Технологическая карта урока
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Комова Светлана Васильевна

Класс 5       Предмет: математика

Место  и роль урока в изучаемой теме: урок усвоения нового материала по теме «Среднее арифметическое», после изучения темы «Действия с десятичными дробями»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Комовой Светланы Васильевны учителя

МАОУ гимназии №16  Интерес г. Люберцы

Класс 5    Дата: 27.03.2015    Предмет: математика

Место  и роль урока в изучаемой теме: урок усвоения нового материала по теме «Среднее арифметическое», после изучения темы «Действия с десятичными дробями»

Цели урока:

обучающие: ввести определение понятия среднего арифметического и алгоритм нахождения среднего арифметического, сформировать умение работать по этому алгоритму;

развивающие: развивать умения работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память, познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки и самопроверки;

воспитательные: воспитание культуры математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Основное содержание темы, термины и понятия

Среднее арифметическое нескольких чисел, алгоритм нахождения среднего арифметического.

Планируемый результат

-первичное усвоение определения и алгоритма нахождения среднего арифметического нескольких чисел;

-умение применять правило (алгоритм) нахождения среднего арифметического при решении задач;

-первичные знания о применении понятия «среднее арифметическое» в практической деятельности человека.

Личностные УУД

самоопределение, смыслообразование

Познавательные УУД

-формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-уметь контролировать действия партнера;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Организация пространства

Учебный кабинет

Межпредметные связи

Формы работы

Работа фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.

Дидактические средства:

Для учителя – презентация для интерактивной доски

Для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для устного счёта, оценочно рефлексивные листы, листы для группы, документ камера.

Название

этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

Этап  самоопределения к учебной деятельности.

Создать благоприятный эмоциональный, психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Слайд №1

Картинка закрытых театральных шторок.

Слайд №2

Картинка открытых театральных шторок.

Слайд №3

Число

Классная работа

Поэтапная оценка

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

1)Учитель показывает театр теней.

2)Предлагает записать классная работа, число, отмечает отсутствующих на уроке.

3)Просит учащихся оценить свою  готовность к уроку, с помощью смайликов трёх цветов (красный - неуверен, жёлтый - сомневаюсь, зелёный - уверен)

1)Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

2)Поднимают смайлики зелёный (готов к уроку), жёлтый ( есть сомнения, что готов к уроку), красный (не уверен в готовности к уроку)

Фронт.

Индив.

Формирование УУД:

(Р)волевая саморегуляция

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель:

Актуализировать представление о понятие среднее;

 Уточнить понятие среднего в математик;

Тренировка и актуализация навыков устного счёта, совершенствование навыков сложения десятичных дробей, деление на десятичную дробь;

Концентрация мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

Слайд №2

Число

Классная работа

Слово «среднее»

Слайд №3

Тема урока

Ключевые слова

Цель урока

Слайд №4

Задания устного счёта

Слайд №5

Эталон выполнения устного счёта

Слайд №6

Критерии оценки устного счёта

Проводит аналогию, что то среднее между…

Предлагает привести примеры среднего из жизни, среднего в математике;

Просит зафиксировать в тетрадях слово «среднее»

Проводит устный счёт по 2-м вариантам;

Организует взаимопроверку устного счёта по эталону;

Предлагает ученикам подумать над вопросом как в математике называются действия, которые они выполняли;

Просит учеников зафиксировать в тетрадях словосочетание «арифметические действия»

Побуждает учащихся к формулированию темы урока;

Организует фиксацию темы урока в тетрадях;

Предлагает учащимся сформулировать задачи урока.

1)Участвуют в предложенной, учителем,  дискуссии;

2) Приводят примеры среднего из жизни;

3) Записывают в тетрадях слово «среднее»
4) Выполняют устные задания;

5) Проверяют по эталону устный счёт и выполняют взаимопроверку по эталону, выставляют оценку в оценочные листы;

6) Размышляют, вспоминают как в математике называются действия, которые они выполняли;

7) Фиксируют в тетрадях словосочетание «арифметические действия»

8) Формулируют тему урока;

9) Фиксируют тему урока в тетрадях;

10) Формулируют задачи урока.

Фронт.

Индив.

