Главные вкладки

    "Десятичные дроби.Умножение десятичных дробей"
    план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

    Володченко Людмила Николаевна

    Урок математики в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей",урок открытия новых знаний,соответствует требованиям ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon umnozhenie_desyatichnyh_drobey.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики в 5 классе.

    Тема урока: Умножение десятичных дробей

    Класс:     5

    Тип урока: Урок открытия новых знаний

    Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся умения умножать десятичные дроби на десятичные дроби.

    Задачи урока:

    1) Обучающие:  создать условия для введения новых знаний о правиле умножения десятичной дроби на десятичную дробь; овладение учащимися правилом на уровне обязательной подготовки.

    2) Развивающие: 

     способствовать развитию логических УУД;

     способствовать развитию вычислительных навыков учащихся через использование рациональных способов;

     способствовать формированию умения  сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, применять  знания  в  нестандартных  ситуациях;

    способствовать формированию мотивационной сферы личности.

    3) Воспитательные: воспитывать в детях умение работать в паре, группе, чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за свои поступки;

    Планируемые результаты:

    предметные:

    • уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие произведения десятичных дробей на десятичные дроби;
    • уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
    • применение знаний в различных ситуациях.

    метапредметные

    • понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
    • контролировать свои действия в процессе выполнения;
    • обнаруживать и исправлять ошибки;  
    •  оценивать свои достижения;
    • формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.
    • развивать внимание, логическое мышление.

    личностные

    • формировать учебную мотивацию;  
    • уметь проводить самооценку;
    • понимать необходимость приобретения новых знаний;
    • уметь аргументировать свою точку зрения.

    Материалы и оборудование: учебник Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013; тетрадь, доска, карточки с заданиями; электронная физкультминутка;  компьютер, проектор.

    Этапы урока

    Целевая установка

    Действия учителя

    Действия учеников

    УУД

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    - настроить учащихся на активную работу на уроке;

    - включить учащихся в учебную деятельность;

    - создать положительный эмоциональный настрой на урок.

    Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно.  

    Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь».

     

    - В чем смысл этой притчи? Какое

     отношение она имеет к нашему уроку?

    - Вот и мы с вами будем добывать знания сами.

    Все желающие ученики встают.

    Учащиеся обмениваются мнениями,

    отвечают на вопросы.

    Личностные: самоопределение;

    Регулятивные: целеполагание;

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

    II. Актуализация знаний и фиксация  затруднения  в пробном действии.

    -  На столах у каждого из вас таблица.

    - Угадайте секрет составления таблицы.

    - Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.

    - Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?

    - А чем возникли сомнения?

    Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.

    1,2

    2,3

    0,8

    1,25

    4,5

    5

    2

    3

    1,4

    2

    2,8

    7,2

    3

    2,4

    6,9

    9,9

     Вопросы:

    1) Как называются компоненты при умножении?

    1. Каким числом представлен первый множитель? второй множитель?

    Первая строчка – I множитель, вторая строчка – II множитель, третья строчка – произведение.

    Учащиеся приступают к заполнению таблицы.

    После заполнения всеми учащимися своих таблиц на доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную аналогичную таблицу.

    Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. Формулируют правило.

    При умножении десятичных дробей.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    Познавательные:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Логические – формулирование проблемы.

    III. Выявление места и причины затруднения.

    организация коммуникации, в ходе которой  

    - фиксируется затруднение;

    -  согласовывается цель урока.

    - Итак, какое задание надо было выполнить?

    - Вам это удалось?

    - Значит, возникло затруднение?

    - В чем причина затруднения?

    - Сформулируйте цель нашего урока.

    - Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой?

    Умножить десятичные дроби.

    Нет.

    Да.

    Нет алгоритма умножения десятичных дробей.

    Научиться  умножать десятичные дроби.

    Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей.

    Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

    Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    IV. Построение проекта выхода из затруднения.

    - найти алгоритм выхода из затруднения.

     

    - Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

    - Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации: администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить двери в кабинетах , а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.

    - Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь.

    Ребята предлагают свои способы.

    Измерить длину, ширину двери; вычислить  ее площадь и узнать расход краски.

    Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

    Личностные: планирование учебной деятельности

    V. Реализация построенного проекта.

    - найти алгоритм умножения десятичных дробей.

     

    - Вычислим площадь двери, если ее длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?

    - Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей.

    - Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

    - Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

    - Вам удалось с ней справиться?

    - Запишите в тетрадь выполненное действие в столбик.

     

    - Каков наш следующий шаг?

    Перевести метры в дециметры

    2,2м = 22дм; 1,1м = 11дм.

    22дм Х11дм = 242 дм2 = 2,42 м2

    Формулируют алгоритм.

    Читают учебник, сравнивают и делают вывод.

    Вывести алгоритм умножения десятичных дробей.

    Да.

    Учащиеся пишут в тетради.

    Научиться применять данный алгоритм.

    Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

    VI. Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи).

    - организовать усвоение учащимися нового знания с помощью:

    - коммуникативного взаимодействия;

    - алгоритма действия.

     

    - Выполните действия:  а) 1,24  .  3, 6;

    б)  7,5  . 0,48;  в)  4, 037 . 83, 15.

    физминутка

    Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    - организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях.

    - Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби?

    - Приступаем к выполнению самостоятельной работы.  Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которую ученики меняются карточками.

     Самостоятельная работа

    I вариант. а) 7,25 . 3,8;  б) 0,6 . 0,47;    

       в) 5,96 . 12,84.

    II вариант.  а) 9,6 . 4,12;  б) 0,8 . 0,59;       в) 41,57 . 6,32.

    Раздаются карточки – эталоны каждому ученику.

    - Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя.

    Ученики выполняют самостоятельную работу.

    Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена.

    Регулятивные контроль, оценка

    Познавательные: формулирование проблемы

    VIII. Включение в систему знаний и повторение.

    - учить применять знания в различных ситуациях;

    - развивать гибкость использования знаний.

    - Выполните № 1403 из учебника по вариантам :  I вариант  а); в);  II вариант б) ; г).

    - Каким способом вы решали?

    - Какие законы математики для этого применяли?

    - Решить № 1400; 1401(а).

    - Записываем домашнее задание: п.36, № 1432(а – з); 1435.

    Учащиеся выполняют задание.

    - Удобным.

    - Сочетательный и переместительный.

    Учащиеся выполняют задание.

    Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

    IX. Рефлексия учебной деятельности.

    - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

    - Выполнили ли вы сегодня условия учебной деятельности?

    - Какую цель ставили перед собой на уроке?

    - Смогли ли её достичь?

    - Что более всего понравилось на

    уроке?

    - Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.

    («5» - все плюсы; «4» - плюс – минус встречается больше одного раза; «3» - на этом уроке не ставится).

    - Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью аплодисментов.

    - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен.

    Ученики отвечают фронтально.

    Научиться умножать десятичные дроби.

    Да.

    Ответы учащихся.

    Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.

    Учащиеся аплодируют.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

    Познавательные: умение структурировать знания

    Личностные: смыслообразование.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

    "История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

    Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

    Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

    Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

    Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...