Программа математического кружка "Занимательные задачи"
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_po_matematike.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КРУЖКА ПО МАТЕМАТИКЕ  

«Занимательные математические задачи»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущее место математики в образовании человека  обусловлено практической значимостью математики, а так же её возможностями в развитии способностей человека. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект и мышление, математика находится на первом месте. Математика вносит немалый вклад в формирование и развитие представлений о научных методах познания действительности. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).

Цели курса:

расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

Задачи курса:

  • закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
  • формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
  • вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
  • активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
  • поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
  • воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.

Особенности программы.

Принципы.

Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом  запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.

9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

10. Индивидуализация темпа работы.

В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.

Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- решение комбинаторных задач,

- задачи на проценты,

- решение геометрических задач.

Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Рекомендации к оценке ЗУН: зачтено, не зачтено.

Основные формы проверки знаний:

  • тестирование;
  • личная олимпиада;
  • математические соревнования.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
  • уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
  • успешно выступать на математических соревнованиях.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Предметные результаты

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
  • научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
  • научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  •  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
  •  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  •  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

                 

                                           Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические материалы

Экскурсии

Примечание

Числовые множества. Действия с числами (5 часов)

1

Происхождение чисел

1

Теория

2

Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер

1

3

Числовые множества

1

4

Магический квадрат

1

0,5

5

Числовые головоломки

1

1

Текстовые задачи ( 12 часов)

6

Логические задачи

1

7

Решение логических задач

1

1

8

Задачи на переливание

1

9

Решение задач на переливание

1

1

10

Задачи на взвешивание

1

11

Решение задач на взвешивание

1

1

12

Задачи на перевозки и переправы

1

13

Решение задач на перевозки и переправы

1

1

14

Задачи проценты (смеси и сплавы)

1

15

Решение задач на проценты

1

1

16

Конкурс «Лучший решатель»

1

17

Решение задач от противного

0,5

0,5

Графы на плоскости (4 часа)

18

Теория графов

1

теория

19

Элементы теории графов

1

20

Применение элементов теории графов к решению  задач

1

1

21

Решение задач с помощью графов

1

1

Геометрические задачи (7 часов)

22

Треугольник. Задачи с треугольниками

1

0,5

23

Четырехугольники. Геометрические головоломки

1

0,5

24

Знакомство с пространственными телами

1

25

Задачи на разрезание

1

0,5

26

Решение задач на разрезание

1

1

27

Задачи со спичками

1

0,5

28

Решение задач со спичками

1

1

Математические соревнования, ребусы (7 часов)

29

Математические ребусы

1

30

«Ребусомания»

1

31

«Устная олимпиада»

1

32

«Умники и умницы»

1

33

«Интеллектуальный марафон»

1

34

«Математическая карусель»

1

1

35

Математические кроссворды

1

1

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: Учеб. пособие / Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 78 с.
  2. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
  3. Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000
  4.  Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
  6. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.
  7. http://mathworld.ru/
  8. http://www.develop-kinder.com
  9. http://lineyka.inf.ua
  10. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа математического кружка в 5 классах. "Задачи- сказки"

Данный материал можно использовать на математическом кружке или как дополнительный материал по математике....

Программа Математического кружка. «Решение нестандартных задач»

Пояснительная записка Основной особенностью современного развития системы математического образования является ориентация на широкую дифференциацию обучения математике, позволяющую решить две зад...

Рабочая программа математического факультатива в 7 классе «Задачи и формулы в жизни»

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках....

Программа математического кружка «Геометрия в задачах» 9 класс

Программа математического кружка «Геометрия в задачах» 9 класс...

БАНК ЗАДАЧ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ ИЗ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ»

В данном разделе составлены текстовые задачи, связанные с сельскохозяйством....

Программа Математического кружка. «Решение нестандартных задач»

Программа Математического кружка.«Решение нестандартных задач»...

Рабочая программа "Математические задачи в экономике"

Рабочая программа элективного курса "Математические задачи в экономике"...