Простейшие задачи с географическим содержанием
статья по алгебре (8 класс) на тему

       Для отработки различных математических навыков учителя часто вынуждены предлагать учащимся большое количество однотипных задач, преследующих чисто дидактические цели. Учащиеся не всегда воспринимают это наилучшим образом: однообразная работа утомляет их, они теряют интерес к изучаемой теме, еще не выработав необходимых навыков. Учителю необходимо помнить об этом обстоятельстве. Для того чтобы вызвать у учащихся интерес к работе, обычно пользуются следующим приемом: задачи, требующие одного и того же математического подхода, облекают в различные формы. Для этого можно привлекать сведения из других предметов, в частности из географии. Покажем на простейших примерах, как это можно сделать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosteyshie_zadachi_s_geograficheskim_soderzhaniem.docx358.67 КБ

Предварительный просмотр:

Простейшие задачи с географическим содержанием

Для отработки различных математических навыков учителя часто вынуждены предлагать учащимся большое количество однотипных задач, преследующих чисто дидактические цели. Учащиеся не всегда воспринимают это наилучшим образом: однообразная работа утомляет их, они теряют интерес к изучаемой теме, еще не выработав необходимых навыков. Учителю необходимо помнить об этом обстоятельстве. Для того чтобы вызвать у учащихся интерес к работе, обычно пользуются следующим приемом: задачи, требующие одного и того же математического подхода, облекают в различные формы. Для этого можно привлекать сведения из других предметов, в частности из географии. Покажем на простейших примерах, как это можно сделать.

В 6 классе школьники учатся находить радиус окружности по известной ее длине. Это дает основание предложить учащимся следующую задачу:

По известной длине экватора найти радиус Земли.

Уже из курса природоведения учащиеся знают, что длина экватора равна примерно 40 000 км. Приняв это число за длину окружности, они составляют уравнение: «40000=2πR» и находят, что радиус Земли равен 6369 км.

При изучении темы «Длина дуги» можно решать задачи на нахождение расстояния между двумя объектами, расположенными на одном меридиане. Ниже указана одна из них:

Города Владикавказ и Багдад расположены почти на одном и том же меридиане, но в разных широтах. Разность широт составляет 10°. Найти протяженность воздушной трассы, которую можно проложить между этими городами по их общему меридиану.

Учителю необходимо иметь в виду, что уже в 6 классе на уроках географии учащиеся узнают о том, что длина дуги меридиана в 1° составляет примерно 111км. Если воспользоваться этими данными, то задача решается одним действием:

111-10=1110 (км).

В 8 классе учащиеся знакомятся с тригонометрическими функциями и учатся применять их к решению треугольников. Свои знания они могут использовать для решения следующей задачи:

Найти длину параллели земного шара на широте в 40°.

экватора определить

Учащиеся знают, что широта измеряется углом между отвесной линией в данной точке земной поверхности и плоскостью земного экватора. На рисунке угол α= углу EOD. Задача сводится к решению треугольника OKD, в котором угол ODK = углу EOD = 40°, а длина отрезка OD равна радиусу Земли (R). Очевидно, что DK = R cos 40°. Таким образом, длина параллели на широте в 40° вычисляется по формуле 2πRcos40°, где 2πR – длина экватора. Известно, что длина земного экватора равна 40000 км, тогда искомая т величина равна 40000cos40°≈3064 (км).

Подобные задачи дают возможность учащимся лучше представить себе практические применения математических методов, способствуют закреплению как курса, так и географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 - задачи с практическим содержанием, В4 - задачи на анализ практической ситуации, В5 - тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравенства, В10 - теория вероятностей,

Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 - задачи с практическим содержанием, В4 - задачи на анализ практической ситуации, В5 - тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравен...

Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».

Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...

Практико - ориентированные задачи по математике с географическим содержанием.

В статье представленны задачи и их решения по математике с географическим содержанием....

Практико - ориентированные задачи по математике с географическим содержанием.

Задачи по математике с географическим содержанием....

Задачи межпредметного смысла на уроках математики. Задачи природно - экологического содержания для 6 класса

Данная презентация содержит задачи экологической направленности и может быть полезна учителям математики при подготовке уроков и внеклассных мероприятий по ФГОС....

Программа элективного курса по химии: " Простые и комбинированные задачи с экологическим содержанием "

Материал содержит программу и тематическое планирование элективного курса (по выбору) для углубления знаний и подготовки к аттестации....

"Особенности решения различных типов задач " - задачи краеведческого, исторического содержания.

В работе рассмотрено применение задач краеведческого и исторического содержания для формирования универсальных учебных действий учащихся....