Главные вкладки

    Приемы и методы работы с одаренными детьми ( из опыта работы ).
    методическая разработка по алгебре на тему

    Тучак Анна

    В работе приведены примеры приёмов работы с учениками , проявляющими интерес к математике .  Но данный материал может быть использован и для того , чтобы количество таких учеников стало значительно больше .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tuchak_produkt.docx31.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приемы и методы работы с одаренными детьми ( из опыта работы ).

    Автор :Тучак Анна Зотьевна,

    учитель математики

    Г. Лабытнанги

    2015 -2016 уч.г.

    Приемы и методы работы с одаренными детьми ( из опыта работы ).

         Аннотация .Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. В последнее время становится очевидным то, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня - это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие ее расцвета и мирного развития.     Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход.    

         Исходя из этого современному педагогу следует осуществлять непрерывный процесс перехода от традиционных(репродуктивных) методов преподавания к продуктивным деятельностным  методам : от «делай как я» к «я сам»   .При этом необходимо оценивание не только предметных ЗУН , но и метапредметных  и личностных результатов .

     

     Приемы и методы работы с одарёнными детьми на уроках математики .

    В этой работе я привожу описание некоторых результативных приемов и методов  , применяемых мною на уроках . К ним относятся :

    • Дифференцированная работа в группах с последующим взаимообучением ;
    • Проектная деятельность ;
    • Метапредметные задачи в стиле ФГОС ;
    • Командная олимпиада ;
    • Игра «Абака »;
    • Интегрированные уроки
    • Web-квесты по темам .

    Дифференцированная работа в группах с последующим взаимообучением .

    Работа на уроке строится таким образом : учащиеся в классе работают по индивидуальным планам ; освоившие базовый уровень получают задания повышенной трудности (работают в группе , проводят исследование нестандартных ситуаций в изучаемой теме ) , остальная часть класса отрабатывает базовый уровень . На последующих уроках первая группа консультирует вторую  в области решения задач повышенного уровня .

    Проектная деятельность .   Проекты остаются еще одним из разновидностей самостоятельного исследования учащимися некоторых вопросов изучаемой темы , их создание предполагает более длительный период  , привлечение дополнительной информации , использование компьютера . Примеры тем для создания проектов :

    1. Совершенные числа  (5-6 класс )
    2. Множество простых чисел. Конечно или бесконечно ? (6-7 класс)
    3. Ноты и дроби .(5-6 класс)
    4. Свойства функции и литература (10-11класс)
    5. Производная в других науках .(10-11 класс)
    6. Золотое сечение и архитектура  .(8-9 класс) и т.д

    Метапредметные задачи в стиле ФГОС . Эти задачи  на данном этапе приобретают особую  актуальность . Для их решения необходимо привлечение информации из целого ряда  научных направлений , являются скорее надпредметными , чем межпредметными ., требуют пристального внимания и детального изучения . Решая метапредметные задачи ученик выходит за пределы узкой направленности изучаемой темы и рассматривает её более широком аспекте  , получая  , таким образом , более полное представление о предмете изучения .

    Пример метапредметной задачи :

    Существует такое  выражение - "семь пядей во лбу".  Все мы знаем его значение,

    Интересно, а  сколько  человек  с почти идеальными пропорциями тела (примем за аксиому) и ростом 1 м 85 см, не дотягивает в процентном отношении в плане роста до буквального героя данной гиперболы?

    Или другой пример:

    Любители фантастических произведений хорошо знают такое произведение  А.Толстого как «Гиперболоид инженере Гарина » . Какую научную неточность мы обнаруживаем в этом  произведении ?