Парная

Формирование УУД: (Р)

Самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

Осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Умение слушать и понимать речь других.

(П)

Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Физкультминутка

Цель:

здоровьесбережения

ТСО выключены

Учитель проводит подвижную игру на внимание

Повторяют движения за учителем, реагируя на слова, а не на движения, которые показывает учитель.

Фронт.

Нормативное применение ТСО, повышение эффективности учебной деятельности, чередование мыслительной деятельности с физическими упражнениями.

Постановка проблемы.

Цель:

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Слайд №7

Тема урока

Слайд №8

Текст задания на нахождение среднего арифметического

Варианты ответов, что нужно предпринять.

Организует парную работу, обсуждение задания в парах.

1)Оформляют листы для парной работы;

2) Читают задание предложенное учителем для парной работы, обсуждают.





Работа в парах.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Учатся работать по предложенному учителем плану;

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Умение слушать и понимать речь других;

Учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

5. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять  при решении задачи, вызвавшей затруднение.

 Слайд №9

Защита групповой работы

1)Организует обсуждение способов решения задачи;

2) Организует обмен мнениями о наиболее рациональном способе решения задания;

3) Подводит учащихся к выводу алгоритма нахождения среднего арифметического;

4)Предлагает учащимся уточнить в учебнике верно ли составлен алгоритм.

Обсуждают способы решения задания, выходят к доске и используя документ камеру проектируют работу своей пары на доску;

Обмениваются мнениями о наиболее рациональном способе решения;

Выводят алгоритм нахождения среднего арифметического;

Работают с учебником, уточняют правильность составленного алгоритма, добавляют, корректируют продукт своей деятельности в соответствие с теоретическим источником.

Фронт.

Индив.

Работа в парах.

Формирование УУД:

(Р)

проговаривание последовательности действий на уроке;

формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию, умение делать предложения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

Умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Умение слушать и понимать речь других;

Учитывать разные мнения.

6.Игровой момент.

Цель:

Смена вида деятельности.

Слайд №10

Картинки предметов

Проводит игру «Найди среднее»

Отгадывают среднее из двух предметов, по предложенным картинкам

Фронт.

Равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности разной степени сложности, включение различных видов памяти.

7. Первичное закрепление нового материала.
Цель:

1)Формирование навыка применения определения и правила нахождения среднего арифметического;

2)Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса.

 Слайд №11

Текст задания на нахождение среднего арифметического

Слайд №12

Задание самостоятельной работы

Слайд №13- №16

Эталон для проверки разноуровневое самостоятельной работы по образцу и критерии оценки

Слайд №17

Текст задания на нахождение среднего арифметического

Слайд №18

Текст задания по оцениванию урока и оформлению оценочных листов.

1)Организует первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

2)Проводит разноуровневую самостоятельную работу;

3) Предлагает выполнить самопроверку по образцу;

4) Обеспечивает фиксацию оценки за см. р. В задание №2 оценочного листа;

5) Учитель знакомит учащихся с критериями оценки разноуровневой см. р

6) Организует этап включения в систему знаний и повторений среднего арифметического, сложение десятичных дробей рациональным способом, сравнение десятичных дробей.

7) Направляет и координирует работу учащихся с оценочными листами.

1)Один ученик решает задание у доски с комментированием;

2)Решают самостоятельно см.р, выбирая уровень сложности;

3)Проверяют см.р по эталону;

4) Фиксируют оценку за см.р в оценочные листы под №2;

5) Выполняют задание №4 и оценивают её, результат фиксируют в оценочных листах.

Парная

Фронт.

Индив.

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 Слайд №18

Текст задания по оцениванию урока и оформлению оценочных листов.

Слайд №19

Текст разно уровневого домашнего задания

Слайд №20

Картинка к сценке

Организует заполнение оценочно-рефлексивных листов;

Побуждает ребят озвучить несколько оценочно- рефлексивных листов по желанию.

Предлагает двум ученикам прочитать диалог, двух героев из мультфильма, по ролям.

 

Подсчитывают средний балл за урок в оценочно рефлексивных листах;

2) По желанию озвучивают оценочные листы вслух.

3) Сдают оценочные листы учителю.

Фронт.

Индив.

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...