Разработка урока алгебры 7 класс.
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Шилова Александра Георгиевна

Функция y = x2, её свойства и график.

Данный урок позволяет развивать умения работать в группе, формировать чувство уважения к мнению окружающих, выработать умение работать самостоятельно с теоретическим материалом  и уметь строить график функции y = x2.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok.7kl.docx74.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

Разработка урока алгебры

по теме:

«Функция y = x2 , её свойства и график»

7 класс

Учитель математики

МБОУ СОШ № 7

посёлка Коммаяк

Шилова А.Г.

        

Тема урока: «Функция y = x2, её свойства и график»

Класс: 7

Цели урока:

1. Формирование общекультурной компетенции.

Аспекты: а) умение ставить цель; б) находить пути ее достижения; в) оценивать результаты деятельности.

2. Формирование учебно-познавательной компетенции.

Аспекты: а) знание основных понятий, входящих в изучаемую тему;

б) выработка умений работать самостоятельно с теоретическим материалом на уровне анализа и вычленения главного; в) умение строить график функции y = x2.

3. Формирование коммуникативной компетенции:

Аспекты: а) развивать умения работать в группе; б) формировать чувство уважения к мнению окружающих.

4. Формирование информационной компетенции.

Аспекты: а) извлечение первичной информации, её обработка, представление и передача; б) превращение информации в знание.

Задачи урока:

Образовательные:

- изучить новую функцию;

- формировать навыки построения графика функции в ходе урока и самостоятельной работе;

- развивать умения и навыки учащихся работать самостоятельно с теоретическим и практическим материалом на уровне анализа и вычленения главного.

 Развивающие:

- формировать информационно – коммуникативные умения (добывать, обрабатывать, формировать информацию);

- развивать критическое мышление;

- развивать познавательную активность.

 Воспитательные:                                                                                                    

 - содействовать расширению кругозора;

- развивать: самостоятельность и творчество, чувство ответственности, толерантности; умения общаться и работать в команде, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Формируемые УУД:

- Познавательные УУД:

умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации;

выделяют и формулируют познавательную цель;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

структурируют знания;

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

определяют основную и второстепенную информацию;

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- Коммуникативные УУД:

интересуются чужим мнением и высказывают свое;

с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умеют слушать и слышать друг друга;

проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию;

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

- Регулятивные УУД:

сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;

оценивают  достигнутый  результат;

ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- ЛичностныеУУД:

уважение личности и ее достоинства;

готовность к равноправному сотрудничеству;

любовь к природе;

экологическое сознание;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Результаты обучения:

- Личностные:

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

- Метапредметные:

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.

- Предметные:

уметь оперировать понятиями темы «Функция y = x2, её свойства и график»;

уметь  строить график функции;

умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Применяемые методы и педтехнологии: групповая технология, проблемно-диалогическая технология с использованием стратегий смыслового чтения, личностно-ориентированная.

Методы: проблемно-поисковый, наглядные, дедуктивные, продуктивные, практические.

Приёмы:  работа в парах, обсуждение, обобщение знаний.  

Формы работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная.

Используемые средства обучения: карточки-заготовки для построения графика функции, листы контроля, источник информации (учебник Макарычев Ю.Н. алгебра 7 класс. М.: Просвещение, 2010 г.), карточки с заданиями .

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран.

Сопровождение к уроку: компьютерная презентация.  

Время урока: 45 минут

Структура урока:

  • Организационный этап – 1 мин.
  • Постановка проблемы –  3 мин.
  • Актуализация знаний – 6 минут:

4. «Открытие» нового знания – 20 минут.

5. Физкультминутка – 1 минута.

6.  Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 7 мин.

  • Подведение итогов урока – 3 минуты.        
  • Домашнее задание – 1 мин.
  • Рефлексия – 3 мин.

Этап урока

Что делают

Формируемые УУД

Название

цель

учитель

ученики

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1 этап.

