Главные вкладки

    Урок математики в 5 классе.Тема: Решение задач с помощью уравнений.
    план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

    Шевчук Виктория Сергеевна

    Разработка  урока  по математике  в 5 классе на тему  «Решение уравнений и задач с помощью уравнений»

     

     

    АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ УРОКА  Шевчук Виктория Сергеевна

    Предмет: математика                            

    Класс: 5.

    УЧЕБНИК: Математика: учебник для 5 классов ОУ/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 6-е издание – М.: Мнемоза, 2004

    стр.82-93

    ТЕМА УРОКА:  «Решение уравнений и задач с помощью уравнений»Разработка урока по математике

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы с заданиями, рисунки-изображения сказочных героев, квадратики – для оценок.

    ЦЕЛИ:

    1. Систематизировать, закрепить навыки решения уравнений.
    2. Воспитать чувство взаимопомощи, умение преодолевать трудности.

          3.Развивать интерес к математике.

    ХОД УРОКА

     

    Урок проводится в форме игры на основе сказки «Колобок». Класс делится на 3 команды.

    Учитель начинает рассказ: «Сегодня на уроке математики мы с вами побываем в сказке «Колобок». Постараемся помочь Колобку своими знаниями и умениями в решении уравнений и математических задач в преодолении препятствий и трудностей. Давайте вместе вспомним начало сказки. Кто хочет нам рассказать?

    Ученик: «Жили-были старик со старухою. Говорит старик старухе: «Испеки, бабка, колобок… Испекла бабка колобок и положила на окошко, чтоб остыл. Лежал колобок, лежал на окошке, устал лежать».

    Учитель.  «Вдруг пролетает птичка, в клюве держит листочек бумаги. На бумаге – уравнения. Птичка просит о помощи в решении уравнений. Покатился колобок, хочет помочь птичке, но забыл правила. Поможем, ребята?»

    Класс делится на 3 команды – 3 ряда. Команды отвечают поочередно. За активность и правильность оценки ставятся по 5-балльной системе. За правильный ответ ученик получает красный квадратик – «5», зеленый – «4», синий – «3».

    Учитель. Решите устно уравнения и сформулируйте правила, которыми вы пользуетесь при этом. (Задания написаны на плакате).

    х + 38 = 100                                                m image25 = 75

    а – 85 = 90                                                   к : 12 = 4

    340 – у = 34                                                 64 : х = 2

    Подводятся итоги 1 тура.

    Учитель. Ребята, а вы знаете, когда люди начали решать уравнения?

    Уже 4000 лет назад вавилоняне и египтяне решали разные задачи землемерия, строительства и военного дела с помощью уравнений. Уравнения умели решать в древности также китайские и индийские ученые. В музее изобразительных искусств в Москве хранится папирус, изготовленный из растений, на котором сделаны записи около 3500 тысяч лет назад. Вот одна из задач этого папируса: «Число и его половина составляет 9. найдите эти числа». Эту задачу мы с вами решим, когда изучим дроби. (х + 0,5х = 9).

    Учитель продолжает: «Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь. Сидит, рассуждает: «Для приготовления вишневого варенья берут 2 части вишни и 3 части сахара. Сколько кг сахара потребуется, чтобы приготовить 15 кг варенья?»                 

    Задача написана на доске, а также рисунок – изображение медведя и колобка.

    Учитель продолжает:

    - Колобок, колобок, я тебя съем – говорит медведь.

    - Не ешь меня. Я тебе помогу задачу решить, - говорит колобок.

    Прочитал колобок задачу. Начало помнит. Пусть х кг – масса оной части. А дальше забыл.

    Поможем ему.

    Краткое условие комментирует один ученик. Три ученика вызываются к доске, каждый из них составляет и записывает свое уравнение к этой задаче, затем один из них объясняет решение.

    РЕШЕНИЕ. 1) 2х + 3х = 15,

                              5х = 15,

                              х = 15 : 5,

                              х = 3.

                            3 кг – масса одной части.                                                 

                          2) 3 image3 = 9 (кг) – сахара.

    Ответ: потребуется 9 кг сахара.

     

    Ответы оцениваются. Подводятся итоги на 2 туре.

     

    Учитель. Обрадовался медведь. Отпустил колобка. Катится колобок, катится, а навстречу ему волк, сидит решает задачи.

