Конспект урока: Решение уравнений
план-конспект урока по алгебре на тему

Конспект урока: Решение  уравнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ku_reshenie_uravneniy.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ  ПО ТЕМЕ:

«Решение  уравнений »

Выполнена  преподавателем  Пелипенко Н.Н.


Содержание:

№ п/п

Название

стр

1

Введение

3-4

2

Содержание и ход урока

5-7

3

Технологическая карта урока

8

4

Развёрнутый план урока

9-14

5

Заключение

15

6

Литература

7

Приложения

1. Введение

Методическая разработка занятия по теме: «Решение показательных уравнений» дисциплины  учебной дисциплины ОД.01.03. «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА» для специальностей         

073101 – Инструментальное исполнительство,                                 

073502 – Хоровое дирижирование

073002 – Теория музыки

072501 – Дизайн

071001 – Живопись

072601 – Декоративно-прикладное искусство         и народные промыслы

составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего специального образования и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности (073101 – Инструментальное исполнительство)

        Дисциплина «Математика, информатика» входит в  общеобразовательный цикл.

        Цель методической разработки:

Методическая разработка способствует проведению занятия как для умения решать основные показательные уравнения так и для формировании. следующих компетенций:

ОК 1. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 3. Использовать информационно-коммуникационные технологии как в учебной так и в профессиональной деятельности.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с учениками, коллегами, руководством.

ОК 5. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК 6. Ориентироваться в условиях частой сметы технологий в профессиональной деятельности.

По итогам изучения данной темы у студентов должны быть сформированы

  • знания: понятие степени, корня, показательного уравнения;
  • умения: проводить тождественные преобразования  показательных выражений и решать показательные уравнения

2. Содержание и ход урока

№п.п

Этапы урока

Вид деятельности

Способы деятельности

Форма оценки результата  

время

1

                                                       Организационный момент                            1 мин

2

Мотивация и целеполагание              

2.1

Обзор контрольной карты

(приложение 1)

Учащиеся анализируют свои достижения по картам

Самоанализ, предполагаемые перспективы.

5 мин

2.2

Сообщения о творческих заданиях учащихся

Учащиеся представляют дорожные карты, кратко дают их анализ

Добавляются баллы в контрольную карту

5 мин

3

Актуализация опорных знаний

3.1

Узнать виды уравнений

На доске записаны уравнения

Выделение лучших результатов для последующей коррекции оценок

2 мин

3.2

Запись темы урока

Учащиеся называют тему

1 мин

4

Основной этап (обобщение знаний по теме, зачет)

4.1

Экспресс-диктант

(Приложение 2 )

(10 баллов)

Преподаватель диктует вопросы (некоторые записывает на доске), учащиеся на отдельных листах выполняют решения и сдают после последнего вопроса

Проверка преподавателем в удобное на уроке время.

Для учащихся решения предлагаются сразу после выполнения работы

10 мин

4.2

Гонка за лидером

 (10 баллов)

(Приложение 3)

Задания на доске, записываются постепенно

Правильные решения учитель записывает сразу

10 мин

4.3

Найди ошибку

(10 баллов)

(Приложение 4)

Предлагается задание Решения на листах

Проверка в удобное на уроке время

10 мин

4.4

Работа в группах

Работа с книгой. Найти еще один способ решения показательного уравнения и решить 2-3 уравнения

Преподаватель пока подводит предварительные итоги

Оценки в счет следующего модуля.

Текущие оценки преподаватель выставляет в лист контроля

5 мин

5

Рефлексия

5.1

Самоанализ

Предлагается поставить самооценку в виде точки на контрольном отрезке

Учащимся предлагается лист самооценки

3 мин

6

Подведение итогов урока

Заполнение листов контроля

Преподаватель подтверждает или корректирует оценку студента, анализирует результат изучения модуля

Представляем заполненный лист контроля.

Даются установки на возможные повышения результатов

5 мин

7

Домашнее задание

Дорожную карту заполнить.

Составить и решить 5 неравенств

Оценки в счет следующего модуля

2 мин

8

Заключительный этап

8.1

Слова Энштейна

Зачитать и показать на слайдах высказывание великого математика

«Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее.  Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». 

