Разработка урока по математике для учащихся 9 класса по теме: «Относительная частота случайного события»
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Клецкова Елена Леонидовна

урок изучения нового материала.

 Данный урок – первый, на изучение которого отводится   часа, из главы «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_otnos_chastota_s.s.doc118 КБ
Файл rabochiy_list_ochss.docx40.2 КБ
Файл samoanaliz_urokaochss.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МИТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Разработка урока

  по математике для  учащихся 9 класса по теме: «Относительная частота случайного события»

        

        

                                                          Учитель: Тютюнник Елена Леонидовна

Тема: Относительная частота случайного события.

Класс: 9 класс.

Цели урока: рассмотреть основные понятия теории вероятности: ввести понятия «случайное событие», «относительная частота случайного события»; выработать умения решать простейшие задачи с использованием этих понятий.  

Знания и умения: формирование умений и  навыков решения задач на определение относительной частоты случайного события.

Учебная задача:

1.Формирование системы по изучению понятия события;

2.Формирование системы фактов «случайное событие», «относительная частота случайного события», «статистический подход» в курсе математики.

3.Выявить позицию учащихся к проблеме судьбы.

4.Создать условия для переосмысления прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

                             (просмотр отрывка повести «Фаталист» М.Ю. Лермонтова)

           Ребята, вы верите в судьбу? (Ответы) Вот сегодня мы как раз и поговорим об этом очень неоднозначном понятии, попытаемся выяснить ваши позиции, и еще раз поучимся отстаивать свою точку зрения. А как понятие «судьба» может быть связано с математикой? (Ответы) Попробуйте назвать тему нашего урока. (Ответы) Я тоже думала над этим вопросом и решила, что озаглавить наш урок можно итак так: «Судьба – расчет?». Мы попробуем выяснить, равносильны ли эти два понятия.

  1. Повторение и закрепление пройденного материала.

Для того чтобы постараться ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним:

- устная работа

- самостоятельная работа (взаимопроверка)

III. Изучение нового материала.

            Нам нередко приходится проводить наблюдения, опыты, участвовать в экспериментах или испытаниях. Часто подобные исследования заканчиваются некоторым результатом, который заранее предсказать нельзя.

Если открыть книгу наугад, то невозможно знать заранее, какой номер страницы вы увидите. Мы твердо знаем, что лето кончится, наступит осень, а затем зима. Но невозможно сказать заранее, будет эта зима теплой или холодной. Как правило, наблюдения или эксперимент определяются каким-то комплексом условий. Например, футбольный матч должен проходить по правилам.

Событием называется результат наблюдения, опыта, эксперимента.

Случайным событием называют такой результат наблюдения или эксперимента, который при соблюдении определенных условий может произойти, а может и не произойти.

Закономерности случайных событий изучает специальный раздел математики, который называется теорией вероятностей.

Событие случайное, если нельзя утверждать, что это событие в данных обстоятельствах непременно произойдет.

Примеры: 

1: Подбрасывание монеты. Испытание – подбрасывание монеты;  события – монета упала гербом или решкой.                                              

2: Подбрасывание кубика. Это следующий по популярности после монеты случайный эксперимент.Шесть случайных событий. ВОПРОС: какие?

4: «Завтра днем – ясная погода». Здесь наступление дня – испытание, ясная погода – событие.

Проведем эксперимент с подбрасыванием монеты. Результаты этих экспериментов запишем в таблице.

Число экспериментов

Выпал «орёл»

Относительная частота

5

10

15

20

     Подсчитаем, какую часть составляет выпадение «орла» от общего числа проведённых экспериментов. Результат выразим обыкновенной дробью.

     Отношение числа появления «орла» к общему числу проведённых экспериментов называется относительной частотой случайного события.

      Такие эксперименты проводились в разных странах и в разные эпохи. И все они дают похожий результат. Относительная частота появления «орла» примерно равна 0,5.(слайд)

По приведенным данным прослеживается четкая закономерность: при многократном подбрасывании монеты частота  появления герба незначительно отклоняется от числа 0,5.Следовательно, можно считать, что вероятность события «выпадение герба» приблизительно равна 0,5. В каждом из рассмотренных примеров использовалось понятие частота случайного события. Эту величину мы вычисляли по формуле:

Далее по частоте мы оценивали вероятность события, а именно: вероятность случайного события приближенно равна частоте этого события, найденной при проведении большого  количества испытаний (наблюдений).

Такую оценку вероятности случайного события называют статистической. Ее используют в разных областях деятельности человека: физике, химии, биологии, страховом бизнесе, социологии, экономике, здравоохранении, спорте.

