Натуральные числа - первый урок
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Злыднева Валентина Егоровна

Первый урок математики в пятом классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naturalnye_chisla_1.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   МКОУ «Плотниковская основная общеобразовательная школа»

                                                                               Злыднева Валентина Егоровна КР - 2

Предмет:   математика

Класс: 5

Тема урока: Обозначение натуральных чисел. (1 урок по теме)

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: компьютер, ноутбук,  мультимедийный  проектор, экран, раздаточный материал

Цели урока

1.Формировать представление о натуральном числе.

2.Способствовать  развитию математической речи, памяти, внимания.

3.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формируемые УУД

Личностные:

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

- не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Регулятивные:

- умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:

- умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя),

- добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные:

- уметь ясно, точно, грамотно излагать мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других;

- формулировать свои затруднения при выполнении заданий.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 33-е изд. стер. - М : Мнемозина, 2015  – 280 с. : ил.

- презентация «Натуральные числа»

- тетрадь

- http://files.school-collection.edu.ru/

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная

Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учащихся:

Понятие натурального числа, классы и разряды числа.

Главная проблема урока:   формирование целостного образа числа у учащихся и развитие умения записывать и читать большие числа.

План урока.

  1. Организационный момент – 3 -4 мин.
  2. Формулировка темы урока, постановка цели, задачи урока – 4 мин.
  3. Первичное усвоение новых знаний – 17мин.
  4. Физкультминутка – 2 мин.
  5. Первичная проверка понимания –9 мин.
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.
  7. Рефлексия(подведение итогов урока) – 2 – 3 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Задачи этапа:

Создать благоприятный психологический настрой на работу. Познакомить с новым учебником

Приветствие, знакомство с учебником, организация внимания детей.

Демонстрирует слайд1, дает задание ученикам

Закройте учебник, сегодня мы к нему ещё вернёмся.

Запишите в тетради число, классная работа.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного.  Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь».

 

- В чем смысл этой притчи? Какое

 отношение она имеет к нашему уроку?

- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.

с.3,4 учебника

-Прочитайте обращение автора к пятиклассникам, Назовите основные мысли этой статьи

Включаются в деловой ритм урока.

Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

Знакомятся с условными обозначениями

Читают вступительную статью, отвечают на поставленный вопрос.

-Современному человеку трудно обойтись без знаний математики, ему необходимы умение хорошо считать, думать, рассуждать.

Записывают в тетради число,

классная работа

Познавательные: умение добывать новые знания(находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

. Формулировка темы урока, постановка цели, задачи урока.

Задачи этапа: обеспечение мотивации учения, принятие учащимися целей урока

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки

Организует уточнение типа урока и название шагов учебной деятельности.

Демонстрирует слайд 2

Сколько звезд на небе? 
А травинок в поле? 
Сколько крошек в хлебе? 
Сколько капель в море? 
На вопросы эти 
Не найти ответ, 
Но сейчас вам, дети, 
Дам один совет. 
Если попытаться 
С цифрами дружить, 
Можно не бояться, 
Жить и не тужить. 
Не бояться, что обидишь 
Ты своих друзей, 
Сосчитаешь и увидишь: 
Просто, без затей 
И конфеты, и игрушки, 
Кукол, книжки и хлопушки 
Можно поровну делить, 
Никого не позабыть. 
Если ты считать умеешь, 
Все науки одолеешь. 
Скажут про тебя ребята: 
"Наш дружок - ума палата". 
А когда пройдут года, 
Будешь взрослым ты тогда. 
Космонавтом, может, станешь, 
До небес рукой достанешь. 
Чтоб в полете не скучать, 
Сможешь звезды сосчитать.  В.Н. Савичев

- О чем говорится в стихотворении? ( О цифрах)

Сколько всего цифр?

Что можно записывать с помощью цифр?

- Запишите в тетради по три числа. Прочитайте их.

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Сегодня мы познакомимся с новой темой «Обозначение натуральных чисел», научимся обозначать натуральные числа, записывать их и правильно читать запись чисел.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Уметь читать математические записи чисел, записывать числа под диктовку.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.

Первичное усвоение новых  знаний.

Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания детьми новой темы

Организует  самостоятельную работу с учебником.

Формулирует задание.

Демонстрирует слайд 3

Демонстрирует слайды4, 5- еще раз обращает внимание учащихся на изученный материал

Демонстрирует слайд 6 (вопросы к №1)

Дает задание по учебнику

Слайд7

Организует диалог для уточнения и конкретизации первичных знаний

Дает задание

Демонстрирует слайд 8 (адрес ресурса)

1. Внимательно прочитайте пункт  на с. 5-6, приготовьтесь ответить на вопросы.

1) Как называются числа, которые мы используем для счёта предметов?

2)Какое число не является натуральным?

3)Как называется группа из трёх цифр в записи числа, считая справа налево?

4) Как называется место, занимаемое цифрой в записи числа?

5)Сколько разрядов в каждом классе?

6) Придумайте задания для чисел, которые мы записали в тетрадь.

-Сделайте задания № 1 (устно) и №2 на с. 6, №3,5 на с.7

После выполнения этих заданий, вы почувствуете, насколько хорошо вы разобрались в изучаемой теме.

№1 (устно)

-Прочитайте числа. Что обозначает цифра 5 в записи каждого из этих чисел?

-Что означает цифра 0 в записи каждого из этих чисел?

-Какова особенность числа 0?