Организационный

Подготовка учащихся к работе на занятии: приветствие; проверка готовности учащихся к занятию, быстрое включение их в деловой ритм.  Мотивационное начало урока.  

Здравствуйте ребята, садитесь! 

Эпиграфом к уроку будут слова: « Как приятно знать, что ты что-то узнал!»

                               Мольер 

Дети усаживаются на свои рабочие места.

Учащиеся отвечают (например, знания не приходят к человеку сами, их нужно добыть и т.д.).

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

2 этап.

Постановка проблемы 

Раскрытие целей занятия, организация действий учащихся по их принятию.

Посмотрите, ребята на слайд, прочитайте тему урока.

Ребята, это знакомая нам функция?

 Тогда, скажите, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Читают тему урока.

Нет, незнакомая.

Мы будем добывать новые знания: изучим новую функцию, её свойства и научимся строить её график.

3 этап.  

Актуализация знаний

Включение в учебную деятельность.

Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. Обеспечение активности каждого учащегося.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Ребята, а как вы считаете, с каким математическим понятием связана неизвестная  нам функция?  

А что вы знаете про квадрат числа?

Как называется операция возведения в квадрат? Какими свойствами она обладает.

Для повторения предлагаю следующее  задание.

Работаем в группах по четыре человека.

Задание.

а) выберите известные  функции;

б) вычислите значение функции по формуле.

С возведением в квадрат

Ответы учащихся (определение степени, четной степени; каждому y соответствуют 2x,а каждому x-1y.)

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.

Поиск и выделение необходимой информации

Постановка цели учебной задачи

Умение слушать и вступать в диалог

4 этап. «Открытие» нового знания

Включение в целенаправленное действие.

Итог: осознание смысла, самостоятельное открытие новых знаний.

  • Работа в парах, малых группах
  • Учитель  - консультант  организатор.

Усвоение связей и отношений между фактами, установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.

При опросе выявить понимание основного содержания усвояемых знаний сильными и слабыми учащимися. Класс привлечь к дополнению и оценке ответов товарищей. Устранить выявленные пробелы.

Активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

А мы с вами переходим к изучению неизвестной вам функции  y = x2.

Для этого откройте параграф 8,п.29 стр 105 прочитайте текст  и ответьте на следующие вопросы:

  • Что такое функция?
  • Что такое независимая переменная или аргумент?
  • Что такое зависимая переменная?
  • Составьте алгоритм построения графика функции  y = x2.

Учитель контролирует выполнение работы.

Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Учитель задаёт вопрос, ученик отвечает. На столах у обучающихся карточки двух цветов: красная – «за», синяя – «против». С помощью,  которых ребята соглашаются или исправляют, дополняют ответы одноклассников.

Работа в группах.

На карточках-заготовках  каждая группа строит график функции    y = x2, используя составленный алгоритм.

Затем по команде учителя отдают на проверку построенный график другой команде по схеме Далее учитель организует самостоятельную работу с учебником.  

Переходим к изучению свойств функции  y = x2. Для этого прочитайте текст на стр. 107. Посмотрите на доску и заполните пропуски, в утверждениях  записав эти утверждения в тетрадь.

Свойства функций:

  • Область определения функции  y = x2….
  • Функция ограничена ……., но не ограничена ……
  • унаим..= …..; унаиб. = ……
  • Функция возрастает на ……
  • Область значений функции  y = x2 это …….

Проверяем ответы.

Проверяют правильность выполнения задания по эталону (слайд с ответами). В листы контроля  выставляем отметку за выполнение задания .

Проверка правильности решения. Учитель на слайде показывает решение, учащиеся проверяют.

Поиск, сбор и изучение информации

Читают, отвечают на вопросы

Обсуждают, делают замечания, исправляют, доказывают свою точку зрения.

Строят график функции.

Осуществляют взаимопроверку.

.

Индивидуальная работа.

Читают текст и записывают утверждения.