1 мин

8.2.

Стихи

Экологические проблемы –очень важные

Прочитать стихотворение (учащийся), сказать о том, ваши знания помогут решить и экологические проблемы

2 мин

9

Финал урока

Поблагодарить за урок!

1 мин

Критерии оценки

Всего за урок  30 баллов

«5»-  20 баллов

«4»-  15 баллов

«3»- 10 баллов

3. Технологическая карта урока 
Тип урока: комбинированный (интегрированный: информатика, математика)

Тема

 Решение показательных уравнений

Цель

Закрепление умений решать показательные уравнения

Задачи

Образовательные: повторение понятия степени, и умение решать простейшие уравнения.
Развивающие:  формирование общих  компетенций (самореализация личности, развитие аккуратности в вычислениях и записях решения)
Воспитательные: воспитание целостного миропонимания.

УУД

ЛичностныеУУД:  сформировать учебную мотивацию и личную ответственность за будущий результат;

 Регулятивные УУД: составлять план действий;

 перед тем, как начать действовать определять последовательность действий;

 поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно.

 Коммуникативные УУД:  активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между студентами;

 организовать конструктивную совместную деятельность;

 при организации групповой работы учитывать степень сформированности коммуникативных навыков.

Познавательные УУД:  структурировать найденную информацию в нужной форме;

 выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

 проанализировать ход и способ действий;

 вести поиск и выделять необходимую информацию.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать понятие степени, корня;
  • уметь решать показательные  уравнения;

Личностные: учиться самооценке действий;

Основные понятия

 Степень, корень,  уравнение, неравенство.

Формы урока

фронтальная, дифференцированная

Методическая цель урока: показать эффективность реализации технологии рейтинговой оценки учебных достижений студентов


4. Развернутый план занятия

Цель урока: обобщить и закрепить теоретические знания методов, умения и навыки решения показательных уравнений на основе свойств показательной функции.
Цели: 

Образовательные:  

актуализация опорных знаний при решение показательных уравнений;    

обобщение знаний и способов решения;

 контроль и самоконтроль знаний.  

Развивающие: 
развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации; 
развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности; 
развитие интереса к предмету через содержание учебного материала и применение современных технологий. 

Воспитательные: 
воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; 
воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях. 

Оборудование: 
           
Компьютеры

Учебники

Проектор

Доска

Портреты математиков

Оценочные листы.

 ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:

  • технология дифференцированного и  разно-уровневого  обучения;
  • технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-групповая технология.

«Уравнения – это золотой ключ,

открывающий все математические сезамы». С. Коваль

  • Организационный момент                            
  • Мотивация и целеполагание              
  • Актуализация опорных знаний
  • Основной этап (обобщение знаний по теме, зачет)
  • Рефлексия
  • Подведение итогов урока
  • Домашнее задание
  • Заключительный этап
  1. Мотивационно-ориентировочный этап

  1.  Организационный момент

      Цель этапа: Организация учебной деятельности   

  • Учитель: Притча : “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.».  «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз..  «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. 
    Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
  • Учитель: М.В.Ломоносов говорил «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения». (Портрет ученого вывешивается на доску). Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сейчас работать самостоятельно

1.2 Мотивация, целеполагание,  

Цель этапа: Актуализировать учебное содержание необходимое для закрепления умений по решению уравнений.

Сформулировать тему и обозначить цель урока.

Заинтересовать студентов изучением нового материала

  • Учитель предлагает обзор контрольной карты с целью определения маршрута продвижения по данной теме. Называет стоимость работы на данном уроке
  • Учащиеся анализируют свои достижения по картам
  • Учащиеся формулируют тему, глядя на записи в тетради и на доске.  (На доске записаны уравнения)
  • Учитель: Предполагаемая задача урока: Повторить, отработать и обобщить  способы решения показательных уравнений.

