Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) по теме

Математика 5кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.odt53.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

3. Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5. Распоряжение Комитета по образования Правительства Санкт-Петербурга от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующие основные общеобразовательные программы, в 2015-2016 учебном году».

6. Распоряжение Комитета по образования Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015-2016 учебный год».

7. Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующие основные общеобразовательные программы на 2015-2016 учебный год» (Приложение к письму Комитета по образования Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2059/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма»).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

9. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ.

11. Учебный план ГБОУ на 2015-2016 учебный год.

12. Государственная программа по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации (Москва, «Просвещение», 2011 г.), (планирование учебного материала Математика 5 – 6 классы / авт.-сост. В.И.Жохов (Москва. «Мнемозина», 2012г.)

Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М. Мнемозина, 2012.

Программа рассчитана на изучение математики по 5 часов в неделю, всего 170 часов в учебном году. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, экспресс-контроля, тестов, графических и математических диктантов, само и взаимоконтроля; итоговая аттестация – контрольная и итоговая тестовая работа.

Математика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.


Задачи изучения математики

 овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;

 развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики;

 формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;

 преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

 для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Целями изучения курса математики является:

− систематическое развитие понятия числа;

− выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;

− переводить практические задачи на язык математики;

− подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны

Знать и понимать:

− как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;

− как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

− каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;

− уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.

Уметь:

• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

• переходить от одной записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

• округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;

• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

• решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

 устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;

 интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

• понимание роли математических действий в жизни человека;

• интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

• ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

• понимание причин успеха в учебе;

• понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

 интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

 ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

 общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

 самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

 понимания чувств одноклассников, учителей;

 представления о значении математики для познания окружающего мира.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

• принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

• планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

• выполнять действия в устной форме;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

• в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

• вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

• выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

• принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

 понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

 выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

 воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

 в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

 на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

 выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Ученик научится:

осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

• использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;

• на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;

• строить небольшие математические сообщения в устной форме;

• проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

• выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

• проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

• в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

• строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Ученик получит возможность научиться:

 под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

 работать с дополнительными текстами и заданиями;

 соотносить содержание схематических изображений с математической записью;

 моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

 устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

 строить рассуждения о математических явлениях;

 пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные:

Ученик научится:

• принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

• допускать существование различных точек зрения;

• стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

• использовать в общении правила вежливости;

• использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

• контролировать свои действия в коллективной работе;

• понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

• следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

 строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

 использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

 корректно формулировать свою точку зрения;

 проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

 контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

Предметные результаты:

Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.

Ученик научится:

• понимать особенности десятичной системы счисления;

• сравнивать и упорядочивать натуральные числа;

• выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

• использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты.

Ученик получит возможность:

 познакомиться с позиционными системами счисленияс основаниями, отличными от 10;

 углубить и развить представления о натуральных числах;

 научиться использовать приёмы, рационализирующиевычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Ученик получит возможность:

 понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записиприближённых значений, содержащихся в информационныхисточниках, можно судить о погрешности приближения.

Уравнения

Ученик научится:

• решать простейшие уравнения с одной переменной;

• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

Ученик получит возможность:

 овладеть специальными приёмами решения уравнений;

 уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики,смежных предметов, практики;

Неравенства

Ученик научится:

• понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;

• применять аппарат неравенств, для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

 уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежныхпредметов, практики;

Описательная статистика.

Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведенииопроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

Комбинаторика

Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

 научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

 углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.

Геометрические фигуры

Ученик научится:

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;

• решать несложные задачи на построение.

Ученик получит возможность:

 научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

 распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

 находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;

 решать несложные задачи на построение.

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

• вычислять площади прямоугольника, квадрата;

• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;

• решать задачи на применение формулы площадипрямоугольника, квадрата.

Ученик получит возможность научиться:

 использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

 вычислять площади прямоугольника, квадрата;

 вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;

 решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.

