Главные вкладки

    Рабочая программа по математике 5 класс
    рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

    Бикмухаметова Ольга Наильевна

    Рабочая программа по математике 5 класс(6 часов в неделю). Мерзляк.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_rp_matematika.docx67.47 КБ

    Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Школа № 11» города Саров

    «Рассмотрено»

    на заседании МО учителей

    _________________________

    Протокол №__  от ___.___.2015

    Руководитель МО

    _____________/______________

    «Согласовано»

    Заместитель директора

    ____________Кохаева Е.В.

    «____» _________ 20___ г.

    «Утверждено»

    директор МБОУ Школа № 11

    ______________ Гузова Е.Н.

    «____» __________ 20___ г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по    математике__________________________________________________

    (указать предмет)

    Ступень обучения /класс  основное общее образование,5 класс___________

    Уровень базовый __________________________________________________

    Учитель    О.Н. Бикмухаметова_______________________________________

    Программа разработана на основе:   Программы по математике для 5-11 классов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2015. — 152 с.) 

    2015г.

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897,  в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2015. — 152 с.) и УМК: 

    1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.-304 с.

            2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский М.С., Рабинович Е.М., Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.-144 с.

            3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь №1, №2 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.

            4. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015. -288 с.

            Изучение математики направлено на достижение следующих целей:

    • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

    • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

    • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

    Содержание образование по математике в 5 классе определяет следующие задачи:

    • развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
    • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
    • развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
    • получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов, носящих вероятностный характер;
    • развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.

    Курс математики 5 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

    Практическая значимость школьного курса математики 5 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

    Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.

    Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

    В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

    Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.

    Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.

    Место предмета в учебном плане школы

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации в примерной программе основного общего образования по математике  на изучение предмета отводиться не менее 170 часов из расчета 5 часов в неделю. Учебное время может быть увеличено до 6 часов в неделю за счёт вариативной части базисного плана.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания образования по математике в 5 классе связаны с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

    Обязательный минимум обеспечивает преемственность в развитии вычислительных умений и навыков учащихся, полученных на уроках математики в начальной школе; в применении изученных зависимостей между компонентами при решении уравнений; анализе решения текстовых задач.

    Основой реализации рабочей программы является:

    • использование приемов и методов, применяемых в личностно-ориентированном подходе в обучении, а также проблемного обучения;
    • ведение обучения «от простого к сложному», используя наглядные пособия и иллюстрируя математические высказывания;
    • изучение отдельных тем учебного материала на уровне «от общего к частному», применяя частично поисковые методы и приемы;
    • формирование учебно-познавательных интересов пятиклассников, применяя информационно-коммуникационные технологии,

    а также применением УМК Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс. [ВЕНТАНА-ГРАФ], который   входит в систему учебников «Алгоритм успеха». Он ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода. Обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса, а сам процесс приобретает деятельностную направленность. При этом используются разнообразные формы обучения: работа в паре, группе, использование современных (в том числе, информационных) технологий обучения, а также проектная деятельность обучающихся.

    Обучение ведется на базовом уровне. Достижение учащимися уровня «ученик получит возможность» будет обеспечиваться посредством интегрирования урочной и внеурочной деятельности, а именно НПК, олимпиады, участие учащихся в предметных дистанционных олимпиадах (Молодежный математический чемпионат и т.п.), конкурсах (Кенгуру и т.п.).

    Система оценки достижения планируемых результатов обучения складывается из двух взаимосвязанных составляющих: текущего контроля и итогового контроля (в 5 классе – рубежный контроль по итогам года).

    Контроль результатов обучения   осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос, математический диктант.

    Для проведения оценки достижения планируемых результатов используется пособие авторов (см.приложение).

    Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой (административной) контрольной работы.

    Межпредметные связи.

    Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

    Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В 5 классе межпредметные связи реализуются через согласованность в формировании общих понятий (скорость, время, масштаб, закон, функциональная зависимость и др.), которые способствуют пониманию школьниками целостной картины мира.

    Содержание учебного предмета математика в 5 классе

    представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».

    Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей.

    Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.

    Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической «речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление.

    Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи»— обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать информацию, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

    Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

     

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».

    Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных  и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Личностные результаты:

    1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

    2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

    4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

    5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении  задач.