    Командная олимпиада . В олимпиаде участвуют 4-5 команд из состава класса  (или из классов на параллели  ) . Команды формируются таким образом , чтобы  они были сравнимы по силе . Каждая команда получает одну и ту же задачу ( например, метапредметную по типу вышеуказанных ) .Устанавливается промежуток времени для обсуждения и  поиска способа решения предложенной задачи .Каждая команда  излагает  свою идею решения задачи  , иллюстрации на индивидуальном листе ватмана . По истечении отведённого времени все команды одновременно выставляют свои листы с записями на всеобщее обозрение . Начинается этап представления решения каждой команды , один из членов той или иной команды дает необходимые комментарии , отвечает на вопросы оппонентов  . После выступления последней команды  все участники мероприятия  определяют коллегиально или в результате голосования оптимальное решение и команду –победитель .

    Игра «Абака». Игра может быть  использована на уроках обобщения и систематизации темы . Необходимые материалы  к игре : конверты с карточками - заданиями  по разным разделам темы  , таблица для внесения результатов работы  групп  ,интерактивная доска для демонстрации результатов участников игры .

       Класс  делится на группы  , каждая группа получает конверт с заданиями  . Все конверты содержат одинаковый набор заданий .

         Группа планирует стратегию работы над заданиями  индивидуально . Цель каждой группы решить максимальное количество задач  за фиксированное время  .Если группа решила какую-либо задачу , то полученный ответ ( решение не требуется ) записывается  на карточке . В каждой группе есть человек , отвечающий за доставку карточки с верным ответом в пункт оценивания и фиксирования результата . После поступления ответа к одной из решенных  группой задач координатор игры заносит в таблицу результатов количество баллов за правильный ответ (от 1 до 3 , в зависимости от сложности задачи ) , если же ответ неверный , то в таблицу заносится 0 баллов . Таким образом для каждой группы формируется строка баллов за выполнение задач .Таблица отображается на интерактивной доске , что позволяет каждой группе владеть информацией о своих успехах и успехах соперников .

        По истечении отведённого на игру  времени подводятся итоги  , объявляются победители  , производится награждение  .

    Интегрированные уроки .  Уроки , которые содержат толкование изучаемого объекта с точки зрения разных наук . Причем эти науки могут быть необязательно родственными .  Интересен  симбиоз  именно далёких друг от друга наук  . И чем они дальше , тем больше интрига и интерес к объекту исследования . Например , математика и музыка  ,  литература  и математика  . Интегрирование возможно и из более чем двух компонентов . Скажем , химия , математика  , изобразительное искусство и биология . Урок на тему

     « Пропорция  » может быть рассмотрен с точки зрения математики , музыки  и архитектуры . Тема « Любовь  » : своё видение сути  вопроса  может предложить и литератор , и химик , и математик , и биолог  , и  художник .

           

     Web-квесты  являются эффективными средствами для  реализации требований ФГОС по математике в настоящее время . Web-квестом понимаем такой  образовательный продукт, который имеет информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами её изучения, и предполагает выполнение учащимися учебно-познавательных заданий по поиску и отбору информации с использованием Интернет-ресурсов, способствующей систематизации и обобщению изученного материала, его обогащению и представлению в виде целостной системы .Использование  Web-квестов достаточно просто и удобно , его включение в учебный процесс  не требует особых технических знаний, квесты могут способствовать развитию критического и абстрактного мышления, умений сравнивать, анализировать, классифицировать; навыков самостоятельного планирования, целеполагания, активного познания изучаемого математического материала (курса, темы, вопроса) по самостоятельно построенной образовательной траектории, выбора образовательной стратегии в области саморазвития в зависимости от сферы интересов и имеющихся способностей, в частности, возможности планирования результатов в теоретической, прикладной, исследовательской, историко-аналитической или коррекционной деятельности, а также повышению активности и мотивированности изучения математики.

           В качестве иллюстрации приведу пример структуры Web-квеста , , по теме школьного курса алгебры и начал анализа  «Функция и её производная » .

    I. Теория

    Цель: Надо систематизировать теоретические сведения о функции и её производной :

    1. Узнать:

    – различные определения понятий, используемых в теории функции и её производной;

    – взаимосвязи изученных понятий темы «Функция и её производная » друг с другом;

    – зависимости, отражённые в формулировках утверждений, касающихся свойств функции и её производной .