Координаты

Ученик научится:

• находить координаты точки.

Ученик получит возможность:

 овладеть координатным методом решения задач.

Работа с информацией

Ученик научится:

• заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;

• выполнять действия по алгоритму;

• читать простейшие круговые диаграммы.

Ученик получит возможность научиться:

 устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;

 понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;

 выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;

 выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;

 строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;

 составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.

Критерии оценки знаний и умений учащихся:

Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

Основная литература:

1. Математика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., 2014.

Дополнительная литература:

1. Жохов, В. И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала /

B. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2011. 3. Жохов, В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов, JI. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2011.

4. Жохов, В. И. Математические диктанты. 5 класс : пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. М.: Мнемозина, 2011.

5. Жохов, В. Я Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М: Мнемозина, 2011.

6. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2011.

7. Рудницкая, В. Я Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М: Мнемозина, 2011.

8. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 5 класс»: тренажер по математике. М: Мнемозина, 2012.

Специфическое сопровождение (оборудование)

• классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;

• персональный компьютер;

• демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);

• демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;

• демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;

• демонстрационные таблицы.

Информационное сопровождение:

• Сайт ФИПИ;

• Сайт газеты «Первое сентября»;

• Сайт «uztzt».

• Сайт «юзтест»

• Сайт «инфоурок»

• Сайт «педсовет.орг»

Содержание рабочей программы

1. Натуральные числа и шкалы – 15 ч.

Обозначение натуральных чисел.

Отрезок, Длина отрезка. Треугольник.

Плоскость, прямая, луч.

Шкалы и координаты.

Меньше или больше.

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

Знать и понимать:

- Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.

- Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.

- Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.

- Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.

- Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).

- Измерительные инструменты.

- Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.

- Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.

- Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.

- Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Уметь:

- Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.

- Составлять числа из различных единиц.

- Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.

- Выражать длину (массу) в различных единицах.

- Показывать предметы, дающие представление о плоскости.

- Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.

- Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.

- Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.

- Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.

(Владеть способами познавательной деятельности).

2. Сложение и вычитание натуральных чисел – 21ч.

Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства.

Вычитание.

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Числовые и буквенные выражения.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

Уравнение.

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»

Знать:

- Понятия действий сложения и вычитания.

- Компоненты сложения и вычитания.

- Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.

- Понятие периметра многоугольника.

- Алгоритм арифметических действий над многозначными числами.

Уметь:

- Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.

- Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.

- Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.

- Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.

- Раскладывать число по разрядам и наоборот

3. Умножение и деление натуральных чисел – 24ч.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Деление.

Деление с остатком.

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

Упрощение выражений.

Порядок выполнения действий.

Квадрат и куб числа.

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений».

Знать и понимать:

- Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

- Понятия программы вычислений и команды.

- Таблицу умножения.

- Понятия действий умножения и деления.

- Компоненты умножения и деления.

- Свойства умножения и деления натуральных чисел.

- Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

- Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.

- Деление с остатком, неполное частное, остаток.

- Понятия квадрата и куба числа.

- Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел

Уметь:

- Заменять действие умножения сложением и наоборот.

- Находить неизвестные компоненты умножения и деления.

- Умножать и делить многозначные числа столбиком.

- Выполнять деление с остатком.

- Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.

- Решать уравнения, которые сначала надо упростить.

- Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).

- Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).

- Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.

- Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.

- Вычислять квадраты и кубы чисел.

- Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

4. Площади и объёмы – 13ч.

Формулы.

Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата.

Единицы измерения площадей.

Прямоугольный параллелепипед.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы».

Знать и понимать:

- Понятие формулы.

- Формулу пути (скорости, времени)

- Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.

- Измерения прямоугольного параллелепипеда.

- Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.

- Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

- Равные фигуры. Свойства

- равных фигур.

- Единицы измерения площадей и объемов.

Уметь:

- Читать и записывать формулы.

- Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,

- квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

- Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.

- Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.

- Решать задачи, используя свойства равных фигур.

- Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.

5. Обыкновенные дроби – 24ч.

Окружность и круг.

Доли. Обыкновенные дроби.

Сравнение дробей.

Правильные и неправильные дроби.

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби».

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Деление и дроби.

Смешанные числа.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Уметь:

- Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.

- Понятия правильной и неправильной дроби.

- Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

- Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.

- Читать и записывать обыкновенные дроби.

- Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.

- Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.

- Распознавать и решать три основные задачи на дроби.

- Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.

- Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.

- Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

- Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных

- дробей.

- Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.

- Выделять целую часть из неправильной дроби.

- Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.

- Складывать и вычитать смешанные числа.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 15ч.

Десятичная запись дробных чисел.

Сравнение десятичных дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Приближенные значения чисел.

Округление чисел.

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Знать и понимать:

- Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.

- Правило сравнения десятичных дробей.

- Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.

- Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.

- Правило сложения и вычитания десятичных дробей .

- Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.

- Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком

- (с избытком).

- Понятие округления числа.

- Правило округления чисел,

- десятичных дробей до заданных разрядов.

Уметь:

- Иметь представление о десятичных разрядах.

- Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.

- Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.

- Изображать десятичные дроби

- на координатном луче.

- Складывать и вычитать десятичные дроби.

- Раскладывать десятичные дроби по разрядам.

- Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

- Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

7. Умножение и деление десятичных дробей – 27ч.

Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число».

Умножение десятичных дробей.

Контрольная работа № 11 по теме «Умножение десятичных дробей»

Деление десятичных дробей.

Контрольная работа № 12 по теме « Деление десятичных дробей»

Среднее арифметическое.

Контрольная работа №13 по теме «Среднее арифметическое».

Знать и понимать:

- Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).

- Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).

- Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.

- Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.

- Свойства умножения и деления десятичных дробей.

- Понятие среднего арифметического нескольких чисел.

- Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

Уметь:

- Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.

- Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

- Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.

- Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.

- Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.

- Находить среднее арифметическое нескольких чисел.

- Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

8. Инструменты для вычисления и измерения – 17ч.

Микрокалькулятор.

Проценты.

Контрольная работа №14 по теме «Проценты».

Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.

Измерение углов. Транспортир.

Круговые диаграммы.

Контрольная работа №15 по теме «Измерение углов».

9. Повторение – 14 ч.

Итоговое повторение.

Итоговая контрольная работа № 16.

Анализ итоговой контрольной работы.

Знать и понимать:

- Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».

- Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.

- Основные виды задач на проценты.

- Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий

- «угол».

- Свойство углов треугольника.

- Измерительные инструменты.

- Понятие биссектрисы угла.

- Алгоритм построения круговых диаграмм.

Уметь:

- Пользоваться калькуляторами при выполнении

отдельных арифметических действий с

натуральными числами и десятичными дробями.

- Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.

- Вычислять проценты с помощью калькулятора.

- Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.

Требование к уровню подготовки учащихся

Раздел

Обязательный минимум содержания разделов

 

Информационная

(умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее)

Составляющие компетенции

Коммуникативная (знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями)

Целостно-смысловая (использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни)

1

2

3

4

5

1. Натуральные числа и шкалы

Обозначение натуральных чисел;

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

Плоскость. Прямая. Луч

Шкалы и координаты.

Меньше или больше

Уметь:

 читать и записывать натуральные числа

 работать с графиком функции обратной пропорциональности

 изображать и обозначать отрезки; измерять их длину и строить отрезки заданной длины с помощью линейки; изображать и обозначать треугольники и многоугольники; вычислять их периметры, зная длины сторон; различать точки, принадлежащие данным фигурам, и точки, не принадлежащие им

 изображать и обозначать прямую, луч, дополнительные лучи; распознавать их по готовым чертежам; описывать их взаимное расположение по готовому чертежу

 изображать координатный луч; находить координаты точек; изображать точки с заданными координатами

 сравнивать натуральные числа; записывать результат сравнения, используя знаки сравнения