Проверяют и оценивают выполненное задание.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

5 этап. Физкультминутка

Избежать переутомления и его последствий, стабилизировать физиологические процессы.

Участвуют в физкультминутке.

6 этап.

Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и новой ситуации.

Отработка и закрепление.

Включение в тренировочную деятельность.

Итог: освоение новых  знаний, способов  действий на уровне исполнительской компетенции.

Учитель организует взаимопроверку.

Каждый индивидуально в своей  тетради строит график функции  y = x2.  Укажите при каких значениях  х у=0  

Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями и оценивают работу друг-друга.

В листы контроля выставляем друг-другу отметку за выполненное задание по следующим критериям:

  • Правильность и качество выполнения чертежа.
  • Правильность ответов на поставленные вопросы.

Каждый работает индивидуально.

Затем обучающиеся обсуждают свои ответы.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

Включение в продуктивную деятельность

Итог: освоение нового знания

Решение заданий по учебнику:

1 вариант –№484 (а; б); 2 вариант – №486 (а; б).

В листы контроля выставляем отметку за выполненное задание.

  Выполняют упражнение в тетради.

.

Проверяют, если возникли вопросы, то задают их. Выставляют отметку.

7 этап.

Подведение итогов урока

Общая характеристика работы класса, успешность овладения материалом, вскрытые недостатки, пути их преодоления.

Подводим итоги урока.

Оцените работу каждого в группе по 5-ти бальной шкале и поставьте эту отметку в лист контроля. Подсчитайте общее количество баллов, которые вы заработали на разных этапах урока.

Бланки сдают учителю.

Выставляют итоговые оценки (работа в группах).  

Подсчитывают баллы, выставляют отметку.

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Умение слушать и вступать в диалог.

Личностное самоопределений

 8 этап. Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы.

Обратная связь: контроль, самооценка.

Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Ребята, какие задачи мы ставили в начале урока?

Как вы считаете, выполнили ли мы эти задачи?

Использование  приема «инсерт».

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Анализ объектов и синтез, выбор оснований и  критериев для сравнения

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  саморегуляция

Самоопределение с целью получения наивысшего результата

9 этап. Домашнее задание

Задать домашнее задание

Домашнее задание:

П.23, №485, №490

Просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока алгебры в 8 классе

Тема урока: "Квадратный корень из произведения и дроби", Урок с применением модульной технологии обучения...

Методическая разработка урока алгебры в 11 классе "Решение иррациональных неравенств"

Тема "Иррациональные уравнения" изучается в провильном математическом классе. По этой теме можно подобрать множество интересных нестандартных задач. Упражнения к уроку подбирала из вариантов ЕГЭ, диаг...

Методическая разработка урока алгебры в 10 классе по теме Решение тригонометрических уравнений"

Обобщающий урок по алгебре в 10 классе по теме "Решение тригонометричкских уравнений". Одна из задач урока:развитие навыка применять знания в нестандартных ситуациях, нацеливание на решение задания С1...

Методическая разработка урока алгебры в 9 классе школы глухих по теме "Решение задач с помощью уравнений"

Особенностью урока является использование специального рабочего листа для каждого учащегося. В ходе урока ученики в рабочих листах отражают все этапы познавательной деятельности. Цели урока: образоват...

Разработка урока алгебры в 11 классе с использованием ИКТ на тему "тригонометрические уравнения"

Данная работа расчитана на работу с  использованием ИКТ на уроке, но можно использовать и для работы без применение техники. Урок предназначен для повторения основных способов решений тригонометр...

Разработка урока алгебры 8 класс

Методическая разработка урока алгебры 8 класс по теме"Свойства арифметического квадратного корня" с использование здоровьесберегающих технологий. и ИКТ...

Разработка урока алгебры 8 класс

Методическая разработка урока алгебры 8 класс по теме"Свойства арифметического квадратного корня" с использование здоровьесберегающих технологий. и ИКТ...