Вводимые обозначения:

А – событие;

т – число испытаний, при которых произошло событие А;

п – общее число испытаний;

     Р(A) =  – относительная частота случайного события.

Проблемный вопрос: Почему важна относительная частота события?

Пример.

Иван попал в мишень 3 раза, Петр – 4. Кто из них лучше стреляет?

Можно ответить, что Петр – лучше, так как больше число попаданий. Но мы не знаем, сколько у каждого было попыток. Например, Иван сделал всего три выстрела и попал все три раза, относительная частота попадания Р(A) =  = 1. А Петр сделал серию из 20 выстрелов и попал всего четыре раза: Р(A) =  = 0,2.)

IV. Закрепление знаний

№ 787

Решение

Событие А – появление нестандартной детали;

т = 12 – число нестандартных деталей;

п = 1000 – общее число деталей;

Ответ: 0,012

№ 788

Решение

Событие А – солнечный день;

т = 46 – число солнечных дней за указанный    период;

п = 31+31=62 – общее число дней в указанном периоде;

Ответ:

№ 791

Решение

а)

Событие А – появление в тексте буквы «в»;

т = 6 – количество букв «в» в тексте;

п = 164 – общее количество букв в тексте;

Ответ:0,037

б)

Событие А – появление в тексте буквы «м»;

т = 6 – количество букв «м» в тексте;

п = 164 – общее количество букв в тексте;

Ответ:0,037

Практическая работа в группах

Учащимся предлагается сосчитать количество появлений каждой из букв в последнем абзаце на странице 187 учебника  и заполнить таблицу (карточки с таблицей).

Число всех букв

д

о

е

ч

м

а

р

ы

н

ь

и

я

210

Относительная частота

Ответ:  

Число всех букв

д

о

е

ч

м

а

р

ы

н

ь

и

я

210

4

21

18

1

9

13

10

5

11

2

22

2

Относительная частота

Чтобы сравнить относительные частоты появления букв, выразим их десятичными дробями с точностью до тысячных.

Относительная частота

0,019

0,1

0,085

0,047

0,042

0,062

0,048

0,024

0,052

0,095

0,104

0,095

 - Какие буквы встречаются чаще?  Ответ: и, о, е.       

 - Реже?   Ответ: ч, ь, я.

 - Можно найти применение этому?    ( Размещение букв на  клавиатуре компьютера)

Самостоятельная работа

Вариант-1

1. В лотерее 100 билетов, из них 5 выигрышных. Какова вероятность выигрыша?(1/20)
2. В корзине лежат 5 яблок и 3 груши. Из корзины наугад вынимается один фрукт. Какова вероятность того, что это яблоко?(5/25)

Вариант -2

1. В вазе 7 цветков, из них 3 розы. Из букета наугад вынимается цветок. Какова вероятность того, что это роза?(3/7)
2. В урне 15 белых и 25 черных шаров. Из урны наугад выбирается один шар. Какова вероятность того, что он будет белым? (15/40)

Дополнительные задачи:

  1. Из 9 «А» класса, в котором 27 учеников, по жребию выбирают двух дежурных в столовую. Какова вероятность того, что дежурить будет ученик этого класса Иванов Дима?
  2. Из класса, в котором учатся 15 девочек и 10 мальчиков,  выбирают по жребию одного дежурного. Какова вероятность, что это будет мальчик?

V. Домашнее задание

п.35, № 792, №793,№794Творческое задание: «Вероятность вокруг нас» – подобрать задачи, содержащие сведения из повседневной жизни.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Таким образом, мы приходим к выводу, какому? Что еще все-таки у нас утверждает М. Ю. Лермонтов своим произведением и повестью “Фаталист” в частности? Вывод: наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас она зависит.

        Дорисуйте рисунок тот, который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его



Предварительный просмотр:

        Тема урока:

                        

Рефлексия: Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на начало урока и отметь его.

Комбинации

Перестановки

Размещения

Сочетания

Количество элементов и клеток

Порядок расположения элементов имеет значение

Формула

Оценка________

Число экспериментов

Выпал «орёл»

Относительная частота

5

10

15

20

Практическая работа

Число всех букв

д

о

е

ч

м

а

р

ы

н

ь

и

я

210

Относительная частота

Ответ:  

Самостоятельная работа

Вариант-1

1. В лотерее 100 билетов, из них 5 выигрышных. Какова вероятность выигрыша?
2. В корзине лежат 5 яблок и 3 груши. Из корзины наугад вынимается один фрукт. Какова вероятность того, что это яблоко?