Предполагается самоанализ по отрезку контроля (учащиеся рисуют отрезок от 0 до 10 и ставят точку в том месте, которое подсказывает подсознание по освоению данной темы)

  • Учитель предлагает представить отчет о творческих заданиях
  • Учащиеся дают краткую характеристику своим дорожным картам

Добавляются баллы в контрольную карту

   1.3  Актуализация опорных знаний

  •   Учитель  предлагает узнать уравнения (запись на доске) Приложение 2
  • Учащиеся называют виды уравнений и метод решения
  • Учащиеся называют тему урока
  • Учитель выделяет лучшие ответы для последующей корреции оценок в контрольной карте

  1. Операционно-исполнительский этап

  Цель этапа: Активизация работы студентов по умению решать  уравнения.

2.1 Экспресс-диктант   (10 баллов) Приложение 3

  • Учитель диктует вопросы (некоторые записывает на доске),
  • Учащиеся на отдельных листах выполняют решения и сдают после последнего вопроса
  • Учитель проверяет  в удобное на уроке время, а для учащихся решения предлагаются сразу после выполнения работы

2.2 Гонка за лидером  (10 баллов). приложение 4

  • Учитель задания на доске записывает постепенно по мере решения предыдущего.
  • Учащиеся стараются решить и сказать ответ. Принимаются ответы трех первых учеников

Проверка после трех озвученных ответов

2.3 Найди ошибку (10 баллов) Приложение 2

  • Учитель предлагает на листах решить задания. К ним даны ответы, некоторые с ошибками
  • Учащиеся находят ошибки, предлагают правильные решения. Листы сдают преподавателю

Проверка в удобное на уроке время

2.4 Работа в группах        

Цель этапа: Используя умение работать с учебной литературой, выявить новый способ решения показательных уравнений

  • Учитель: предлагает найти в записях на доске уравнения, которые нельзя решить таким способом, но которое также называется показательным. Советует воспользоваться учебной литературой, инструкцией, определить и записать название еще одного  способа решения показательного уравнения.
  • Учащиеся  находят уравнения и способы решения. Решают несколько уравнений
  • Учитель: Таким образом, показательные уравнения решаются следующими способами: (на слайды вывести)
  1. Приведение к одному и тому же основанию.
  2. Приведение к квадратным уравнениям.
  3. Вынесение общего множителя за скобки.
  4. Деление обеих частей на одно и то же выражение.???????
  5. Графический способ.
  • Учащимся предлагается инструкция по решению уравнений

Приложение №1

Оценки в счет следующего модуля.

  • Учитель пока подводит предварительные итоги

Текущие оценки преподаватель выставляет в лист контроля

  1. Рефлексивно-оценочный этап

   Цель этапа:  Выставление отметок после анализа и самоанализа работы;   обобщить   новое содержание, полученное на занятии; оценить собственную деятельность

3.1 Самоанализ

  • Учитель предлагает учащимся поставить точку на отрезке самоконтроля
  • Учащиеся ставят точку в нужном месте.
  • Учитель анализирует общую подготовку учащихся

3.2 Подведение итогов урока

При диалоге с учащимися заполняется лист контроля учителем

  • Учащиеся называют свои оценки в баллах и отметки с учетом критериев.
  • Учитель соглашается с учеником или вносит коррективы, анализирует результат изучения модуля

Представляем заполненный лист контроля. Даются установки на возможные повышения результатов

  1. Задание внеаудиторной работы

Цель этапа: Установка на выполнение внеаудиторного самостоятельного задания 

Дорожную карту заполнить.   Составить и решить 5 неравенств Оценки в счет следующего модуля

5 Заключительный этап

5.1 Зачитать и показать на слайдах высказывание великого математика Эйнштейна

«Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно»

   5.2 Зачитать стих об экологических проблемах 

«Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает этот век,
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?»

Может быть  ваши знания помогут решить и экологические проблемы?

Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Решение уравнений это золотой ключ, открывающий все сезамы». Мне хотелось бы вам пожелать , чтобы каждый из вас нашел в жизни свой «золотой ключик», с помощью которого перед вами открывались любые двери. Достигнуты ли цели урока?.

  5.3 Поблагодарить за урок!

