Нахождение дроби от числа, материалы к уроку
план-конспект урока (6 класс) по теме

Донцова Елена Павловна

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Нахождение дроби от числа" . Урок проводится в форме игры-путешествия на планету Нептун, сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 классе по теме:

«Нахождение дроби от числа».

Подготовила и провела: Учитель математики

МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная  школа»

Обливского района Ростовской области

Донцова Елена Павловна.

Цели урока:  1) повторение действий с дробями;

                2) проверка практических навыков и умений при умножении дробей;

3) закрепление умений и навыков нахождения дроби от числа;

4) активизация работы учащихся за счет вовлечения их в игру;

5) формирование умений учащихся применять знания в стандартных условиях, а также в измененных нестандартных условиях;

6) воспитывать чувство  ответственности за порученное дело.

Форма проведения урока: деловая игра «Путешествие на планету Нептун».

Девиз урока:  «Полет – это математика» (В.Чкалов)

В игре принимает участие   экипаж космического корабля. Руководитель полета – учитель. В экипаже роли распределены следующим образом: командир корабля, штурман, инженер-исследователь, врач, дешифровальщики.

Ход урока:

        Вступительное слово учителя:

        Мы отправляемся  в космическое путешествие по Солнечной системе (беседа по таблице «Строение солнечной системы»).  Конечная цель путешествия – планета Нептун.  Мы выбрали именно эту планету, так как ее открытие стало триумфом математики. Еще в XVIII  веке в движении планеты Уран были замечены некоторые отклонения. Возникло предположение, что существует неизвестная планета, которая притягивает Уран. Но только в середине XIX века параметры планеты вычислили англичанин Адамс и француз Леверье. 23 октября 1846 года немецкий астроном Галле, прочитав письмо Леверье, обнаружил планету в точно указанном месте небосвода. Так далекая планета была найдена «на кончике пера» только с помощью математики.

        (Представление  экипажа корабля, сообщение цели урока, цели и условий игры.)

        Космический корабль стартует с Земли и должен долететь до Нептуна. Первым выйти  в открытый космос и ступить на поверхность планеты сможет член экипажа,  набравший большее количество баллов. Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

I этап – подготовительный.

        На этом этапе проверяется готовность всех членов экипажа к полету. «Космонавты» должны иметь высокую культуру вычислений, знать приемы устного счета.

        1) Устный счет по таблице-тренажеру.

        2)Задачи для всех членов экипажа.

Задача для командира:

        Ракета, имеющая скорость 8 км/с становится искусственным спутником Земли. При увеличении ее скорости в 2 раза она навсегда покидает нашу Солнечную систему. Найдите эту скорость. ( 23 км/с)

Задача для штурмана:

        Скорость движения Земли вокруг Солнца 29 км/с. Найдите скорость движения Марса вокруг Солнца, которая составляет  скорости Земли.  ( 22 км/с)

Задача для врача экипажа:

        Больной выпивает одну упаковку лекарства (21 таблетка) за неделю. Сколько таблеток в день выпивает больной?

Задача для инженера-исследователя:

Перед полетом для экипажа корабля фирма-инвестор приобрела со скидкой в 10% два компьютера стоимостью 15000 руб и 20000 руб и мобильный телефон за 10000 руб. Сколько стоил подарок фирмы-инвестора?

Задачи для дешифровальщиков:

1) ·        2) ·                3) ·                4) ·– 0,2        5) · – ·.

Ключ к шифру:

м

р

е

т

и

к

п

а

о

б

с

5

0,1

0

14

1

1,75

Ответы: 1)         2) 0                3)1                4)0,1                5)0   (старт)

II этап – репортаж из космоса.

        Экипажи кораблей готовы к полету и руководитель начинает отсчет времени : 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, старт.

Ракета небо прочеркнула,

Ей в космос путь давно не нов.

Не слышно рокота и гула

Уж из-под облачных ковров…

        И укрощенный мирный атом

        Послушен разуму людей.

        Над Падуном, плотиной сжатым, –

        Свет электрических огней!

Все это плод людских исканий,

Все это создано не вдруг –

Могучей силой прочных знаний

И мастерством рабочих рук!

        И прежде, чем, заметьте, кстати,

        Ракете той был дан прицел,

        Ее маршрутом математик

        На крыльях формул пролетел.

Сухие строки уравнений –

В них сила разума влилась,

В них объяснение явлений,

Вещей разгаданная связь…

        Репортажи экипажа из космоса.

1 репортаж. Мы пролетаем над Европой. Вот небольшая страна – Нидерланды. Здесь в XIV веке жил математик Стевин, который заново «открыл» для Европы десятичные дроби. Ведь в Азии они были уже известны во II  веке до н.э.

2 репортаж. А вот прекрасная страна Италия. В XIII веке здесь жил итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). Он был первым европейским ученым, который стал  использовать и распространять современную запись дробей.  Он ввел слово «дробь».

3 репортаж.Сейчас мы над Грецией. Названия «числитель» и «знаменатель» ввел греческий монах, ученый-математик Максим Плануд.

III этап – теоретический.