    Метапредметные результаты:

    1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

    4)  умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

    6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

    7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

    8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

    9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

    10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

    11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

    Предметные результаты:

    1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;

    2) представление о математической науке, как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

    3) развитие умений работать с учебным математическим  текстом  (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

    4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

    5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:

    выполнять вычисления с натуральными числами,

    обыкновенными и десятичными дробями,

    решать текстовые задачи арифметическим способом

    и с помощью составления и решения уравнений;

    изображать фигуры на плоскости;

    использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего  мира;

    измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;

    распознавать и изображать равные фигуры;

    проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку;

    выполнять необходимые измерения;

    использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

    решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.


    Тематическое планирование. Математика. 5 класс
    ( 6 часов в неделю, всего 204 часа)

    Номер параграфа

    Содержание учебного материала

    Кол. часов

    Характеристика основных видов деятельности ученика

    (на уровне учебных действий)

    Глава 1

    Натуральные числа

    23

    1

    Ряд натуральных чисел

    2

    Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.

    Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры моделей этих фигур.

    Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами.

    Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки

    2

    Цифры.

    Десятичная запись натуральных чисел

    3

    3

    Отрезок. Длина отрезка

    5

    4

    Плоскость.

    Прямая. Луч

    4

    5

    Шкала.

    Координатный луч

    3

    6

    Сравнение натуральных чисел

    4

    Повторение и систематизация
    учебного материала

    1

    Контрольная работа № 1

    1

    Глава 2

    Сложение и вычитание
    натуральных чисел

    38

    7

    Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

    5

    Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.

    Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур.

    С помощью транспортира измерять градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника.

    Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов.

    Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

    Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии

    8

    Вычитание натуральных чисел

    6

    9

    Числовые и буквенные выражения. Формулы

    3

    Контрольная работа № 2

    1

    10

    Уравнение

    4

    11

    Угол. Обозначение углов

    2

    12

    Виды углов. Измерение углов

    5

    13

    Многоугольники. Равные фигуры

    3

    14

    Треугольник и его виды

    4

    15

    Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

    3

    Повторение и систематизация
    учебного материала

    1

    Контрольная работа № 3

    1

    Глава 3

    Умножение и деление
    натуральных чисел

    45

    16

    Умножение. Переместительное свойство умножения

    5

    Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами арифметических действий.

    Находить остаток при делении натуральных чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа.

    Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул. Выражать одни единицы  площади через другие.

    Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур.

    Изображать развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.

    Находить объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выражать одни единицы  объёма через другие.

    Решать комбинаторные задачи с помощью перебора  вариантов  

    17

    Сочетательное и распределительное свойства умножения

    4

    18

    Деление

    8

    19

    Деление с остатком

    3

    20

    Степень числа

    3

    Контрольная работа № 4

    1

    21

    Площадь. Площадь прямоугольника

    5

    22

    Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

    4

    23

    Объём прямоугольного параллелепипеда

    5

    24

    Комбинаторные задачи

    4

    Повторение и систематизация
    учебного материала

    2

    Контрольная работа № 5

    1

    Глава 4

    Обыкновенные дроби

    20

    25

    Понятие обыкновенной дроби

    6

    Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.

    Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби

    26

    Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

    3

    27

    Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

    2

    28

    Дроби и деление натуральных чисел

    1

    29

    Смешанные числа

    6

    Повторение и систематизация
    учебного материала

    1

    Контрольная работа № 6

    1

    Глава 5

    Десятичные дроби

    55

    30

    Представление о десятичных дробях

    5

    Распознавать, читать и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей. Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидку результатов вычислений. Выполнять арифметические действия над десятичными дробями.

    Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент». Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов. Находить процент от числа и число по его процентам

    31

    Сравнение десятичных дробей

    4

    32

    Округление чисел. Прикидки

    3

    33

    Сложение и вычитание десятичных дробей

    7

    Контрольная работа № 7

    1

    34

    Умножение десятичных дробей

    8

    35

    Деление десятичных дробей

    10

    Контрольная работа № 8

    1

    36

    Среднее арифметическое. Среднее значение величины

    3

    37

    Проценты. Нахождение процентов от числа

    5

    38

    Нахождение числа по его процентам

    5

    Повторение и систематизация
    учебного материала

    2

    Контрольная работа № 9

    1

    Повторение и систематизация
    учебного материала

    23

    Упражнения для повторения курса
    5 класса

    22

    Контрольная работа № 10

    1

    Календарно-тематическое планирование.

