Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики.
статья по алгебре на тему

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики.

Забота о здоровье — это важнейший труд

воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…

В. А. Сухомлинский

В связи со стремительно развивающимися наукоемкими технологиями и широким применением информационных технологий во всех сферах деятельности человека наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье детей, поскольку здоровье нации связано с будущим России.

Одной из приоритетных задач современного образования является сохранение здоровья обучающихся в ходе образовательного процесса. Уже при поступлении в школу выявляются проблемы в их здоровье. Можно выявить несколько причин нарушения здоровья школьников: из-за гиподинамии, переутомления, стрессов. Длительное пребывание обучающихся на уроках, а затем подготовка ими  домашнего задания приводит  к синдрому хронической усталости. Тело школьника находится  в сидячем положении  почти половину суток. В результате у ребенка появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, патологическое изменение осанки, снижение иммунитета. Растущая учебная нагрузка на детей не только в общеобразовательной школе, но и вследствие дополнительных занятий приводит к резкому сокращению их пребывания на свежем воздухе.

Математика - один из основных предметов в школе. Известно, что именно затруднения в изучении математики являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей. Все это ведет к снижению адаптивных возможностей организма, что влечет за собой негативное воздействие на здоровье обучающихся. Поэтому наряду с формированием гармонично развитой личности при обучении математики рекомендуем ставить цели здоровьесбережения. Достижение целей в обучении, развитии и воспитании должны реализовываться через компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике, т.е. таких технологий, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Целью применения здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является профилактика и сохранение здоровья обучающихся на протяжении всего периода обучения. Воспитание культуры здоровья, формирование знаний, умений и навыков сохранения здоровья и использованию их в повседневной жизни. 

Поэтому учителю необходимо:

  • способствовать созданию положительных эмоций, доброжелательности, благоприятного психологического климата, ситуации успеха;
  • учитывать продолжительность и частоту чередования различных видов деятельности;
  • использовать физкультминутки для снятия усталости, напряжения, для профилактики заболеваний глаз, упражнения на формирование правильной осанки;
  • решать задачи, которые побуждают школьника заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;
  • учитывать индивидуальные физические и психологические возможности детей.

Наиболее действенным методом в сохранении здоровья можно считать физкультурные паузы или физкультминутки, потому что ребенок в этот момент становиться активен. Двигательная активность ребенка делает кровообращение более интенсивным, что влечет за собой прилив питательных элементов ко всем жизненно важным органам и системам человека. От активного кровообращения усиливается деятельность мозга.          Физкультминутка является действенной, она благоприятно влияет на восстановление умственной работоспособности, снижение утомления, усиливает положительные эмоции у школьников, снижает стрессовые нагрузки.

Давайте попробуем сформулировать основные правила, которые помогут сохранить здоровье.

  • Движение – это жизнь!
  • Перед сном обязательно проветривай комнату, чтобы воздух был свежий! Сон должен быть полноценный, не менее 9 часов.
  • Не раздражайся, даже если тебя обидели. Гнев-это зло, которое тратит  нервы!
  • Занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Соблюдение  режима дня приучает организм к порядку и уводит от стрессов!
  • Желайте себе и окружающим только добра.
  • Сведите время пребывания за   компьютером к минимуму - это сберегает зрение и психику.
  • Правильно питайся. Пользуйся принципом: «Хотя бы раз в сутки суп должен быть в желудке» Без жидкой о горячей пищи пищеварение нарушается. Это приводит к гастриту.

Можно выделить следующие  педагогические технологии (по Селевко Г.К.) целью, которых является сбережение здоровья учащихся на уроках:

- игровые технологии,

- проблемное обучение;

- индивидуализации обучения,

- коллективный способ обучения,

- уровневой дифференциации,

- групповые технологии;

- личностно-ориентированное развивающее обучение.

Формы «здоровьесбережения» на уроке:

  • вариативность видов деятельности на уроке,
  • применение разнообразных форм при выборе наиболее важного материала,
  • дифференцированная работа,
  • использование игровых моментов в решении задач с практическим содержанием,
  • применять элементы урока, обеспечивающие психологическую и эмоциональную разгрузки;
  • проводить  нестандартные уроки (уроки-экскурсии, уроки-телепередачи)

Древняя поговорка гласит: "Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай". Хочется добавить (в реалиях нашего времени): хочешь быть успешным – бегай. Цель любого учителя – это высокое качество знания по предмету. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок хорошо учился, забывая о том, что самая главная составляющая человеческого благосостояния – это здоровье. Поэтому важнейшая цель современного учителя - сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них стереотипа  «Здоровым быть модно» и применение здоровьесберегающих технологий должно стать неотъемлемой частью урока.

Литература.

1. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. /Под редакцией В.Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. М., 2001.

2. Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.-М.,2003.

3. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г. Н.     Сердюковская, А. К. Демин. М., 2000.

4. Современные образовательные технологии. /Селевко Г. К.  М., 1998.

5. news.1september.ru  

6.  Pedsovet.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема сохранения здоровья обучающихся на уроках французского языка в школе

В статье затрагивается проблема сохранения здоровья учащихся  в процессе обучения. Проблема острая, очень актуальная. Как сделать процесс обучения легким, мотивированным, интересным для детей....

Статья. Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования

Одно из глобальных проблем современного общества - это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает со...

Сохранение здоровья обучающихся условие результативного воспитательного процесса

Создание здоровосберигающей среды в образовательном учереждении, реализация комплексной программы по оздоровлению и популяризации здорового образа жизни....

Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»

Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...

Доклад "Проблемы сохранения здоровья обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете  "Проблемы сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ (ЗПР)  на уроках русского языка и литературы"...