Средства формирования вычислительной культуры школьников
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Руднева Людмила Викторовна

В статье автор знакомит с опытом работы по формированию вычислительных навыков на уроках математики. Предлагается система заданий для работы на уроке с учетом смособов восприятия, переработки и хранения информации обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudneva_statya.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Дегтярева Людмила Викторовна

Заместитель директора

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 города Тюмени имени героя Советского Союза Ивана Ивановича Федюнинского

г. Тюмень

Средства формирования вычислительной культуры школьников

Аннотация: в статье автор знакомит с опытом работы по формированию вычислительных навыков на уроках математики. Предлагается система заданий для работы на уроках с учетом способов восприятия, переработки и хранения информации обучающихся.

Ключевые слова: вычислительные навыки, средства формирования вычислительных навыков, упражнения, каналы восприятия и хранения информации обучающихся.

Умения правильно и быстро выполнять арифметические и алгебраические действия являются главным компонентом математической культуры современного человека. Вычислительные навыки востребованы не только на всех этапах обучения, но и в повседневной и профессиональной деятельности.

Для полноценного развития личности ребенка необходимо не только научить его считать – выполнять действия с числами, но и использовать и вычислительные навыки в различных ситуациях и интерпретировать результаты. Владение вычислительными умениями и навыками имеет большое значение и для развития личностных качеств учащихся: внимание, память, скорость мышления, наблюдательность и математическую зоркость, способность к анализу, познавательную активность.

Следует отметить, что далеко не все учащиеся владеют вычислительными навыками даже на достаточном уровне. Это обусловлено такими факторами как:

- особенности мыслительной деятельности;

- неразвитое внимание и память учащихся;

- отсутствие системы в работе над формированием вычислительных навыков

- отсутствие надлежащего контроля за детьми со стороны родителей при подготовке домашних заданий.

Поэтому задача учителя – компенсировать влияние негативных факторов систематической работой по формированию математической вычислительной культуры на уроках и во внеурочной деятельности.

Система работы включает следующие обязательные условия:

1. Обязательная подготовительная работа к выполнению вычислений на каждом уроке, выбор оптимальных для каждого класса средств обучения.

2. Применение приемов активизации внимания учащихся.

3. Постепенное усложнение материала

4. Применение упражнений, активизирующих различные каналы восприятия: аудиальные, визуальные и кинестетические.

5. Мгновенная проверка результата

6. Систематический мониторинг результатов, анализ допущенных ошибок.

«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» [1].

Эффективными средствами реализации системы развития вычислительных навыков школьников являются упражнения с переключением каналов восприятия, способствующие познавательной мотивации, формированию умений и навыков [2].

Предложение задания разделены по типам восприятия условно: учитель всегда может скорректировать работу учащихся и активизировать и два канала восприятия, например, при визуальном восприятия проговаривать задания – задействовать и аудиальный канал восприятия.

Соответствие упражнений по формированию вычислительных навыков типам восприятия информации

Тип восприятия

Вид задания

Кинестетический

1. Математическое лото [3]

Каждая пара получает билет с некоторыми числами от 1 до 90, билет с примерами, фишки. Ученики должны устно выполнить вычисления, найти в билете число и закрыть его фишкой.

2. Математическое домино

Каждая пара учащихся получает 6-8 карточек (зависит от уровня сложности примеров, подготовки учеников)

100

33

25

80

Аудиальный

1. Математический диктант

2. Беглый счёт

Учитель показывает карточку (слайд презентации) с заданием, читает задание с карточки. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают ответы. Задания быстро сменяют друг друга. Последние задания предлагаются только устно.

3. Равный счет

Учитель на доске записывает пример с ответом. Ученики составляют свои примеры с тем же ответом, которые не записываются на доске, устно выполняют проверку.

4. Счет-дополнение

На доске записывается какое-нибудь число. Затем учитель (или ученик) называет число, которое меньше указанного. Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до числа, которое записано на доске. Те числа, которые называет учитель, и ученики на доске не записываются. Этим обеспечивается тренировка в запоминании чисел.

5. Математическое лото

Каждый ученик получает билет с некоторыми числами от 1 до 90 и фишки. Среди этих чисел есть ответы к заданиям, которые читает учитель. Ученик должен устно выполнить вычисления, найти в билете число и закрыть его фишкой. Сколько заданий, столько закрытых чисел должно быть в билете [4]

Визуальный

1. Презентация

Учащимся предлагается готовая форма для внесения ответов вычислений. Презентация содержат примеры, время демонстрации которых можно ограничить. Можно организовать фронтальную или  индивидуальную работу (по вариантам).

2. Карточки с числами для устного вычисления.

Учитель показывает карточку с примером, ученик отвечает, при ошибочном ответе, результат уточняется.

В ходе устной работы можно проводить математические эстафеты: фиксируется время для каждой команды, победитель определяется по количеству решенных примеров или игра останавливается после первой ошибки. В зависимости от подготовленности класса можно уделить внимание развитию математической речи: прочитать выражение, записанное на слайде (задействованы два канала восприятия – аудиальный и визуальный, а если требуется еще и записать в тетрадь – то и кинестетический)

Развивает не только вычислительные навыки, но и внимание задания по таблицам для устного счета,  которые содержат несколько строк и столбцов: учитель называет номер строки и столбца, на пересечении которых задание. Можно предложить кому-нибудь из учащихся попробовать себя в роли учителя – выбирать примеры и проверять правильность вычислений.

Для мониторинга результатов освоения вычислительных навыков цепочные вычисления, нахождение значения выражения, содержащего несколько различных действий, которые представлены в учебниках в достаточном объеме (особенно для 5-6 классов) и позволяют осуществлять контроль промежуточных действий по конечному результату.

Предложенная система заданий требует от учителя выполнения большого объема работы: на каждое занятие не подготовить карточки для математического лото или математические пазлы с разными по тематике заданиями. Менее затратные по времени в этом случае таблицы для устного счета, которые содержат большое количество примеров на различные действия и их можно применять многократно (имея под рукой 3-4 комплекта). Использование шаблона презентации в котором уже установлены эффекты и время демонстрации также позволит сократить время на подготовку учителя. Но без этой трудоемкой работы невозможно добиться хороших результатов в вычислениях.

Эффективность обучения математике заметно возрастет, если школьник научиться правильно и быстро выполнять вычисления. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.

Использованная литература

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Дегтярева Л.В. Особенности организации уроков математики с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися. //Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014 г.: в 9 частях. Часть 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. 160 с. 
  3. Васянькина Е.М. Формирование вычислительных навыков на уроках математики. URL: http://festival.1september.ru/articles/592702/ (дата обращения: 17.11.2014).
  4. Васильева С.В. Математическая игра «Лото» (пазлы).  URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/07/17/matematicheskaya-igra-loto-pazly (дата обращения: 20.11.2014).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологизация курса немецкого языка как средство формирования экологической культуры школьников

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы экологического и биологического образования"...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры школьника.

В статье рассматриваются особенности создания школьной газеты, воспитательных потенциал школьных изданий, цели создания школьных СМИ....

"Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников"

В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы:       «Каждый класс – х...

Вокальный ансамбль как средство формирования музыкальной культуры школьников

Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному...