Урок математики с психологическим сопровождением по теме "Действия с натуральными числами".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок  математики   с психологическим сопровождением по теме "Действия с натуральными числами".           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyty_urok.rar22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  математики                                                       с психологическим сопровождением                                                     по теме "Действия с натуральными числами".           5-й класс

  • Шимоторова Инна Викторовна, учитель математики
  • Колышева Юлия Александровна, педагог-психолог

Цели урока:

  • Обучающие:
  • закрепление выполнения действий с натуральными числами;
  • развитие вычислительных навыков.
  • Развивающие:
  • развитие внимания, памяти, логического мышления,  творческих способностей учащихся.
  • Воспитывающие:
  •  формирование положительной мотивации к предмету; воспитание коммуникативной культуры, умения работать в группе, формирование навыков самоконтроля.

Тип урока: Интегрированный с применением технологии личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: мультимедийный  проектор, компьютер, презентация «Задачи в рисунках», карточки-сорбонки для устного счёта, сигнальные карточки, математические тренажёры, карточки для коррекции знаний, опорные сигналы, индивидуальные карточки с кодированными заданиями и  логическими упражнениями для домашней работы. 

 

Ход урока

1.Организационный этап. 

Приветствие, проверка готовности, организация внимания, определение темы урока.

 Цель:

  • подготовить учащихся к деятельности на основном этапе  урока;
  • развивать логическое мышление, умения обобщать, классифицировать,  строить умозаключения.

Вступительное слово учителя математики:

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас необычный урок математики. На нём вы не только будите решать примеры и задачи, а также расскажите стихи, сыграете в игру, и тему урока вы определите сами. А поможет вам в работе наш педагог-психолог.

Педагог-психолог:                

- Добрый день, ребята. Для начала я предлагаю вам выполнить упражнение «Думающий колпак» из серии упражнений, разработанных доктором Полом Деннисом под названием «Гимнастика мозга». Для этого массажируем ушные раковины сверху вниз так, чтобы уши горели. Более 1000 биологически активных точек находятся на ухе, поэтому, массируя их, мы воздействуем на весь организм. Это упражнение способствует: повышению внимания, активизации памяти, улучшению слуха и речи. 

Можно выполнять стоя и сидя.

  1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
  2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
  3. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
  4. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
  5. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
  6. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие.

По мнению психологов, "думающий колпак" полезен школьникам перед началом уроков, так как поможет быстро сконцентрировать внимание (слайд 1).

Учитель математики:                                                                             Итак, все готовы к работе. И сейчас мы определим тему нашего урока.

Педагог-психолог:

 Для этого выполним следующие задания. 

Задание 1. Какое слово лишнее? (слайд 2)

Сложение

Умножение

Вычитание

Дробь

Деление

а) Прочитайте слово.

б) Уберите лишнее слово.

в) Оставшиеся слова замените одним словом.

(Дробь. Действия.)

    Педагог-психолог:

              

Задание 2. Какое число лишнее? (слайд 3)

0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7….. 

(0).

 Учитель математики:

Как называются остальные числа?

(натуральные числа).

Какие числа называются натуральными?

(Числа, которые используются при счёте).

                                                                       

Тема урока: («Действия с натуральными числами»). (Слайд 4)

2-ой этап. Устный счёт.                                                                                                                    Цель:                                                                                                         *развивитие вычислительных навыков, формирование  рациональных приемов  устного счета, повторение приёмы быстрых вычислений

Устный счёт.                                                                                                                     Ученики читают отрывок из стихотворения Ю. Яковлева:

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.

Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не сможет подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Учитель математики проводит устный счёт с использованием карточек-сорбонок (на одной стороне- пример, на другой- ответ). Учащиеся по очереди отвечают с места, остальные работают с  сигнальными карточками (зелёная-согласен с ответом, красная-не согласен). Учитель показывает ответ, учащиеся проверяют правильно ли они решили.

128+(1100-128);                      84×11;

20×7+80×7;                              93×101;

32×11;                                       35×35;

14×111;                                     52×111;

45×101;                                     25×25.

                                   

Учитель:

-Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

3-ий этап. Повторение законов сложения и умножения. Ученики формулируют законы, а затем прописывают их в воздухе с закрытыми глазами. Используются три вида памяти: зрительная, слуховая  и двигательная ( моторная). (Слайд 5)

Переместительный

а+в=в+а

а∙в=в∙а

Сочетательный

(а+в)+с= а+(в+с)

(а∙в)∙с=а∙(в∙с)

Распределительный (относительно сложения)

(а+в)∙с=ас+вс

Ученики исполняют песню из книги Галины Хазиной «Весёлая математика»:

Песенка о распределительном законе.

Запомните, родители,                                                                          Закон распределительный!                                                                     Имейте уважение                                                                                             К закону умножения.

Припев :                                                                                                          (а+в) совсем не сложно                                                                             Нам на С умножить можно.                                                                       Не меняйся ты в лице:                                                                                     а на с плюс в на с.

Ведь вот что удивительно!                                                                               Закон –об умножении,                                                                                          Но всё же относительно                                                              Почтенного сложения.

