Разработка открытого урока "Умножение десятичных дробей", 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

разработка урока, презентация и технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kolodkina_n.v.rar579.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Фамилия, Имя, Отчество: Колодкина Наталья Владимировна

Место работы: Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Известковское специальное профессиональное училище №1 открытого типа»

Должность: преподаватель математики

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Умножение десятичных дробей

Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 31-е издание, стереотипное. Издательство Мнемозина, Москва, 2013.

Цель урока: сформировать представление об умножении десятичных дробей и способности к его выполнению

Планируемые результаты обучения:

Личностные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, ясно, точно и грамотно излагать свои мысли,  совместно работать в парах,   воспитывать ответственность и аккуратность, ответственное отношение за результаты своего труда

Метапредметные: уметь воспроизводить правило, обрабатывать полученную информацию, контролировать и адекватно оценивать процесс и результаты деятельности

Предметные: усвоить правило умножения десятичных дробей и уметь применять его для решения задач практического характера.

Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления знаний 

Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, работа в парах

Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

  Ну-ка проверь дружок

  Все ли на месте?

  Все ли в порядке?

  Ручка, книжка и тетрадка?

  Все ли правильно сидят?

  Все ль внимательно глядят?

  Будь внимателен дружок,

  Начинаем мы урок!

  Предстоит тебе опять

  Много нового узнать! (Слайд 1)

(Обучающиеся слушают учителя и настраиваются на продуктивную работу)

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

  1. Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой) 

Выполните тест, выбрав правильный ответ,  и угадайте гостя нашего урока

  1. 6,4 + 4,6 = …

     З) 10,1;    Н) 11;    А) 1,01;     Т) свой ответ.

2.  8 - 0,6 = …

О) 0,2;    М) 74;    Е) 7,4;    А) свой ответ.

3.  Произведение чисел 0,5 и 4 равно:

З) 2;    Д  0;    Л) 20;    Ц) свой ответ.

4. Произведение чисел 0,735 и 1 равно:

М) 7,35;     Д) 73,5;    Н) 0,735;    Ц) свой ответ.

5. Если первый множитель 0,57, а второй множитель 10, то произведение равно:

К) 0,057;    Н) 0,57;    А) 5,7;     Ц) свой ответ.

6.   ( 2,5 + 3,3 ) ∙ 0 = …

М) 5,8;    Й) 0;     Е) 58;   Ц) свой ответ.

7.  ( 2,9 - 1,5 ) ∙ 2 = …

     К ) 2,8;    Л) 28;    А)1,4;    Н) свой ответ.

8. Если длина комнаты 7,5 м, а ширина 3 м, то ее площадь равна:

  М) 21,15 м²;    Й) 225 м²;    А) 22,5м²;    Д) свой ответ.

Обучающиеся выполняют работу по заранее заготовленным карточкам, затем попарно меняются и осуществляют взаимоконтроль. (Слайд 2)

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

11

7,4

2

0,735

5,7

0

2,8

22,5

Буква

н

е

з

н

а

й

к

а

- итак, кто пришел сегодня к нам на урок? (Незнайка).

  1. - Ребята, Знайка пригласил всех жителей Солнечного города к себе в гости. Чтобы попасть к нему, нужно пройти по волшебной лестнице: поднимаясь по ней надо решать примеры. Незнайка тоже собрался в гости, но подойдя к лестнице, он оказался в затруднительном положении, поэтому ему нужна наша помощь (Слайд 3)

(обучающиеся помогают Незнайке – считают примеры, поднимаясь по ступенькам вверх. На последней ступеньке они встречаются с затруднением как умножить десятичную дробь на 0,1)

- В чем возникли сомнения? (при умножении дробей)

  1. Выявление места и причин затруднения      

- С какой трудностью вы столкнулись? (не знаем, как умножать десятичные дроби)

- В чем причина затруднения? (нет алгоритма умножения десятичных дробей)

- Значит, какая тема нашего урока? (Обучающиеся формулируют тему: «Умножение десятичных дробей» и записывают ее в тетрадях.) (Слайд 4)

- Какова же тогда цель урока? (научиться умножать десятичные дроби)

  1. Построение проекта выхода из затруднения и изучение нового материала

- Посмотрите внимательно на две последние ступеньки (Слайд 5), и скажите, как  выполнить умножение десятичных дробей 0,05∙0,1? (надо перенести запятую влево на  одну цифру)

 - Правильно. А если нужно умножить дробь на 0,01 или  на 0,001, как нам быть? (надо перенести запятую на две или три цифры влево)

- Значит, какой делаем вывод (чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе). (Слайд 6)

 - Молодцы.

