ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по алгебре (10 класс) на тему

Метод обучения обучающихся , где обучающиеся добывают знания сами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого.»

Технология деятельностного метода обучения

              При использовании этого метода обучения, обучающиеся сами добывают знания, в процессе собственной учебно – познавательной деятельности. Поэтому этот метод называют деятельностным.  «Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого обучающегося». Метод универсален,

             Структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.

Структура уроков введения нового знания :

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

            Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. Целью является мотивация обучающихся к учебной деятельности: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ( « надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки ( « могу»).

На этом этапе происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, обучающийся сопоставляет реальное «Я» с образом  « Я – идеальный ученик». Он осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает в себе внутреннюю готовность к их реализации.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

        Здесь организуется подготовка и мотивация обучающимися к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Этот этап предполагает: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соотвествующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию ( « надо», « могу», «хочу») и его самостоятельное осуществление; фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

  1. Выявление места и причины затруднения.

На этом этапе учитель организует выявление обучающимися места и причины затруднения. Обучающиеся должны: восстановить выполненные операции и зафиксировать ( вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий ( алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа.

  1. Построение проекта выхода из затруднения ( цель, тема, способ, план, средство).

           Здесь обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель ( устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства: алгоритмы, модели и т.т.п.роцессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а потом с помощью исследовательских методов.

  1. Реализация построенного проекта.

           На этом этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные обучающимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально знаково.Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

          Обучающиеся в форме коммуникации ( фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого обучающегося ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

              Здесь выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Учитель должен подобрать задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Происходит как автоматизация умственных действий по изученным нормам, так и подготовка  к введению в будущем новых норм.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог).

             Фиксируем на этом этапе новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Элементы технологии деятельностного обучения на уроках биологии

Технология деятельностного обучения как нельзя лучше подходит для предметов естественно-научного цикла. Дянные материалы были предосталвены на заседании педагогического совета Школы, как отчет о работ...

Доклад по теме "Технология деятельностного метода обучения"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии". В данном материале описана дидактическая модель деятельностного метода обучения, система дидактических принципов, с помощь...

«Технология деятельностного обучения »

Статья «Технология деятельностного обучения  »...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...