Технология формирования краткосрочного индивидуального образовательного маршрута
опыты и эксперименты по алгебре на тему

Савичева Нина Васильевна

Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого обучающегося индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

Индивидуальный  маршрут, на мой взгляд, способствует решению этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_itm.doc52.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_konferentsii_7.12.pptx340.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технология формирования краткосрочного индивидуального образовательного маршрута.

Савичева Нина Васильевна, учитель математики

МБОУ «Гимназия №38» г. Дзержинска

Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого обучающегося индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

Индивидуальный  маршрут, на мой взгляд, способствует решению этой проблемы.

Индивидуальный маршрут - это дорожная карта, направленная на развитие  индивидуальных способностей ребенка через самоорганизацию ученика и сопровождение педагогом.

Методика построения индивидуального творческого маршрута мало разработана. Я поделюсь опытом построения индивидуального творческого маршрута (ИТМ).

При составлении ИОМ я опираюсь на:

  • возможности обучающегося;
  • интересы обучающегося и родителей;
  • государственные программы по алгебре и геометрии  для общеобразовательных учреждений базового уровня, авторские программы дополнительного образования детей «За страницами учебника математики» и  «Путь к успеху»;
  • характер и содержание олимпиадных задач, конкурсов, темы  научно-практических конференций разного уровня;
  • структурирование учебного материала по логарифмической спирали:

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить ИОМ таким образом, очень сложно, потому что талантливые дети имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Второй  способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Третий принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, и наиболее продуктивен (Рис.3) – это логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающегося, которая, направлена на развитие его одаренности.
Далее составляю план реализации, исходя из Матрицы возможностей гимназии. Творческая группа учителей МБОУ «Гимназия №38» разработала схему ИТМ, по этой схеме я и работаю. Работая с обучающемся по  ИТМ, педагог выполняет роль куратора.

Общая схема краткосрочного индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

Этапы

Рефлексия

Психолого-педагогическая поддержка, кураторство

«Знаю, умею, достиг»

Диагностика, анализ

1шаг: диагностирует  знания, умения достижения

Задачи куратора
Составляет ИТМ с учетом интересов ребенка, семьи.

Обеспечивает вариативность деятельности.

Планирует развивать навыки научно-исследовательской деятельности.

Проводит отбор материала  для совершенствования интеллектуального и творческого  потенциала.

«Хочу знать, научиться, достичь»

Проектирование

2шаг: проектирует знания, умения, достижения

Выбираются конкретные виды деятельности. 
Рекомендует: чтение образовательной литературы; повторить  необходимый учебный материал; систематизировать реферативный материал, самостоятельно изучить конкретные вопросы.

Оказывает консультации родителям по оказанию помощи в подборе материала.

«Мои шаги в достижении цели»

Организация.

3шаг: организует свою деятельность

Проводит консультации.

Разбирает способы решения задач определенного типа.

Помогает структурировать реферативный материал.

Проводит мозговые штурмы.

Делает работу над ошибками.

Анализирует конкурсные задачи.

«Узнал, научился, достиг»

Мониторинг.

4шаг: анализируют  результат совместной деятельности.

Основные  функции куратора сводится к тому, чтобы:

  • создать условия для организации исследовательской, проектной и творческой деятельности обучающегося  в рамках ИОМ;
  • расширить образовательное пространство обучающегося как пространство пробы себя, своих возможностей;
  • включить обучающегося в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов);
  • информировать обучающегося и педагогов о конкурсных программах

Одним из способов оценивания компетентности обучающегося является учебный портфель (портфолио) в нем обучающийся отражает результаты работы по конкретному модулю, теме учебного материала; материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов учебной работы; а также по анализу особенностей работы с различными источниками информации

Работая по ИОМ и  накопив небольшой опыт, я могу сделать следующие выводы:

Недостаток: наполнение  ИОМ для каждого талантливого ребенка  требуют много времени.

Достоинства:

  • реализация ИОМ  является условием осуществления индивидуализированной психолого-педагогической помощи обучающемуся в самоопределении направления дальнейшего обучения (в том числе и профиля);
  • умение делать простой и сложный выбор;
  • оформление собственных интересов;
  • опыт работы с ресурсами различного типа;
  • опыт самопрезентации в различных сообществах;
  • опыт работы в команде;
  • умение анализировать и корректировать собственную деятельность;
  • опыт самооценки;
  • опыт строительства собственной индивидуальной образовательной
  • траектории;
  • проектные и исследовательские компетентности
  • В словах Сократа отражена суть моей работы: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Савичева Н.В., учитель математики МБОУ «Гимназия №38» г.Дзержинск 1 Технология формирования индивидуального творческого маршрута Межрегиональная конференция «Развитие информационно-образовательной среды современной школы в контексте задач модернизации образования»