№2(письменно)

Вопросы к №2

1). Прочитайте задание

2). Подумайте, будут ли среди записанных чисел пятизначные?

3). Почему?

4). На какие группы можно разбить эти числа? Объясни.

5). Запиши в виде суммы разрядных слагаемых числа, в которых не используется цифра 0.

6). Назови числа, в которых дважды встречается разряд единиц.

№5  - устно

№3 (в, д, е, к)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6018909-8724-45a5-a4a3-61daac8fda67/%5BM56_5-02%5D_%5BMP%2BMA_03%5D.swf    - чтение и запись больших чисел – лекционный материал

Читают текст вслух по цепочке по абзацам. Анализируют каждый абзац. Находят в тексте понятия, важную информацию. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух, отвечают на вопросы

1) Натуральные;

2) Нуль;

3)Класс

4)Разряд

5) Три

6) придуманные задания:

Разбить числа на классы, дать пояснения.

-Определить количество классов в каждом числе.

-Дать названия классам и разрядам в каждом числе.

7) выполняют разложение на разрядные слагаемые в тетради.

565=500+60+5

2047=2000+40+7

И т.д.

Выполняют задание

Устно выполняют задание № 1.

На слух определяют, верно ли дан ответ, утверждение.

Более сильные учащиеся оказывают информационную поддержку обучающимся с недостаточным уровнем компетенции

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют записи, проводят рассуждения.

903, 580, 3241, 6543, 3950, 7008

3241 – в этом числе класс единиц содержит 1 единицу, класс тысяч содержит 3 единицы тысяч.

7008 - аналогично

Выполняют задание (фронтально)

Работают у доски

Используют подсказку (материалы  ЭОР), карточку – подсказку (таблица классов и разрядов)

Уметь разбивать число на классы, правильно записывать числа при отсутствии того или иного разряда.

Уметь работать с учебником

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний       (отличать новое от уже известного с помощью учителя)

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии

Физкультминутка

Демонстрирует задания. Слайд 9

Выполняют задания

Первичная проверка понимания

Задачи этапа: Выявление уровня и качества усвоения знаний

Демонстрирует слайд 10 с самостоятельной работой

Организует взаимопроверку

Текс самостоятельной работы

Выполняют задание

Сильным учащимся предлагается тест.

Выполняют взаимопроверку, обсуждают неправильно решенные задания, выставляют оценки

Уметь самостоятельно записывать натуральные числа

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: использовать знаково – символические средства.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Домашнее задание

Задачи этапа: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Даёт пояснения по выполнению домашнего задания, задействую все виды памяти обучающегося (зрительную, слуховую, механическую)

-посмотрите….

-выслушайте мои рекомендации….

-запишите в дневник…

Слайд 11

с.9   №23, 24,28,  пункт 1 читать, обращая внимание на символы!

По желанию: 1). Подготовить презентацию или буклет о способах записи натуральных чисел

2). Написать сочинение  - сказку о числах.

( Выбирают одно из предложенных заданий)

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Задачи этапа: Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Подводит итог урока.

Побуждает учащихся оценить урок и свою работу на уроке

Какую цель мы ставили на уроке?

Достигли ли цели:

Назовите тему урока.

Расскажите, чему вы научились на уроке.

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружков: зеленый, красный, желтый ( зеленый – все хорошо, желтый – возникали проблемы, красный – многое не понял)

Какие способы выхода из затруднения вы можете предложить?

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить.

Осуществляют самооценку

Отвечают на вопрос

(Еще раз прочитать пункт учебника, воспользоваться сайтом http://files.school-collection.edu.ru/ , обратиться к одноклассникам или учителю, посмотреть видеоурок в Интернет)

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Тест

по теме « Обозначение натуральных чисел»

Часть 1.

 В заданиях №1-№6 выберите один вариант ответа.

№1. Для счета предметов используют:

а) любые числа;   б) дробные числа;    в) натуральные числа.

№2. Натуральные числа— это:

а) 0,1,2,3,4,5,…;    б) 1,2,3,4,5,…;     в) 1,2,3,0,5,…

№3. Десятичная запись числа осуществляется с помощью:

а)1,2,3,4,5,6,7,8,9;     б)1,2,3,4,5.6,7,8,9,10;    в)0,1,2,3,4,5,6,7,8.9

№4.Число пятьдесят восемь тысяч тридцать записывается:

а) 58300;    б) 58030;   в) 58003.

№5. Число 10023 читается:

а) одна тысяча двадцать три;    б) десять тысяч двадцать три;  в) сто двадцать три.

№6. Число, содержащее 7 сотен тысяч , 8 десятков и 5 единиц, это:

А) 70085;   б)700805;    в)700085.

Часть 2.

В заданиях  №7-№8 запишите свой вариант ответа.

№7. Как записать миллиард?

№8. Запишите цифрами числа:

а) тридцать миллиардов восемь миллионов сто тысяч пять;  

б) 60 миллионов 5 тысяч 40;

 в) 15 млн.

класс

миллиардов

миллионов

тысяч

единиц

разряд

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

число


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"

Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"

Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...

Тест для обучающихся 5 класса по теме: "Натуральные числа. Действия с натуральными числами"

Тест состоит из 10 заданий в форме тестов  ГИА. Приведен ключ к тесту и порядок перевода баллов в оценку....

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ И ДРОБЕЙ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ И ДРОБЯМИ

Данный урок разработан с целью повторить и систематизировать базовые знания, полученные за первое полугодие полученные на уроках математики в 5 классах....