Элементы технологии деятельностного обучения на уроках биологии
методическая разработка (8 класс) по теме

Технология деятельностного обучения как нельзя лучше подходит для предметов естественно-научного цикла. Дянные материалы были предосталвены на заседании педагогического совета Школы, как отчет о работе над методической темой самообразования и результат проведенного открытого урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании Педагогического Совета

«Современный урок – это…»

Тема: Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках биологии.

Презентация урока в 8 «В» классе «Первая помощь при кровотечениях. Кубан. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний на Кубани»

Подготовила: учитель биологии Марина Е.В.

Слайд 1

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития.

Слайд 2

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять следующие задачи:

Слайд 3

  1. формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  2. формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  3. формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

На мой взгляд, данный метод является одним из наиболее оптимальных для проведения уроков приобретения новых знаний на уроках биологии.

В соответствии с технологией деятельностного метода урок имеет следующую структуру:…

Слайд 4

Как вы можете видеть данная технология удачно вписывается в структуру современного урока. …

Слайд 5

Хочу подробнее рассмотреть данный метод на практике проведенного урока в 8 «В» классе

Слайд 6

Тема урока: «Первая помощь при кровотечениях. Кубан. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний на Кубани»

На уроке были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

  1. Закрепление теоретических знаний о строении и функционировании сердечно-сосудистой системы;
  2. Познакомить учащихся с отличиями кровотечений и приемами доврачебной помощи
  3. Познакомить учащихся с особенностями профилактики сердечно-сосудистых заболеваний на Кубани
  4. Тренировать практические умения оказания первой доврачебной помощи

Развивающие:

  1. Продолжить формирование навыков анализировать и делать выводы
  2. Применять полученные теоретические навыки на практике

Воспитательные:

  1. Формировать экологическую компетентность
  2. Воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни, чувство ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье окружающих.

Остановлюсь подробнее на наиболее значимых, на мой взгляд, моментах урока.

  1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

Создать соответствующее настроение и правильно поставить цель и обозначить тему урока часто помогают нам литературные отступления. Вот та цитата, которая была приведена детям:…

Слайд 7

  1. Актуализация знаний (Проверка имеющихся знаний)

Актуализация знаний проходит обычно по нескольким направлениям: это работа с тестам КИМ и работа с таблицами, муляжами, анатомическими атласами, что позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении. В этой работе важно то, что дети могут потрогать, проследить пальцем тот материал, о котором идет речь. Особо значимо это для детей, имеющих проблемы в обучении.

Слайд 8

  1. Постановка учебной задачи (Изучение нового материала)

Ставим перед детьми задачу, приводя жизненные примеры. Например: произошла автомобильная авария, имеется несколько пострадавших с кровотечениями и без них. Что может сделать каждый из вас?

После чего учащиеся осознают потребность в получении нового теоретического знания.

  1. Открытие нового знания

На данном этапе урока проводится несколько видов деятельности: рассказ учителя с иллюстрацией при помощи мультимедийного комплекса, таблиц и анатомических атласов и самостоятельная работа с текстом

  1. Первичное закрепление (Закрепление изученного)

Ребята учатся анализировать и делать выводы. После чего результаты своего умственного труда отражают в виде таблицы. Обсуждают полученные данные. Учитель контролирует и помогает, поддерживая индивидуальный темп работы каждого.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Теперь, наверное, самый важный момент. Это достижение самой цели. Тренируем практические навыки. Самостоятельно ребята в парах учатся накладывать давящие повязки, разные виды жгута, делать перевязки друг другу. Работа парах позволяет им осуществлять самоконтроль деятельности.

Слайд 9

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Очень важную роль в любом предмете занимает региональный компонент. Про родной край дети знают многое и охотно вступают в беседу, ведомую учителем. То что, они сами приходят к ответу на поставленный вопрос, формирует положительную мотивацию. Ребята чувствуют себя людьми знающими и умеющими. Мы вместе с ними составляем вот такой конспект.

 Слайд 10

  1. Рефлексия деятельности  (Заключение. Итог урока)

Рефлексия дает возможность учителю обратить внимание детей на то, чего ОНИ САМИ СМОГЛИ достичь, на то, что они теперь ЗНАЮТ и УМЕЮТ.

Слайд 11

Деятельностный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки 

Технология деятельностного метода обучения не разрушает "традиционную" систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок биологии в 8 «В» классе по теме: «Первая помощь при кровотечениях. Кубан . Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний на Кубани» Применение технологии деятельностного метода обучения. 1

Слайд 2

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни ...» А. Дистервег 2

Слайд 3

Формирование мышления через обучение деятельности Формирование системы культурных ценностей Формирование целостной картины мира Задачи современного урока, достигаемые путем применения технологии деятельностного обучения: 3

Слайд 4

1. Самоопределение к деятельности 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной задачи 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 5. Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности Структура урока введения нового знания 4

Слайд 5

1 . Самоопределение к деятельности 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 2. Проверка знаний 3. Постановка учебной задачи 3. Изучение нового материала 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 5. Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4. Закрепление изученного 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности 5. Заключение. Итог урока 5

Слайд 6

Тема урока: « Первая помощь при кровотечениях. Кубан . Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний на Кубани» Задачи урока Образовательные: Закрепление теоретических знаний о строении и функционировании сердечно-сосудистой системы; Познакомить учащихся с отличиями кровотечений и приемами доврачебной помощи Познакомить учащихся с особенностями профилактики сердечно-сосудистых заболеваний на Кубани Тренировать практические умения оказания первой доврачебной помощи Развивающие: Продолжить формирование навыков анализировать и делать выводы Применять полученные теоретические навыки на практике Воспитательные: Формировать экологическую компетентность Воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни, чувство ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье окружающих. Оборудование: перевязочный материал, таблицы, макет сердца, компьютер, мультимедийный проектор 6

Слайд 7

Российский врач Альберт Юрьевич Аксельрод в своей книге «Скорее «скорой» написал такое обращение:… « Уважаемые коллеги! Обычно так обращаются друг к другу врачи. Но сегодня я реаниматолог, хотел бы назвать вас, не медиков, коллегами, чтобы призвать к сотрудничеству, сделать вас товарищами по «медицинскому оружию», которое скорее «скорой» могут помочь пострадавшему или больному. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а не редко и жизнь человека. … Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того, чтобы суметь, надо уметь, знать, тренироваться». 7

Слайд 8

8

Слайд 9

Наложение различных видов жгутов 9

Слайд 10

Когда навыки, необходимые каждому в повседневной жизни, имеют под собой теоретическую основу, они становятся вдовое ценней. 10

Слайд 11

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний на Кубани Развитие физической культуры и спорта Пропаганда здорового образа жизни Модернизация и развитие сети медицинский учреждений Диспансеризация Современные медицинские центры Здравницы Кубани 11

Слайд 12

Саморазвитие ученика Знаю. Умею. Могу. 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»

В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии.  Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...

Педагогический проект"Элементы технологии развивающего обучения на уроках русского языка"

Данная презентация содержит теорию о технологии развивающего обучения и примеры ее реализации на уроках русского языка....

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"

Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества.  Также в ней описаны фрагменты некото...

Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"

Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....

«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных ситуаций»

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют...

Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс

Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения.  Тема урока: Упрощение выражений.  Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...