10 класс. Урок по теме "Логарифмическая функция"
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logarifmicheskaya_funktsiya.docx141.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Логарифмическая функция»

Актуализация знаний. Подведение к понятию

Мы работаем над освоением темы «Логарифмы». Что на данный момент мы знаем и умеем?

Ответы учащихся.

Знаем: определение, свойства логарифма, основное логарифмическое тождество, формулы перехода к новому основанию, области применения логарифмов.

Умеем: вычислять логарифмы, решать простейшие логарифмические уравнения, производить преобразования логарифмов.

С каким понятием тесно связано понятие логарифма? (с понятием степени, т.к. логарифм – показатель степени)

Задание учащимся. Используя понятие логарифма, заполните таблицы при а > 1 и при 0 < a < 1(по колонкам)

http://festival.1september.ru/articles/647898/1.gif

Что представляют собой представленные выражения? (показательные уравнения, показательные функции)

http://festival.1september.ru/articles/647898/2.gif

Задание учащимся. Решите показательные уравнения с помощью выражения переменной х через переменную у.

В результате этой работы получаются формулы:

http://festival.1september.ru/articles/647898/3.gif

В полученных выражениях поменяем местами х и у. Что получилось у нас?

http://festival.1september.ru/articles/647898/4.gif

Как бы вы назвали эти функции? (логарифмические, так как переменная стоит под знаком логарифма). Как записать эту функцию в общем виде? http://festival.1september.ru/articles/647898/5.gif

Тема нашего урока «Логарифмическая функция, её свойства и график».

Логарифмическая функция – это функция вида http://festival.1september.ru/articles/647898/5.gif, где а – заданное число, а>0а≠1.

Наша задача – научиться строить и исследовать графики логарифмических функций, применять их свойства.

Далее строим графики функций , заданных выше и график показательной функции

Обобщите свойства функции для а > 1 и 0 < a < 1 

 http://festival.1september.ru/articles/647898/8.gif

Что также можем сказать про графики и показательных функций?(взаимообратны)

Рассмотрим одновременно две функции: показательную у = ах и логарифмическую у = logaх.

На рис.2 схематически изображены графики функций у = ах и у = logaх в случае, когда a>1.

На рис.3 схематически изображены графики функций у = ах и у = logaх в случае, когда 0 < a < 1.

http://festival.1september.ru/articles/647898/9.gif

Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции и в случае, когда a>1, и в случае, когда 0.

График функции у = logaх называют логарифмической кривой, хотя на самом деле нового названия можно было не придумывать. Ведь это та же экспонента, что служит графиком показательной функции, только по-другому расположенная на координатной плоскости.

Первичное закрепление

Заполнение таблицы

 http://festival.1september.ru/articles/647898/6.gif

Как вы думаете, в каких случаях, при выполнении каких заданий можно применить свойства логарифмической функции?(  решения логарифмических уравнений, неравенств, сравнения числовых выражений, содержащих логарифмы, построения, преобразования и исследования более сложных логарифмических функций.)

Работа на распознавание графиков логарифмических функций, нахождение области определения, определение монотонности функций. 

http://festival.1september.ru/articles/647898/10.gif

1

2

3

4

5

6

7

1)а, 2)б, 3)в

1)а, 2)в, 3)а

а, в

в

В, С

а)< б) >

а)<0 б) <0

Теорема

821

828(1)

829(у)

830

834

Назовите логарифмы следующих чисел по основанию 3:

http://festival.1september.ru/articles/509077/img1.gif

(Ответ: a > 0; b < 0; c = 0; поэтому b < c < a).

г) Найдите область значений функции:

http://festival.1september.ru/articles/509077/img3.gif

(Ответ: у – любое число; в двух последних примерах у ≥ 0).

д) Найдите ошибку в решении, где в результате получается 2 > 3.

Очевидно, что ¼ > 1/8

После приведения

к основанию ½:                             ( ½ )2 > ( ½ )3

После логарифмирования

по основанию 10:                   lg ( ½ )2 > lg ( ½ )3

По свойству логарифмов:   2  lg ( ½ ) > 3 lg ( ½ )

После сокращения на lg ( ½ ):            2 > 3

                 В чём ошибка?

507

508

42.21

42.23

835

Доп для спешащих 838

На 10 мин

1. Вычислите http://festival.1september.ru/articles/509077/img10.gif.

1) 28 2) 13 3) 75 4) 30

2. Вычислите http://festival.1september.ru/articles/509077/img11.gif

1) 0 2) 1 3) 4 4) 8

3. Вычислите http://festival.1september.ru/articles/509077/img12.gif.

1) 7 2) - 2 3) - 1 4) 1

4. Вычислите http://festival.1september.ru/articles/509077/img13.gif.

1) 45 2) 49 3) 47 4) 49 - http://festival.1september.ru/articles/509077/img14.gif

5. Найдите значение выражения http://festival.1september.ru/articles/509077/img15.gif.

1) 3,5 2) ln 32 3) ln 124 4) 32

6. Укажите значение выражения http://festival.1september.ru/articles/509077/img16.gif.

1) 
http://festival.1september.ru/articles/509077/img17.gif 2) 10 3) 100 4) http://festival.1september.ru/articles/509077/img18.gif

7. Решите уравнение http://festival.1september.ru/articles/509077/img21.gif
1) ± 7 2) 
http://festival.1september.ru/articles/509077/img19.gif 3) http://festival.1september.ru/articles/509077/img20.gif 4) Ø

8. Решите неравенство http://festival.1september.ru/articles/509077/img22.gif.

1) (1; 1,25) 2) (1; + ∞) 3) (1,25; + ∞) 4) (- ∞; 1,25)

9. Найдите область определения функции http://festival.1september.ru/articles/509077/img23.gif.

1) (0; 9); (9; + ∞) 2) 9 3) (0; + ∞) 4) (1; + ∞)

10. Укажите область значений функции http://festival.1september.ru/articles/509077/img24.gif

1) (0; + ∞) 2) (- ∞ 7) 3) (7; + ∞) 4) (- ∞ + ∞) 

Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

3

1

2

3

1

6

7

8

9

10

2

4

3

1

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Логарифмическая функция и ее приложения"

Урок по теме "Логарифмическая функция и ее приложение". Проводился в 11 классе по учебнику А.Н. Колмогорова. Интересен с точки зрения межпредметных связей....

Обобщающий урок по теме "Логарифмическая функция"

До урока учащиеся были разбиты 3 на группы.  Каждая группа готовила презентацию по одному теоретическому вопросу по теме, с привлечением исторического материала....

Разработка урока по теме "Логарифмическая функция и её свойства"

Этот урок я проводила на втором курсе с целью проверки усвоения темы «Логарифмическая функция»  В начале урока детям даётся  устная работа, с целью логического мышления, далее учащиеся расск...

Урок на тему "Логарифмическая функция"

Урок на тему "Логарифмическая функция"...

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Логарифмическая функция».

Урок проходит в форме математической дуэли. Используютсястихи, исторические справки, презентация. Интересное соделжание, соревновательный момент....

Обобщающий урок по теме "Логарифмическая функция" (10 класс)

« Я всегда старался, насколько позволяли мои силы и способности, освободить людей от трудности и скуки вычислений, докучливость которых обыкновенно отпугивает очень многих от изучения мате...

урок по теме "Логарифмическая функция"

Необходимые знания, умения и навыки по теме: «Логарифмическая функция». 1.Уметь систематизировать и обобщать свойства логарифмической функции.2.Уметь применять свойства логарифмической функции пр...