Слайд 2

Актуальность Любому обществу нужны талантливые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. 2

Слайд 3

Формы работы с талантливыми детьми 3

Слайд 4

Новизна 4

Слайд 5

Что такое Индивидуальный творческий маршрут? Индивидуальный творческий маршрут - это дорожная карта, направленная на развитие индивидуальных способностей ребенка через самоорганизацию ученика и сопровождение педагогом. 5

Слайд 6

принципы построения ИТМ интересы обучающегося и родителей; возможности обучающегося; государственные программы по алгебре и геометрии для общеобразовательных учреждений базового уровня; авторские программы дополнительного образования детей «За страницами учебника математики» и «Путь к успеху»; характер олимпиадных задач, конкурсов, темы научно-практических конференций разного уровня; 6

Слайд 7

функции куратора Создать условия для организации исследовательской и творческой деятельности обучающегося в рамках Матрицы возможностей гимназии Расширить образовательное пространство обучающегося как пространство пробы себя, своих возможностей Включить обучающегося в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы) 7

Слайд 8

Схема ИОМ 8

Слайд 9

1 этап Этапы Рефлексия Психолого-педагогическая поддержка, кураторство «Знаю , умею, достиг» Диагностика, анализ 1 шаг : диагностирует знания, умения достижения Задачи куратора -Составляет ИТМ с учетом интересов ребенка, семьи. -Обеспечивает вариативность деятельности. -Планирует развивать навыки научно-исследовательской деятельности. -Проводит отбор материала для совершенствования интеллектуального и творческого потенциала. 9

Слайд 10

Этап «Хочу знать, научиться, достичь .» Психолого-педагогическая поддержка, кураторство Проектирование 2 шаг : проектирует знания, умения, достижения Выбираются конкретные виды деятельности: Рекомендует: чтение образовательной литературы ; -повторить необходимый учебный материал; систематизировать реферативный материал, самостоятельно изучить конкретные вопросы. Консультация родителей по оказанию помощи в подборе материала. 10 2 этап

Слайд 11

Этап «Мои шаги в достижении цели» Психолого-педагогическая поддержка, кураторство Организация 3 шаг : организует свою деятельность -Проводит консультации. -Разбирает способы решения задач определенного типа. -Помогает структурировать реферативный материал. -Проводит мозговые штурмы. -Делает работу над ошибками. -Анализирует конкурсные задачи. 11 3 этап

Слайд 12

этап «Узнал , научился , достиг» Мониторинг 4 шаг : подводят результат совместной деятельности. 12 4 этап

Слайд 13

Краткосрочный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) Этапы Рефлексия Психолого-педагогическая поддержка, кураторство Диагностика, анализ «Знаю , умею, достиг» Задачи куратора * Хорошо знаю материал по математике за курс 5 класса, о чем говорят мои хорошие отметки. * Победитель 1 н/ п конференции «Старт в науку». Работа : «Математика в быту» * Дважды лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», номинация «Математика для сообразительных (5-6кл.)» * Особый интерес проявляю к математике, астрономии, литературе, иностранным языкам. * Умею решать реальные задачи. * Владею ПК, пользуюсь Интернет. *Составить ИТМ с учетом интересов обучающегося и его семьи. *Пригласить родителей на консультацию по оказанию помощи в составлении режима дня. * Обеспечить вариативность деятельности. * Развивать навыки научно-исследовательской деятельности. * Отобрать материал для совершенствования интеллектуального и творческого потенциала 13 Ученика 6 класса 1 этап

Слайд 14

Этап «Хочу знать, научиться, достичь .» Виды деятельности Проектирование * Продолжить: участие в Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество»,в номинации «Математика для сообразительных (5-6кл.)», во 2 н / п конференции «Старт в науку» в первом этапе Всероссийской олимпиады школьников. * Стать лауреатом Российского заочного конкурса «Первые шаги в науку», номинация «Математика» Знать приемы решения задач на логику, переливание, взвешивание, признаки делимости на 4, 25, 7, 11, 13. * Научиться систематизировать материал к написанию реферата « Парадоксы в математике» *Консультация по конкретным задачам Выбор темы для реферата *Консультация родителей по оказанию помощи в подборе реферативного материала. * Чтение образовательной литературы. И.Л. Бабинская «Задачи математических олимпиад» (логические задачи) 14 2 этап