    На доске учитель вывешивает рисунок – изображение волка и колобка.

    Учитель.

    - Колобок, колобок, я тебя съем, - говорит волк.

    - Не ешь меня. Я помогу тебе задачу решить, - отвечает колобок.

    На доске написаны две задачи.

    1)      Расстояние от города Октябрьский до Белорецкого района 500 км. В 1 день волк пробежал на 50 км больше, чем во второй. Сколько км он проходил каждый день? (225 км  и 275 км).

    2)      Волк тяжелее волчонка в 3 раза. Вместе они весят 40 кг. Каковы масса волка и волчонка? (10 кг и 30 кг).

    Задачи решаются по вариантам самостоятельно. 1 вариант – 1 задача, 2 вариант – 2 задача. Первые три ученика из каждого варианта оцениваются. Задачи проверяются. Подводятся итоги 3 тура.

    Учитель. Белорецкий район – самый большой по площади район Башкортостана. Его площадь равна 11307 кв.км. Площадь Туймазинского района 2365 кв.км. В Белорецком районе много лесов, гор. Волк прибежал к нам оттуда.

    Учитель.  Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц с шестью зайчатами. У каждого зайчонка – по 1 уравнению. Зайчата не поняли тему. Зайчиха просит помощи. И колобок бросился на помощь. Поможем и мы зайчатам.

    К доске идут новые 6 учеников. На доске 6 уравнений. Ученики решают и объясняют вслух решения уравнений. Заняты работой и члены команд (по 2 уравнения на каждый ряд).

    1)      65 + 2х = 179

    2)      (х + 379) – 197 = 183

    3)      99 – 3у = 392 – 311

    4)      (у – 371) + 541 = 2721

    5)      m : 12 image2 = 72

    6)      (227 – а) – 98 = 32

    Подводятся итоги 4 тура.

    Учитель. Катится колобок, катится, а навстречу ему хитрая лиса. Смотрит в зеркало, прихорашивается. Но в зеркале себя не видит, там уравнения, по которым нужно составить задачи. У Лисы не получается. На доске учитель вывешивает рисунок – изображение лисы.

    Учитель.

    - Колобок, колобок, я тебя съем,- говорит лиса.

    - Не ешь меня, я тебе помогу, - отвечает колобок.

    А мы поможем колобку (по одному уравнению  на команду).

    1)      5х – 3х = 18

    2)      2х + 5х = 35

    3)      х + (х + 8) = 24

    Уравнения решаются устно. Ответы оцениваются.

    Учитель. Обрадовалась лиса. В зеркале увидела себя. Поблагодарила колобка и отпустила.

    Видите, ребята, колобок сегодня с нашей помощью всем помог. И его доброе дело заметила даже лиса. Отпустила его. Все благодарны колобку. Поэтому нужно делать друг другу добро. Добрые дела никогда не остаются незамеченными.

    А наш колобок покатился дальше. И оставил вам задание на дом.

    Подводятся итоги урока.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

     

    первый уровень№385

                второй уровень №385,388

                третий уровень №385,388 , подготовить сообщение об истории появления уравнений

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени».

    Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени». Урок для учащихся 9 класса. Применение индивидуальных карточек на уроке помогает учащимся решать самостоят...

    Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»

    Урок математики в 5 классе: «Решение задач с помощью уравнений»...

    Презентация к уроку математики в 5 классе "Решение задач с помощью уравнений"

    Цель данного урока - выработать алгоритм составления уравнения для решения задач в 5 классе....

    Контрольная работа по математике для 5 класса. Решение задач с помощью уравнений.

    Контрольная работа содержит задания:№1решите уравнения,№2 решить задачу с помощью уравнения, №3 найти значение выражения№4 решить задачу с помощью уравнения, №5 упростить выражение и на...

    интегрированный урок по алгебре 7 класс "Решение задач с помощью уравнений"

    урок содержит нестандартные задачи, составленные на основе исторических сведений о городе Туле, на уроке идет рассказ об основных этапах развития и становления города...

    Технологическая карта урока математики в 6 классе: "Решение задач с помощью уравнений"

    Технологическая карта урока математики в 6 классе: "Решение задач с помощью уравнений"...