Статья. Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования
статья на тему
Одно из глобальных проблем современного общества - это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание стройной системы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_sohraneniya_zdorovya_obuchayushchihsya_v_usloviyah_modernizatsii_obrazovaniya.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область,
г. Нижневартовск,
МБОУ «СШ № 29»
учитель химии и биологии
Шайхуллина З.М.
Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования
Одно из глобальных проблем современного общества - это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание стройной системы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса. Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.
Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. При этом здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.
Вместе с тем вызывает тревогу такое понимание результатов обучения, которые не предполагают развития способности заботиться о здоровье и безопасности жизни. По мнению автора, чрезвычайно важно помнить, что человек в процессе получения образования должен научиться заботиться о себе и своих физических, социально-психологических и духовных ресурсах, которые ему будут нужны в течение всей жизни. Иными словами, должны быть сформированы соответствующие компетенции у выпускников, позволяющие им самостоятельного заботиться о безопасности жизни и здоровья.
В настоящее время здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели: 1. Соматическое ( здоровье тела)- это текущее состояние органов, систем органов человеческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.
2. Психическое здоровье -это состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
3. Сексуальное здоровье - это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
4. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
Возникает вопрос: как сохранить здоровье обучающихся в условиях модернизации образования? Здоровье участников образовательного процесса является, с одной стороны, фактором риска реализации реформ (больные дети не могут адаптироваться к изменениям), а с другой – скрытым резервом, дополнительным ресурсом для адаптации к изменениям (здоровые дети легко преодолевают трудности). Следовательно, здоровье должно быть в системе показателей качества образования.
Хорошо известен подход к оценке качества образования, когда устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.
Оценка качества здоровьесберегающей деятельности учителей и образовательных учреждений также может быть осуществлена путем установления соответствия реальной деятельности образовательного учреждения или учителя Стандарту здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, обеспечивающему формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья – ключевые направления управления здоровьем. Формирование здоровья – постоянное направление физического, психо-социального и духовного развития человека по пути обеспечения максимальной гармоничности и энергетической мощности его структуры. Сохранение здоровья – соблюдение принципов здорового образа жизни и возвращение утраченного здоровья на безопасный уровень, оздоровление. Укрепление здоровья – приумножение здоровья за счет тренирующих воздействий – физической и гипоксической тренировки, закаливания и др.
В основе такого стандарта должно быть предусмотрено нормирование здоровьесберегающей деятельности по 4 критериям: цель (ценность), система, процесс и результат здоровьесберегающего образования.
Из дидактических соображений важно и вместе с тем крайне необходимо раскрыть наше понимание этих критериев и, возможно, активизировать дискуссию в педагогическом сообществе. Без единого понимания терминов нам вряд ли удастся согласовывать действия и двигаться к цели – сохранять здоровье участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.
Литература:
- Плясецкая Е.А. Проблемы сохранения психического здоровья учащихся.// «Педагогическое обозрение»,№5,с.6-7.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования
Гражданское и патриотическое воспитаниев условиях модернизации образования. Проблема гражданского воспитания и становления личности, к...
третий урок физической культуры в условиях модернизации образования
третий урок физической культуры в условиях модернизации образования...
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
Статья "Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования"
Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся ку...
Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования
Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования...
Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования
Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....