    п/п

    номер

    урока

    Содержание учебного материала

    Кол-во

    часов

    Сроки изучения

    Глава 1. Натуральные числа

    23

    1

    1-2

    Ряд натуральных чисел

    2

    2

    3-5

    Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

    3

    3

    6-10

    Отрезок. Длина отрезка

    5

    4

    11-14

    Плоскость. Прямая. Луч

    4

    5

    15-17

    Шкала. Координатный луч

    3

    6

    18-21

    Сравнение натуральных чисел

    4

    22

    Повторение и систематизация учебного материала

    1

    23

    Контрольная работа № 1

    1

    Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел

    38

    7

    24-28

    Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

    5

    8

    29-34

    Вычитание натуральных чисел

    6

    9

    35-37

    Числовые и буквенные выражения. Формулы

    3

    38

    Контрольная работа № 2

    1

    10

    39-42

    Уравнение

    4

    11

    43-44

    Угол. Обозначение углов

    2

    12

    45-49

    Виды углов. Измерение углов

    5

    13

    50-52

    Многоугольники. Равные фигуры

    3

    14

    53-56

    Треугольник и его виды

    4

    15

    57-59

    Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

    3

    60

    Повторение и систематизация учебного материала

    1

    61

    Контрольная работа № 3

    1

    Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел

    45

    16

    62-66

    Умножение. Переместительное свойство умножения

    5

    17

    67-70

    Сочетательное и распределительное свойства умножения

    4

    18

    71-78

    Деление

    8

    19

    79-81

    Деление с остатком

    3

    20

    82-84

    Степень числа

    3

    85

    Контрольная работа № 4

    1

    21

    86-90

    Площадь. Площадь прямоугольника

    5

    22

    91-94

    Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

    4

    23

    95-99

    Объем прямоугольного параллелепипеда

    5

    24

    100-103

    Комбинаторные задачи

    4

    104-105

    Повторение и систематизация учебного материала

    2

    106

    Контрольная работа № 5

    1

    Глава 4. Обыкновенные дроби

    20

    25

    107-112

    Понятие обыкновенной дроби

    6

    26

    113-115

    Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

    3

    27

    116-117

    Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

    2

    28

    118

    Дроби и деление натуральных чисел

    1

    29

    119-124

    Смешанные числа

    6

    125

    Повторение и систематизация учебного материала

    1

    126

    Контрольная работа № 6

    1

    Глава 5. Десятичные дроби

    55

    30

    127-131

    Представление о десятичных дробях

    5

    31

    132-135

    Сравнение десятичных дробей

    4

    32

    136-138

    Округление чисел. Прикидки

    3

    33

    139-145

    Сложение и вычитание десятичных дробей

    7

    146

    Контрольная работа № 7

    1

    34

    147-154

    Умножение десятичных дробей

    8

    35

    155-164

    Деление десятичных дробей

    10

    165

    Контрольная работа № 8

    1

    36

    166-168

    Среднее арифметическое. Среднее значение величины

    3

    37

    169-173

    Проценты. Нахождения процентов от числа

    5

    38

    174-178

    Нахождение числа по его процентам

    5

    179-180

    Повторение и систематизация учебного материала

    2

    181

    Контрольная работа № 9

    1

    Повторение и систематизация учебного материала

    23

    182-203

    Повторение и систематизация учебного материала за курс математики 5 класса

    22

    204

    Итоговая контрольная работа

    1

    Оценка устных ответов обучающихся по математике

     

    Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

    1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
    2. изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
    3. правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
    4. показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
    5. продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
    6. отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

    Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

    • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
    • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
    • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

     Отметка «3» ставится в следующих случаях:

    • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке обучающихся»);
    • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
    • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
    • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

     Отметка «2» ставится в следующих случаях:

    • не раскрыто основное содержание учебного материала;
    • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
    • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
    • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

     

     Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

    Отметка «5» ставится, если:

    • работа выполнена полностью;
    • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 
    • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

    Отметка «4» ставится, если:

    • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
    • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

     Отметка «3» ставится, если:

    • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

     Отметка «2» ставится, если:

    • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

    Отметка «1» ставится, если:

    • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

    Общая классификация ошибок

    Грубыми считаются ошибки:

    • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
    • незнание наименований единиц измерения;
    • неумение выделить в ответе главное;
    • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
    • неумение делать выводы и обобщения;
    • неумение читать и строить графики;
    • потеря корня или сохранение постороннего корня;
    • отбрасывание без объяснений одного из них;
    • равнозначные им ошибки;
    • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
    • логические ошибки.