 сравнивать натуральные числа

Знать:

 - представление о натуральных числах; десятичной системе счисления; римской нумерации;

 представление о плоскости

 представление о шкалах

 Использование приобретенных знаний и умений в межпредметных связях (информатика, экономика, технология);

 Использование справочной литературы для получения информации по данной теме

2. Сложение и вычитание натуральных чисел

Сложение натуральных чисел и его свойства

Вычитание

Числовые и буквенные выражения

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Уравнение

Уметь:

 выполнять устно сложение и вычитание двузначных чисел; сложение и вычитание многозначных чисел в пределах миллиона

 определять на сколько одно число меньше или больше другого

 находить величину по ее частям;

 применять свойства сложения и вычитания при нахождении значения выражения

 составлять буквенные выражения по условиям задачи; осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки; вычислять значения буквенных выражений зная значение буквы

 упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания

 провеять, является ли данное число корнем уравнения; решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий

 решать текстовые задачи с помощью уравнения

Знать:

 свойства сложения

 свойства вычитания

 представление о числовых и буквенных выражениях

 буквенную запись свойств сложения и вычитания

 правила нахождения компонентов действий сложения и вычитания

 Использование приобретенных знаний и умений в межпредметных связях (информатика, экономика);

 Использование справочной литературы для получения информации по данной теме

 Интернет - ресурсов

3. Умножение и деление натуральных чисел

Умножение натуральных чисел и его свойства

Деление

Деление с остатком

Упрощение выражений

Порядок выполнения действий

Степень числа. Квадрат и куб числа

Уметь:

 умножать многозначные числа, применять свойства умножения при нахождении значения выражения и упрощений буквенных выражений

 делить многозначные числа уголком; находить неизвестные компоненты действий деления и умножения;

 выполнять деление с остатком; находить делимое по неполному частному, делителю и остатку

 решать текстовые задачи, в которых данная величина в несколько раз больше (меньше) искомой

 упрощать выражения; решать уравнения, предварительно упростив их

 определять порядок действий в выражении; находить значение выражения

 представить произведение чисел в виде степени и наоборот; находить значение квадрата и куба числа

 перейти от одной единицы измерения к другой в соответствии с условием задачи

Знать:

 смысл умножения одного числа на другое

 смысл действия деления

 свойства умножения и деления

 компоненты действия деления с остатком

 понятие квадрата и куба числа

 таблицу квадратов до 2

 Использование приобретенных знаний и умений в межпредметных связях (информатика, экономика);

 Использование справочной литературы для получения информации по данной теме

 Использование баз данных и Интернет - ресурсов

4. Площадь и объём

Формулы

Площадь. Формула площади прямоугольника

Единицы измерения площадей

Прямоугольный параллелепипед

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

Уметь:

 читать и записывать формулы

 находить значение величины, используя данную формулу; составлять формулу по условию задачи; выражать из формул одну переменную через остальные

 вычислять площади прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника

 изображать прямоугольный параллелепипед; находить площадь его поверхности

 вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, зная их измерения, и решать обратную задачу

 уметь находить объем фигур, представляющих комбинацию прямоугольных параллелепипедов

Знать:

 (иметь) представление о формулах

 формулы площади прямоугольника и квадрата

 единицы измерения площадей

 (иметь) представление о прямоугольном параллелепипеде, его элементах

 Формулу объема прямоугольного параллелепипеда

 Использование приобретенных знаний и умений в межпредметных связях (информатика, экономика, технология);

 Использование справочной литературы для получения информации по данной теме

 Использование баз данных и Интернет - ресурсов

5 Обыкновенные дроби

Окружность и круг

Доли. Обыкновенные дроби

Сравнение дробей

Правильные и неправильные дроби

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Деление и дроби

Смешанные числа Сложение и вычитание смешанных чисел

Уметь:

 изображать окружность данного радиуса с помощью циркуля; распознавать точки, принадлежащие окружности (кругу) и не принадлежащие им