- Вы знаете, Незнайка затеял ремонт своего дома, и решил покрасить пол. Необходимо знать сколько краски ему потребуется. Что нам надо знать, чтобы рассчитать расход краски? (длину, ширину пола и вычислить его площадь.) (Слайд 7)

- Незнайка нам оставил размеры пола 1,2м и 0,9м. Сможем мы найти площадь пола? (нет)

- Почему? В чем причина затруднения? (нет правила умножения десятичной дроби на десятичную дробь)

- Как можно рассчитать площадь пола, не прибегая к умножению десятичных дробей? (перевести метры в дециметры. 1,2м=12дм; 0,9м=9дм. Значит площадь пола равна 12дм∙9дм=108дм²=1,08м²)

- Ребята, мы не сможем постоянно, переводить единицы измерения, да это и не рационально как говорят математики. Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей (обучающиеся формулируют алгоритм).

- А теперь прочитайте правило умножения десятичных дробей по учебнику стр.214 и убедитесь, правильно ли вы его сформулировали (обучающиеся читают правило по учебнику, сравнивают и делают вывод). (Слайд 8)

  1. Первичное закрепление

  1. Помогите Незнайке выполнить действия (обучающиеся по очереди у доски с проговариванием алгоритма во внешней речи выполняют действия) (Слайд 9)

а) 27,4∙0,63=17,262          

б) 8,58∙3,2=27,456

в) 0,92∙0,08=0,0736

  1. Поставьте правильно запятую (Слайд 10)

1,27∙3,5=4,445

12,7∙0,35=4,445

12,7∙3,5=44,45

0,127∙3,5=0,4445

0,127∙0,35=0,04445

(обучающиеся делают предположения и обосновывают свои ответы).

  1. Физминутка

- Устали? Давайте немного отдохнем. (Учитель произносит слова и показывает движения, учащиеся повторяют). (Слайд 11)

- Один, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочки потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

(Обучающиеся отдохнули, и продолжают работать)

  1. Самостоятельная работа в парах (самопроверка)

- Ребята помогите еще раз Незнайке. Надо высчитать, сколько нужно килограмм краски для того, чтобы покрасить фасад его домика, если известно, что на 1дм² уходит 0,02кг краски? Высота домика равна 5,6дм, ширина 12,5дм и окно имеет размеры 1,7дм и 1,4дм. (Слайд 12) (обучающиеся работают в тетрадях)

5,6 ∙ 12,5 = 70дм² - площадь фасада

1,7 ∙ 1,4 = 2,38дм² - площадь окна

70 – 2,38 = 67,62дм² - площадь фасада без окна

67,62∙ 0,02 = 1,3524кг – количество краски для покраски фасада. (Слайд 13)

  1. Итог урока  и рефлексия

- Подведем итоги.

Молодцы ребята!

Вы справились с заданиями

И блеснули знаниями,

А волшебный ключ к ученью:

Упорство и терпенье.

Чтобы все вам не забыть,

Лучше вспомнить, повторить. (Слайд 14)

Учитель задает вопросы:  (Слайд 15)

- что мы изучили сегодня на уроке?

- что нужно знать, чтобы хорошо выполнять умножение десятичных дробей?

- с какими трудностями столкнулись?

- довольны ли вы своей работой на уроке?

- Ответьте на вопросы:

____________________________Фамилия, Имя

  • На уроке я работал               активно/пассивно
  • Своей работой на уроке я    доволен/не доволен
  • Материал урока мне был     полезен/бесполезен
  • При решении заданий я       испытывал трудности/всё получалось

Считаю, мне нужно обратить внимание на ________________________________

Оценка за урок : Я считаю, что поработал на _______________

Учитель дает оценку работы класса и отдельных обучающихся.

  1. Домашнее задание (дифференцированное) (Слайд 16)

На «3» П.36, №1432(1, 2 строка), №1433

На «4» П.36, №1432(1, 2 строка), №1433,  №1422

На «5» П.36, №1432(1, 2 строка), №1433,№1422, творческое задание – придумать и решить задачу на умножение десятичных дробей, которая может встретиться в жизненной ситуации.

- Всем спасибо за урок, пусть знания будут вам впрок. (Слайд 17)



Выполните тест, выбрав один правильный ответ

1. 6,4 + 4,6 = …

З) 10,1;    Н) 11;    А) 1,01;     Т) свой ответ.