Припев

4-ой этап. Самостоятельная работа с самопроверкой с использованием дифференцированных карточек- тренажёров. 

Цель: закрепление выполнения действий с натуральными числами, развитие навыков самоконтроля (Слайд 6).

Педагог-психолог работает с одним учеником индивидуально.

 5-ой этап. Физкультминутка.

Цель: предупреждение нарушений осанки, профилактика заболеваний.

 Проводит педагог-психолог:

 

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

(Слайд 8)

6-ой этап. Коррекционная работа.                             

Цель:  коррекция знаний по теме «Умножение на круглые числа», воспитание коммуникативной культуры,  развитие умения работать в группе.

  1. Работа с тренажёрами, с использованием опорного сигнала (Слайд 9)

               ∙

10, 100, 1000

         ←  :

 2)Ролевая игра. 

На столе карточки с цифрами. Ученики изображают числа.

Участвуют 4-5 учащихся (в 1-ом, 2-ом, 3-ем задании группы меняются). Остальные работают с сигнальными карточками (зелёная-согласен с ответом, красная-не согласен).

Учитель-ведущий:

  1. Покажите число 5, умножьте его на 100, разделите 500 на 10, разделите 50 на 10, умножьте 5 на 1000...
  2. Покажите число 25, умножьте его на                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        1000; разделите 25000 на 100, разделите 250 на 10…
  3. Покажите число 52 умножьте его на 10, умножьте 520 на 100, разделите 52000 на1000…

( Слайд 10)

7-ой этап. Решение задач.

 Цель:                                                                                                         *развитие навыка решения задач на скорость, развитие логического мышления, привитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности. 

1-ый ученик читает стихотворение:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,                                                                                                                                                                         
Не люблю решать задач,
Потому что нет удачи
На противные задачи.


Может быть, задачник скверный,
Может быть,  таланта нет…
Но нашёл я способ верный -
Сразу посмотреть в ответ.

Учитель математики: Это стихотворение-шутка. А вы любите решать задачи? (да) 

2-ой и 3-ий ученики представляют задачи из творческого проекта «Задачи в рисунках» с использованием презентации.

При решении задач используется опорный сигнал:

                           S

                 V                 t

Ученик читает стихотворение Г. Хазиной из книги «Весёлая математика»:

Как нам вычислить пройденный путь?                                                      - Знаем факт и по этой мы теме!                                                                      Ты, дружочк, его не забудь:                                                                              Надо скорость умножить на время.                                                                                

Педагог-психолог:

-Работая с опорным сигналом вы использовали 2 вида памяти: зрительную и слуховую, чтобы лучше запомнить опорный сигнал можно включить ещё один вид памяти- двигательную (моторную память). Пропишем этот сигнал в воздухе.                                                                               

Задача№61 из учебника.

Лыжник за 5ч прошёл 75 км. Сколько времени

ему потребуется, чтобы пройти 60 км?

Задача №62 из учебника.

Автобус шёл 2 ч со скоростью 45 км/ч и 3ч со скоростью 60 км/ч. Какой путь прошёл автобус за эти 5 ч?

4 ученика решают задачи у доски (в четыре руки), остальные в тетрадях.

(Слайды 11 и 12)

8-ой этап. Рефлексия.

Педагог- психолог:

Послушайте притчу.

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горящим солнцем тележку с камнями для строительства.

Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” Тот ответил, что целый день возил проклятые камни.

    У второго спросил: “А что ты делал целый день?” Тот ответил: “Я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием. “А я принимал участие в строительстве храма”.

 Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке.

Кто работал как первый человек? Поднимите руку.

Кто работал как второй человек? Поднимите руку.

Кто работал как третий человек? Поднимите руку.

Я желаю вам всегда работать с радостью и удовольствием.

Учитель: 

-Выполнение каких заданий вызвало наибольшее затруднение?
 -Какая форма работы на уроке понравилась больше? (игра, стихотворения, песня, самостоятельная работа, работа с психологом, работа над задачей, работа с математическими тренажёрами).  

9-ой этап. Подведение итогов. Учитель благодарит учащихся за хорошую  работу на уроке, просит выставить оценки в дневник.

Домашнее задание: 1) индивидуальные  кодированные задания. Решить примеры, расшифровать слово и подумать что  оно означает (милосердие, патриотизм, толерантность…).

Примечание: если возникнут трудности при объяснении смысла слова, то можно обратиться за помощью в школьную библиотеку, к родителям, к воспитателю).

2) индивидуальные карточки с логическими упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"

Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Тест для обучающихся 5 класса по теме: "Натуральные числа. Действия с натуральными числами"

Тест состоит из 10 заданий в форме тестов  ГИА. Приведен ключ к тесту и порядок перевода баллов в оценку....

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

Презентация по теме "Натуральные числа. Десятичная запись натуральных чисел"

Презентация к уроку математики в 5 классе по  теме "Натуральные числа. Десятичная запись натуральных чисел"...

Натуральные числа. Ряд натуральных чисел.

Материал для проведения урока по математике. 5 класс Мерзляк. "Натуральные числа. Ряд натуральных чисел."...