 читать и записывать обыкновенную дробь; находить значение дроби о числа и число по значению его дроби

 сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями; изображать их на числовом луче

 распознавать правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче

 складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, смешанные числа

 представлять частное в виде дроби и наоборот; записывать натуральное число в виде дроби с заданным знаменателем

 представлять смешанное число в виде суммы целой и дробной частей; в виде неправильной дроби; выделять целую часть из неправильной дроби

Знать:

 (иметь) представление об окружности, обыкновенных дробях, смешанных числах

 что показывает числите и знаменатель

 определение правильной и неправильной дробей

 правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

 правила сложения и вычитания смешанных чисел

 Использование приобретенных знаний и умений в межпредметных связях (информатика, экономика, технология);

 Использование справочной литературы для получения информации по данной теме

 Использование баз данных и Интернет - ресурсов

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

Десятичная запись дробных чисел

Сравнение десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

Приближенные значения чисел. Округление чисел

Уметь:

 записывать дроби, знаменатель которых единица с несколькими нулями, в виде десятичных; записывать десятичные дроби в виде десятичных

 уравнивать количество знаков в дробной части числа; сравнивать десятичные дроби, используя правило сравнения натуральных чисел

 складывать и вычитать десятичные дроби; представлять десятичную дробь в виде суммы разрядных слагаемых; сравнивать десятичные дроби по разрядам

 округлять десятичные дроби; находить приближения чисел с недостатком и с избытком

Знать:

 (иметь) представление о десятичных дробях; о приближении числа с недостатком и избытком

 правила сложения и вычитания десятичных дробей

 Использование приобретенных знаний и умений в межпредметных связях (информатика, экономика, технология);

 Использование справочной литературы для получения информации по

7. Умножение и деление десятичных дробей

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Деление десятичных дробей на натуральные числа

Умножение десятичных дробей.

Деление на десятичную дробь

Среднее арифметическое

Уметь:

 умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на 10, 100, 1000 и т.д.

 обращать обыкновенную дробь в десятичную

 перемножать две десятичные дроби

 умножать и делить на 0,1; 0,01; 0, 001 и т.д.

 находить среднее арифметическое нескольких чисел; определять среднюю скорость движения

Знать:

 правило умножения десятичных дробей : на натуральное число, на 10, 1000, 1000 и т.д.

 правило деления десятичных дробей на натуральное число

 правило умножения десятичных дробей

 правило деления на десятичную дробь

 определение среднего арифметического нескольких чисел; средней скорости движения

 Использование приобретенных знаний и умений в межпредметных связях (информатика, экономика);

 Использование справочной литературы для получения информации по данной теме

Учебно-тематическое планирование

(5 часов в неделю, всего 170 часов)

I четверть (45 часов)

№ урока

Содержание учебного материала

Количество часов

§-1. Натуральные числа и шкалы (15 уроков)

1 – 3

1. Обозначение натуральных чисел.

3

4 – 6

2. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

3

7 – 8

3. Плоскость, прямая, луч.

2

9 – 11

4. Шкалы и координаты.

3

12 – 14

5. Меньше или больше.

3

15

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

1

§-2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 урока)

16 – 20

6. Сложение натуральных чисел и его свойства.

5

21 – 24

7. Вычитание.

4

25

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

26 – 28

8. Числовые и буквенные выражения.

3

29 – 31

9. Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

3

32 – 35

10. Уравнение.

4

36

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»

1

§-3. Умножение и деление натуральных чисел (24 уроков)

37 – 40

11. Умножение натуральных чисел и его свойства.

4

41 – 46

12. Деление.

6

II четверть (35 часов)

№ урока

Содержание учебного материала

Количество часов

47 – 49

13. Деление с остатком.

3

50

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

1

51 – 54

14. Упрощение выражений.

4

55 – 57

15. Порядок выполнения действий.

3

58 – 59

16. Квадрат и куб.

2

60

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений».