Вариант -2

1. В вазе 7 цветков, из них 3 розы. Из букета наугад вынимается цветок. Какова вероятность того, что это роза?
2. В урне 15 белых и 25 черных шаров. Из урны наугад выбирается один шар. Какова вероятность того, что он будет белым?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Урок проходил в 9  классе, предмет – математика, в классе 6 человек. Класс с хорошем уровнем подготовки.

Тема урока: Относительная частота случайного события.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 Данный урок – первый, на изучение которого отводится   часа, из главы «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Цель урока рассмотреть основные понятия теории вероятности: ввести понятия «случайное событие», «относительная частота случайного события»; выработать умения решать простейшие задачи с использованием этих понятий.  

Знания и умения: формирование умений и  навыков решения задач на определение относительной частоты случайного события.

Учебная задача:

1.Формирование системы по изучению понятия события;

2.Формирование системы фактов «случайное событие», «относительная частота случайного события», «статистический подход» в курсе математики.

3.Выявить позицию учащихся к проблеме судьбы.

4.Создать условия для переосмысления прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.

Цели урока были достигнуты. Ребята активно работали на уроке, быстро отвечали на поставленные вопросы. В итоге самостоятельную работу написали хорошо.

По методике проведения это урок – беседа с элементами исследования и самостоятельной работы. По организации это урок – практикум. По форме работы урок комбинированный, так как используются и фронтальный опрос, и коллективная, и индивидуальная, и групповая работы.

На уроке применялись различные формы учебной деятельности: фронтальный опрос, самостоятельная работа, устная работа, практическая работа.

Принципы: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: наглядный, словесный, практический и здоровозберегающие.

На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.(дифференцированная самостоятельная работа, разная степень заданий)

Урок состоит из следующих этапов:

  1. Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (просмотр отрывка).
  2. Подготовка учащихся к изучению нового материала, задача которого была повторения темы «Примеры комбинаторных задач и комбинации» и переход к изучению нового материал (повторение изученного материала проводится в устной форме; в форме тестирования), проверка д.з.;
  3. Изучения нового материала(постановка проблемы, сами вывели формулу для вычисления относительной частоты случайного события)
  4. Проверка знаний учащихся (самостоятельная работа), задача которого -  проверить  знания учащихся, взаимопроверка.
  5. Закрепления нового материала
  6. Информирование о домашнем задании, с комментарием.
  7. Рефлексия.  Задача этапа- осмысление деятельности на уроке.

    Контроль усвоения новых знаний, умений и навыков предусмотрен в виде самостоятельной работы, а так же в виде самостоятельно выставленной оценки при подведении итогов урока.

    Поставленная цель соответствует этапу обучения, индивидуальному уровню развития школьников.

    Особое внимание на уроке уделялось развитию следующих качеств: внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль.

    Тип урока, методы и приемы обучения  обоснованы и соответствуют подобранному содержанию урока. Присутствовали задания не только репродуктивного и поискового характера.

     Использованы следующие методы познания: наблюдение, опыт, сравнение.

     Наглядный материал уместен. Показана связь изучаемого материала с жизнью.

     Домашнее задание носит творческий характер.

     Методические приемы используемые на данном уроке могут быть применены в работе с обучающимися различной подготовки.

Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими знаний. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.

 Во время проведения урока, на мой взгляд, было неудачным то, что ____________________________________________________

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке.

По результатам само- и  взаимооценки учащихся , качество знаний по итогам урока _________.

 Считаю, что урок цели достиг.

По результатам  рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок детям  понравился..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока алгебры в 9 классе по теме "Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий".

Урок разработан по пп. 34-35 учебника "Алгебра-9" авт. Макарычев Ю.Н. и др. Доминирующая технология - проблемное обучение : побуждающий и подводящий диалог,  большая доля самостоятельной работы, ...

Интегрированный урок алгебра + английский язык.Тема. Относительная частота случайного события.

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Не является исключением и иностранный язык. Напротив, по своей сути, школьный предмет «Иностранный язык» является интегрированным. Он весь...

Модульная технология: разработка урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей".

Урок  по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей"  (УМК по математике Виленкин) разработан с применением элементов модульной технологии. Данный урок представлен в виде п...

Разработка урока по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей" Цель этого урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления; повышение...

урок алгебра 9 класс тема Относительная частота случайного события

урок алгебра 9 класс по учебники Макарычева тема Относителтная частота случайного события...

Методическая разработка урока по математике 6 класса по теме: «Пропорция. Решение задач» (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии)

Цели: Закрепить знание понятий отношения, процент  и пропорция; отработать навык определения вида зависимости величин, умение решать задачи с помощью пропорции; способствовать развитию матем...

Разработка уроков по математике 6 класс по теме"Делители и кратные"

Разработка уроков по математике 6 класс по теме"Делители и кратные"...