        Дешифровальщики разгадывают кроссворд, а остальные члены экипажа выходят к доске и по очереди выбирают билет,  читают задание и рассказывают правила.

 

п

р

о

с

Т

о

е

       

2

к

Р

а

т

н

о

е

3

д

е

л

И

т

е

л

ь

4

с

о

с

Т

а

в

н

о

е

5

в

О

с

е

м

ь

6

Н

у

л

ь

        


1. Число, которое имеет только два делителя.          

2.Число, которое делится без остатка на                

другое число.                                  

3.Число, на которое делится какое-нибудь  число.         

5.  от числа 9.        

6. Число, на которое нельзя делить.                     .

Выделенное слово: ТРИТОН– спутник планеты Нептун.

Вопросы для остальных членов экипажа.

  1. Как найти дробь от числа?
  2. Что такое процент?
  3. Как умножить смешанные числа?
  4. Как умножить дробь на дробь?
  5. Как умножить дробь на натуральное число?
  6. Какие числа называются простыми?
  7. Какие числа называются составными?
  8. Является ли 1 простым числом? Почему?
  9. Что такое кратное?
  10. Что значит сократить дробь?
  11. Как из неправильной дроби выразить целую часть?
  12. Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?

        IV этап. Работа в космосе. (чтобы не скучать по дому, решаем «земные задачи») 

1.Первый тракторист вспахал 4/9 всей земли, а второй – 1/3  всей земли. Сколько гектаров земли они вспахали вместе, если площадь земли, если площадь земли составляет 405 га?

               Всего – 405 га

              1 тракторист  – ?га 4/9от

              2 тракторист – ?        га 1/3  от      

V этап. Психологическая разгрузка.

Физкультминутка.   1. Ветер дует нам в лицо

    Закачалось деревцо

    Ветер тише, тише, тише

    Деревцо все выше, выше, выше.

2. Ветер тихо клен качает

    Вправо наклоняет, влево наклоняет (3 раза)

    Раз наклон, два наклон

    Зашелестел листвою он.

3. Закройте глаза,  сильно зажмурьте их,

откройте глаза, быстро поморгайте.

Посмотрите прямо, затем в левый верхний угол, в правый  верхний угол.

VI этап. Продолжаем работу, полет проходит нормально.

2.Решение задачи №505 изучебника

Всего за месяц – 1

1 н. -30% от

2 н. – 0,8 от

3 н. – 2/3 от

Осталось - ?%

3.Решение задачи №503 ( при наличии времени)

VII этап. Авария на корабле.

        Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение: у кораблей одновременно отказали все компьютеры. Экипажам перейти на ручное управление.  Штурман и дешифровальщик экипажа отправляется для тестирования главного бортового  компьютера. А мы тестируем каждый свой компьютер. Проводится самостоятельная тестовая работа с последующей проверкой.

 Тест .  Какое из утверждений верно? (отметьте знаком плюс верные, знаком минус – неверные)

1. Квадрат трех пятых равен трем двадцать пятым. (–)

2. 50% от равно. (+)

3. Произведение и 1 равно 1.  (–)

4. Корень уравнения 3х=2 - число. (+)

5. Чтобы найти дробь от числа нужно вычислить произведение дроби и этого числа. (+)

6. от 8 центнеров составляют 30 кг.   (–)

7. одного часа составляют 25 минут.  (+)

8. Половина от 1 метра составляет 50 см.  (+)

9. Площадь прямоугольника со сторонами м и м равна  м2.  (–)

10. Значение правильной дроби от числа меньше этого числа.  (+)

Еще раз проверим, правильно ли мы настроили работу компьютеров? Задание; поставить в выражении нужный знак, чтобы получилось верное равенство.

Итак, бортовые компьютеры работают нормально, внимание, прослушайте их сообщение.

«Голос компьютера» объявляет о завершении полета и удачном приземлении на планете «Нептун». Первым выходит в открытый космос тот, кто набрал больше всех баллов за полет. Его назначает командир корабля.

VIII этап. Полет завершен.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Задать детям вопрос. Как вы думаете, ребята,  что важное  и нужное мы должны были сегодня выполнить  на уроке? Добиться, чтобы в своих ответах дети сформировали цели урока. Похвалить учащихся и оценить их ответы.

IX. Домашнее задание. 

№502, № 494, 514(а)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по математике: Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Урок посвящен  году  российской истории.Методическая разработка занятия содержит план-конспект и презентацию к уроку....

Нахождение числа по его дроби. Нахождение дроби от числа.

Презентация к уроку. Обобщить и систематизировать знания по темам нахождение числа по его дроби и нахождение дроби от числа....

"Нахождение дроби от числа"( компетентностно-ориентированный урок в 6 классе)

Конспект урока с применением технологии сотрудничества....

Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби

Задачи устной работы обучающихся. Задача 1. Расстояние между городами 600 километров. Мальчик проехал       всего пути. Сколько километров он проехал? Зад...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

На данном уроке по математике ученики тренируются в решении задач и развивают умение относить задачу к тому или иному типу....

Конспект урока «Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби».

Самоанализ «Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби»....