1

§-4. Площади и объемы (13 уроков)

61 – 62

17. Формулы.

2

63 – 64

18. Площадь. Формула площади прямоугольника.

2

65 – 67

19. Единицы измерения площадей.

3

68 - 69

20. Прямоугольный параллелепипед.

2

70 – 72

21. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

3

73

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы».

1

§-5. Обыкновенные дроби (24 урока)

74 – 75

22. Окружность и круг.

2

76 – 78

23. Доли. Обыкновенные дроби.

3

III четверть (50 часов)

№ урока

Содержание учебного материала

Количество часов

79 – 81

24. Сравнение дробей.

3

82 – 84

25. Правильные и неправильные дроби.

3

85

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби».

1

86 – 88

26. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

3

89 - 90

27. Деление и дроби.

2

91 – 93

28. Смешанные числа.

3

94 – 96

29. Сложение и вычитание смешанных чисел.

3

97

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

1

§-6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15уроков)

98 – 100

30. Десятичная запись дробных чисел.

3

101 – 103

31. Сравнение десятичных дробей.

3

104 – 108

32. Сложение и вычитание десятичных дробей.

5

109 – 111

33. Приближенные значения чисел. Округление чисел.

3

112

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

1

§-7. Умножение и деление десятичных дробей (27 уроков)

113 – 116

34. Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

4

117 – 122

35. Деление десятичных дробей на натуральные числа.

6

123

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число».

1

124 – 129

36. Умножение десятичных дробей.

6

IV четверть (40 часов)

№ урока

Содержание учебного материала

Количество часов

130 – 135

Деление десятичных дробей.

6

136-138

37. Среднее арифметическое.

3

139

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей».

1

§-8. Инструменты для вычислений и измерений (17 уроков)

140 – 141

38. Микрокалькулятор.

2

142 – 146

39. Проценты.

5

147

Контрольная работа №12 по теме «Проценты».

1

148– 150

40. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

3

151– 154

41. Измерение углов. Транспортир.

4

155

42. Круговые диаграммы.

1

156

Контрольная работа №13 по теме «Измерение углов».

1

157– 164

165

166-169

170

Итоговое повторение курса математики 5 класса.

Итоговая контрольная работа №14.

Защита проектов

Заключительный урок

8

1

4

1

Программное и учебно-методическое обеспечение

Учебная дисциплина

Программа,

кем рекомендована и когда

Кол- во часов

Базовый

учебник

Методическое

обеспечение

Дидактическое обеспечение

Использование информационных ресурсов

Математика, 5

 Государственной программой по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации (Москва, «Просвещение», 2011 г.);

 программой планирование учебного материала Математика 5 – 6 классы / авт.-сост. В.И.Жохов (Москва. «Мнемозина», 2012г.)

 обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы (Москва, «Просвещение», 2012 г., «Мнемозина», 2012г.).

5 часа в неделю 170 часа в год

Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чеснаков, С.И.Шварцбурд МАТЕМАТИКА – 5 М.: Мнемозина, 2014

 О.А.Холодова Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие Курс “РПС” – М.:Росткнига, 2012

 Л.П.Попова В помощь школьному учителю – М.: ВАКО, 2013

 Журнал “Математика в школе”

 А.С.Чесноков, К.И.Нешков Дидактические материалы по математике для 5 класса средней школы. –М.: Просвещение, 2011.

 М.А.Попов Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. –М.: Издательство “Экзамен”, 2011

 С.С.Минаева, 30 тестов по математике: 5-7 классы.-М.: Издательство “Экзамен”, 2012

 CD-ROM «КиМ» Мир информатики;

 CD-ROM

5класс Математика. Тренажер к учебнику Н.Я.Виленкинва, В.И.Жохова, А.С.Чеснакова, С.И.Шварцбурга Новый учебный год

 CD-ROM 5 класс. Математика. Витаминный курс. Руссобит – М

 Приложение “Математика”, сайт www/prosv.ru (рубрика “Математика”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...