     К негрубым ошибкам следует отнести:

    • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
    • неточность графика;
    • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
    • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
    • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

    Недочетами являются:

    • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
    • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

    УМК.

    1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.-304 с.

            2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский М.С., Рабинович Е.М., Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.-144 с.

            3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь №1, №2 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.

            4. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015. -288 с.

    Планируемые результаты обучения

    математики в 5-9 классах

    Арифметика

    По окончании изучения курса учащийся научится:

    • особенности десятичной системы счисления;
    •  использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
    •  выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
    •  сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
    •  выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
    •  использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
    •  анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т.п.).

    Учащийся получит возможность:

    •  познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
    •  углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
    •  научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

    Числовые и буквенные выражения. Уравнения

    По окончании изучения курса учащийся научится:

    •  выполнять операции с числовыми выражениями;
    •  выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
    •  решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.

    Учащийся получит возможность:

    •  развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
    •  овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых так и  практических задач.

    Геометрические фигуры.  

    Измерение геометрических величин

    По окончании изучения курса учащийся научится:

    •  распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
    •  строить углы, определять их градусную меру;
    •  распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
    •  определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
    •  вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

    Учащийся получит возможность:

    •  научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
    •  углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
    • научиться  применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

    Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

    По окончании изучения курса учащийся научится:

    •  использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
    •  решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.

    Учащийся получит возможность:

    • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
    • научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.

    Наглядная геометрия

    Выпускник научится:

    • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

    • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

    • строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

    • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

    • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

    Выпускник получит возможность: 

    • научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов.

    Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа

    Выпускник научится:

    • понимать особенности десятичной системы счисления;

    • оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

    • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

    • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

    • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

    • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.

    Выпускник получит возможность:

    • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

    • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

    • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

    Действительные числа

    Выпускник научится:

    • использовать начальные представления о множестве действительных чисел; 

    • оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.

    Выпускник получит возможность:

    • развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;

    • развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

    Измерения, приближения, оценки

    Выпускник научится:

    • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

    Выпускник получит возможность:

    • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

    • понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

    Алгебраические выражения

    Выпускник научится:

    • оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;

    • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

    • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

    • выполнять разложение многочленов на множители.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

    • применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наимень-шего значения выражения).

    Уравнения

    Выпускник научится:

    • решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

    • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

    • применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

    Выпускник получит возможность:

    • овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

    • применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

    Неравенства

    Выпускник научится:

    • понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;

    • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;

    • применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;

    • применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

    Основные понятия. Числовые функции

    Выпускник научится:

    • понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);

    • строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

    • понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);

    • использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса. 

    Числовые последовательности

    Выпускник научится:

    • понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);

    • применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;

    • понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.

    Описательная статистика

    Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

    Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

    Случайные события и вероятность

    Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.

    Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

    Комбинаторика

    Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

    Выпускник получит возможность научиться некоторы

    • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

    • научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

    Геометрические фигуры

    Выпускник научится:

    • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

    • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

    • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

    • оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

    • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

    • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

    • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

    Выпускник получит возможность:

    • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

    • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

    • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

    • научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

    • приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

    • приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

    Измерение геометрических величин

    Выпускник научится:

    • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

    • вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограмм-мов, трапеций, кругов и секторов;

    • вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

    • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

    • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

    • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

    • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

    • применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

    Координаты

    Выпускник научится:

    • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

    • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

    Выпускник получит возможность:

    • овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;

    • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

    • приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».

    Векторы

    Выпускник научится:

    • оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

    • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

    • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

    Выпускник получит возможность:

    • овладеть векторным методом для решения задач на вычисления и доказательства;

    • приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

    Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

    Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

    Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

    Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

    РАБОЧАЯ программа по математике в 5 классе (индивидуальное обучение).паспорт рабочей программы по математике в 5 классе (индивидуальное обучение)

    Иногда бывает очень трудно составить паспорт рабочей программы по предмету. Я представляю вашему вниманию паспорт рабочей программы по математике в 5 классе индивидуального обучения по учебнику Виленк...

    Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

    Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...