Слайд 15

Этап «Мои шаги в достижении цели» Виды деятельности Организация. * Повторить формулы площадей фигур , признаки делимости, законы логики * Прочитать дополнительную литературу: «О названиях геометрических фигур», «Геометрия вокруг нас», «Математический кружок « (6-7кл. ) А.В.Спивак , »Математические кружки в школе»(6-7кл. ) А.В. Фарков . Отработать в рамках кружка тему «Признаки делимости на 4, 25,7,11,13» Решать задачи выбранного типа, задачи конкурса «Кенгуру » * Систематизация материала по теме: «Парадоксы в математике» . *Проведение тренингов по решению задач данного профиля. * Анализ ошибок *Найти материал в Интерне те о признаках делимости на 4, 25, 7, 11, 13. *Проведение практических работ по нахождению площади фигур *Анализ ошибок . *Консультация родителей по оказанию помощи в решении задач * Отчет по реферативной теме. Соблюдение режима дня 15 3 этап

Слайд 16

Этап «Узнал, научился, достиг» Виды деятельности Мониторинг, рефлексия * Узнал: приемы решения задач на логику, переливание, взвешивание, делимость, значение понятия парадоксы и парадоксы в математике, признаки делимости на 4, 25, 7, 11, 13 . * Приобрел навыки работы с образовательной и научной литературой . * Достиг : 3 место во 2 н/ п конференции «Старт в науку», стал лауреатом Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» (3 место), призер городской игры «Математическая карусель (командная игра, 2 место), 2место школьной олимпиаде. *Работа по ИТМ способствовала развитию творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь высоких результатов в творческой и образовательной деятельности. *Узнал: приемы решения задач на логику, переливание, взвешивание, делимость, значение понятия парадоксы и парадоксы в математике, признаки делимости на 4,25,7,11,13. *Приобрел навыки работы с образовательной и научной литературой. *Достиг: 3 место во 2 н / п конференции «Старт в науку», стал лауреатом Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» (3 место),призер городской игры «Математическая карусель(командная игра, 2 место), 2 место в школьной олимпиаде. 16 4 этап

Слайд 17

Личностный рост ребенка за 3 года (6 класс и 9 класс) Рефлексия 6класс Рефлексия 9 класс «Знаю , умею, достиг» «Знаю , умею, достиг» * Хорошо знаю материал по математике за курс 5 класса, о чем говорят мои хорошие отметки. * Победитель 1 н / п конференции «Старт в науку». Работа : «Математика в быту» * Дважды лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», номинация «Математика для сообразительных (5-6кл.)» * Особый интерес проявляю к математике, астрономии, литературе, иностранным языкам. * Умею решать реальные задачи. * Владею ПК, пользуюсь Интернет. * Узнал: приемы решения задач на логику, свойства функции, применяемые при решении уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств на олимпиадах разного уровня, правила построения графика функции *Усовершенствовал навыки работы с образовательной и научной литературой. * Достиг : 1 место во 4 н / п конференции «Старт в науку», стал лауреатом Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» (3 место), 1место в школьной олимпиаде, занял 3 место на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников, 2 место в городской н / п конференции «Путь к успеху» * Получил приглашение на очную конференцию »Первые шаги в науку».Секция «Математика» * Принял участие в финальном туре Межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи – будущее науки». * Приобрел навыки в умении делать выводы по теме реферата. 17

Слайд 18

Портфель ( портфолио ) отражает результаты работы по конкретному модулю, теме учебного материала; материалы по оценке/самооценке достижения целей, качества результатов учебной работы; а также по анализу особенностей работы с различными источниками информации 18 ИОМ - составляющая часть портфолио

Слайд 19

результативность признан Гимназистом года в 2010-2011 уч.г ., 2011-2012 уч.г . награжден грамотой на городской церемония чествования «Олимп – 2012» в номинации «К тайнам мироздания» дважды отмечены Почетной грамотой Администрации города Дзержинска Нижегородской области в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Талантливая молодежь Дзержинска» на 2008-2012 годы удостоен звания «Интеллектуальный лидер» Общероссийской детской общественной организацией МАЛАЯ АКАДЕМИЯ «Интеллект будущего» 19

Слайд 20

Выводы Недостаток : работа по разработке и сопровождению ИТМ требует много времени Достоинства: позволил достичь высоких результатов в творческой и образовательной деятельности, н аучил работать с ресурсами различного типа, п олучил опыт самопрезентации в различных сообществах, научился анализировать и корректировать собственную деятельность, приобрел опыт строительства собственной индивидуальной образовательной траектории, освоил исследовательские компетентности. 20

Слайд 21

«В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Сократ 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

«Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как средство формирования УУД при изучении математики в 5 классе »

Оглавление I. Вводная часть 1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их п...

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий.

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из эффективных способов внедрения личностно-ориентированного подхода ...

Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута

В методической разработке предложена создание двугодичного учебного курса, состоящего из коротких мини-курсов "модулей".Это поможет учащимся начальной школы познеакомиться с несколькими учеб...

Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ

Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школь...