Заключение

Результаты урока:

Литература:

Учебник Колмогоров «Алгебра и начала анализа»

Приложения

Приложение 1

Решение показательных уравнений

Инструкция

1.  Приведение к одному и тому же основанию.

,

Исходя из названия способа: приводим к одному основанию

,

,

Это возможно, если неизвестное равно…


           
2 Приведение к квадратным уравнениям.

 

Действия определяем исходя из названия вида

Какое уравнение нам надо получить исходя из названия уравнения?

- квадратное…

- как это сделать? (перейти к одинаковому основанию).

-Какому основании.? (3)

- Вводим новую переменную , помня, что это значение всегда положительное.

Почему оно всегда положительное? Какое свойство мы вспоминаем для показательной функции? (она всегда строго больше нуля)

Какое квадратное уравнение мы получим?  ,

Пусть  

Получаем два корня, -5, 9…помните ли вы о знаке  ? То есть значение -5 – посторонний корень... .И нам остается решить простейшее показательное уравнение..  

3 Вынесение общего множителя за скобки.

Сначала разложить на множители, затем упростить и решить простейшее уравнение…

,   3х31-2*3х=9

,



         
4 Деление обеих частей на одно и то же выражение.

- почему мы можем делить на левую или правую части? (потому что они обе не равны нуля, следует из свойства показательной функции)


  



           
5 Графический способ.

Какие же функции мы можем построить? Изобразить левую и правую части в одной системе координат и найти точки пересечения…

- Рассмотрим функции и . Что вы можете сказать про первую функцию? Что вы помните о второй функции? (первая-показательная, а вторая- линейная)

 Так как  первая функция  убывающая, а вторая возрастающая, то графики этих функций могут пересечься не более чем в одной точке.

 Этот способ очень красив, но его недостаток-неточность, иногда возникающая при построении. Поэтому мы можем проверить себя подбором

 

Приложение 2

Узнай уравнения и найди ошибки

№п/п

Решить уравнения

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3х=12        

2х-4=1

Х2+25=0

Х2-4х=0

Sin x=1/2

Х-2=4

2х-3==1/8

log3x=2

logx9=2

     2x=1/6

4

4

Нет решения

0;4

(-1)narc sin ½+пn

18

0

9

3

1/12

Для учащихся даны ответы с ошибками

№п/п

Решить уравнения

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3х=12        

2х-4=1

Х2+25=0

Х2-4х=0

Sin x=1/2

Х-2=4

2х-3==1/8

log3x=2

logx9=2

     2x=1/6

11

Нет решения

Нет решения

0;4

+-arc соs ½+2пn

6

6

6

3

1/12

Приложение 3

№п/п

Вычислить

Решение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 -125

  -16

(1/3)-2

251/2

Log864

Log21/2

5-1

1/3*х=2

3х=1/2

-5х>=10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение 4  Блок «Гонка за лидером»

№п/п

Уравнение

Решение

1

-3х+1=4

2

 3-х=5

3

Х4=16

4

Х2-25=0

5

2+6х=0

6

3х+1=1/9

7

log2(х-3)=1

8

Logх5=-1

9

3х-3-3х+3=-78

10

Cos x=1/2

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ                                         ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Вопрос

Варианты ответа (поставьте галочку)

1

На уроке я работал

  • активно
  • пассивно

2

Своей работой на уроке я

  • доволен
  • не доволен 

3

Урок для меня показался

  • коротким
  •  длинным

4

За урок я

  • не устал
  • устал 

5

Моё настроение

  • стало лучше
  • стало хуже 

6

Материал урока мне был

  • понятен
  • не понятен
  • полезен
  • бесполезен
  • интересен
  • скучен

7

Домашнее задание мне кажется

  • легким
  • трудным
  • интересным
  • не интересным

Приложение №6

Таблица для работы в группах

                                   Способы решения

№  уравнения

1

Приведение обоих частей уравнения к степени с    одинаковым показателем

 

2

Вынесение за скобки степени с наименьшим показателем

 

3

Деление обеих частей уравнения на выражение, стоящее в правой части

 

4

Ведение новой переменной

 

5

Построение графиков (графический способ)

 

6

Исследование свойств монотонной функции

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...