2. 8 - 0,6 = …

О) 0,2;    М) 74;    Е) 7,4;    А) свой ответ.

3. Произведение чисел 0,5 и 4 равно:

З) 2;    Д  0;    Л) 20;    Ц) свой ответ.

4. Произведение чисел 0,735 и 1 равно:

М) 7,35;     Д) 73,5;    Н) 0,735;    Ц) свой ответ.

5. Если первый множитель 0,57, а второй множитель 10, то произведение равно:

К) 0,057;    Н) 0,57;    А) 5,7;     Ц) свой ответ.

6. ( 2,5 + 3,3 ) ∙ 0 = …

М) 5,8;    Й) 0;     Е) 58;   Ц) свой ответ.

7. ( 2,9 - 1,5 ) ∙ 2 = …

К ) 2,8;    Л) 28;    А)1,4;    Н) свой ответ.

8. Если длина комнаты 7,5 м, а ширина 3 м, то ее площадь равна:

М) 21,15 м²;    Й) 225 м²;    А) 22,5м²;    Д) свой ответ.

Выполните тест, выбрав один правильный ответ

1. 6,4 + 4,6 = …

З) 10,1;    Н) 11;    А) 1,01;     Т) свой ответ.

2. 8 - 0,6 = …

О) 0,2;    М) 74;    Е) 7,4;    А) свой ответ.

3. Произведение чисел 0,5 и 4 равно:

З) 2;    Д  0;    Л) 20;    Ц) свой ответ.

4. Произведение чисел 0,735 и 1 равно:

М) 7,35;     Д) 73,5;    Н) 0,735;    Ц) свой ответ.

5. Если первый множитель 0,57, а второй множитель 10, то произведение равно:

К) 0,057;    Н) 0,57;    А) 5,7;     Ц) свой ответ.

6. ( 2,5 + 3,3 ) ∙ 0 = …

М) 5,8;    Й) 0;     Е) 58;   Ц) свой ответ.

7. ( 2,9 - 1,5 ) ∙ 2 = …

К ) 2,8;    Л) 28;    А)1,4;    Н) свой ответ.

8. Если длина комнаты 7,5 м, а ширина 3 м, то ее площадь равна:

М) 21,15 м²;    Й) 225 м²;    А) 22,5м²;    Д) свой ответ.


____________________________Фамилия, Имя

  • На уроке я работал               активно/пассивно
  • Своей работой на уроке я    доволен/не доволен
  • Материал урока мне был     полезен/бесполезен
  • При решении заданий я       испытывал трудности/всё получалось

Считаю, мне нужно обратить внимание на ________________________________

Оценка за урок : Я считаю, что поработал на _______________

____________________________Фамилия, Имя

  • На уроке я работал               активно/пассивно
  • Своей работой на уроке я    доволен/не доволен
  • Материал урока мне был     полезен/бесполезен
  • При решении заданий я       испытывал трудности/всё получалось

Считаю, мне нужно обратить внимание на ________________________________

Оценка за урок : Я считаю, что поработал на _______________

____________________________Фамилия, Имя

  • На уроке я работал               активно/пассивно
  • Своей работой на уроке я    доволен/не доволен
  • Материал урока мне был     полезен/бесполезен
  • При решении заданий я       испытывал трудности/всё получалось

Считаю, мне нужно обратить внимание на ________________________________

Оценка за урок : Я считаю, что поработал на _______________

____________________________Фамилия, Имя

  • На уроке я работал               активно/пассивно
  • Своей работой на уроке я    доволен/не доволен
  • Материал урока мне был     полезен/бесполезен
  • При решении заданий я       испытывал трудности/всё получалось

Считаю, мне нужно обратить внимание на ________________________________

Оценка за урок : Я считаю, что поработал на _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока в 5 классе

Представлена методическая разработка открытого урока для обучающихся общеобразовательных учереждений 5 - го класса...

Методическая разработка открытого урока в 7 классе

Урок грамматики. Введение темы Past Continiuo...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Разработка урока "Сравнение десятичных дробей"

Тема: Сравнение десятичных дробейНомер урока в теме: 1 Базовый учебник Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5 класс, издательство «Мнемозина» 2012 годЦель  урока:Формирование у обучающихся ум...

Методическая разработка урока "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Урок для 5 класса по ФГОС  "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". К уроку добавлено приложение и презентация....

Открытый урок "Десятичные дроби" математика 5 класс

Открытый урок "Десятичные дроби" математика 5 класс...