

- Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.

- Изложение знаний учителем должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

- Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

- Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала,

важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным: образом, процесса учения.

Культура труда учителя

1.   Планирование учебного материала – в каждом кабинете имеется планирование по математике  с 5 по11 класс, кроме этого учителями школы разработаны программы спецкурсов по математике.

2.   Мониторинг – в кабинетах есть подборка  материала для проведения среза знаний, в виде тестов, контрольных работ.

3.   Обобщение опыта работы – взаимопосещение, выступление на заседаниях МО и семинарах.

4.   Подготовка учебных материалов – учителями составлены карточки для проведения тематических зачетов, самостоятельных и контрольных работ.    

Методическое сопровождение учебного занятия

 

1.   Тренажер – на наших компьютерах установлены программы «Репетитор», «Подготовка к ЕГЭ», которые позволяют самостоятельно учащимся подготовиться к экзаменам.

2.   Демонстрация эксперимента, измерительный комплекс –

3.   Учебные программы – на уроках учителями применяются такие программы, как «Живая геометрия», Лого – миры, «Стереометрия: задания и проекты».

4.   Презентация – учащиеся под руководством учителя выполняют доклады, презентации по определенным темам программы.

 

 

Дополнительные возможности

Интеллектуально – познавательные игры

Проектная деятельность (презентация)

Сегодня все чаще педагоги задаются вопросами, какую роль должна играть школа и какой она должна быть в 21 веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Что нужно современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых экономических условиях?

          Становится понятно, что в условиях реформирования образования в центре внимания педагогов на уроке должен стоять процесс познания, а не процесс преподавания, т.е. преподнесения готовых знаний. Так, известный бизнесмен подчеркнул, что сегодня не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, т.к. эти знания постоянно изменяются и устаревают, иногда даже быстрее, чем учащиеся успевают их получить; сколько важно, чтобы в экономику приходили люди, умеющие самостоятельно учиться, совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если необходимо, новые.

          Таким образом, школа сегодня должна выполнить заказ общества и подготовить выпускника, способного:

     – гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, иметь    возможность найти в жизни свое место;

-        самостоятельно критически мыслить, уметь видеть проблемы и находить пути их решения, творчески мыслить;

-        грамотно работать с информацией (собирать, анализировать, обобщать, делать выводы, умело применяя их для решения новых проблем);

-        быть коммуникабельным, контактным в различных средах общения, предотвращать или умело выходить из различных  конфликтных ситуаций;

-        самостоятельно развивать собственный интеллект, культуру, нравственность.

 

Возникает необходимость в новой парадигме (теоретической модели) образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. И целесообразным решением этой проблемы становится использование в работе учителя новых образовательных, педагогических и информационных технологий.

Учителями, наиболее часто употребляются проблемная, проектная, модульная, модульно-блочная технологии, технологии разноуровневого обучения и др. Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве. И если данные технологии интегрированы в той или иной степени между собой в учебном процессе, то постепенно, вытесняя традиционные методы и формы работы, удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса, обеспечивающего подготовку выпускника школы 21 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл

Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала   по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной    и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...

урок алгебры в 9 классе"Уравнение с одной переменной"

Урок"Уравнение с одной переменной" проводится при подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9 классе. Данный материал содержит пояснительную записку, краткий план урока и презентацию к уроку. Данная...

Урок алгебры в 8 классе. Решение неравенств с одной переменной.

Урок изучения новых знаний с использованием модульной технологии обучения. Учащимся на всех этапах урока и перед каждым заданием ставится цель, даётся задание для достижения этой цели и указывает...

Презентация урока алгебры в 8 классе. Решение неравенств с одной переменной.

Модульный урок изучения новых знаний и первичного закрепления....

План урока по алгебре в 7-ом классе. Линейное уравнение с одной переменной

Цель урока. Формирование навыка решения уравнения с одним неизвестным, сведением его к линейному уравнению с помощью свойств равносильности.Тип урока: комбинированный.Задачи урока:...

Линейное уравнение с одной переменной

Урок «Линейное уравнение с одной переменной» предназначен для проведения урока алгебры в 7 классе по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. под ред. С.А. Теляковского.Урок изучения и первичного закрепле...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...