    2. Создать:

    – тезаурус темы «Функция и её производная »;

    – опорный конспект темы «Функция и её производная »;

    – структурно-логическую схему системы понятий темы «Функция и её производная».

    3. Оформить отчёт (электронный ресурс).

     II. Приложения

    Цель: Надо изучить приложения темы:

    1. Узнать:

    – встречается ли человек в быту (в повседневной жизни) с применением функциональной зависимости и производной функции?

    – в каких сферах производственной деятельности вероятнее всего человеку приходится встречаться функцией и её производной ?

    – в каких науках учёные непременно будут иметь дело с функциями и их производными?

    2. Создать:

    – карту приложений дифференцирования функции;

    – подборку прикладных задач, решаемых с использованием дифференцирования функций (технической направленности);

    – подборку прикладных задач, решаемых с использованием свойств арифметических или геометрических прогрессий (общекультурного назначения).

    3. Оформить отчёт (электронный ресурс).

    III. Проблемы

    Цель: Надо выполнить исследование особенностей операции дифференцирования

    1. Узнать:

    – какие свойства производной  применяются при решении арифметических задач?

    –геометрическая интерпретация производной ;

    – какие свойства функции и её производной  применяются при решении нестандартных задач по математике?

    2. Создать:

    – презентацию «Сопоставление графиков функции и её  производной»;

    – анимационную презентацию «Дифференцирование и свойства функции»;

    – памятку «Что нужно знать для решения задач с использованием свойств функций и их производных».

    3. Оформить отчёт (электронный ресурс).

    IV. Архивы

    Цель: Надо изучить историю понятия функции и её производной :

    1. Узнать:

    – зачем могли понадобиться людям функциональные зависимости и операция дифференцирования ?

    – когда и как люди научились дифференцировать элементарные функции?

    – кто из учёных-математиков внёс вклад в создание и развитие дифференциального исчисления ?

    2. Создать:

    – хронологию познания человеком сущности и свойств производной;

    – галерею учёных-математиков, внёсший свой вклад в развитие теории производной ;

    – библиографию научных трудов, посвящённых дифференцированию и применению дифференцирования.

    3. Оформить отчёт (электронный ресурс).

    V. Ошибки

    Цель: Надо систематизировать ошибки, которые допускают при решении задач с производными :

    1. Узнать:

    – распространённые ошибки, допускаемые при решении задач с производными;

    – заблуждения (недоразумения), связанные с нахождением производной;

    – математические парадоксы, связанные с операцией дифференцирования.

    2. Создать:

    – банк математических ошибок по теме «Функция и её производная»;

    – памятку «Так нельзя дифференцировать»;

    – плакат-предостережение «Осторожно, ошибка!».

    3. Оформить отчёт (электронный ресурс).

     Приведённые задания способствуют развитию познавательной самостоятельности школьников, поскольку требуют самостоятельного изучения ими дополнительного материала по теме . Кроме того, прохождение основных компонентов тематического образовательного Web-квеста требует от учащихся развитых навыков пользования образовательными Интернет-ресурсами (при обращении за дополнительной информацией к ресурсному центру и оформлении отчётов) .

    Заключение  .  Современный ищущий учитель ощущает потребность в том , чтобы быть инициатором и создателем  творческой среды для того , чтобы одарённые дети  будучи помещёнными в такую среду могли максимально реализовать и развить свои способности .  Для этого необходимо придумывать  действенные средства , создавать   надёжные инструменты  -атрибуты этой творческой среды . Порой подспорьем в этом деле является изучение опыта работы коллег .   Возможно и приведённые выше примеры приемов и методов работы с талантливыми детьми будут полезны моим коллегам -учителям .

    Литература:

    1. Абрамова О.М. О развитии креативности школьников посредством обращения задач на уроках и внеурочных занятиях по математике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 5. Часть 2. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013. – С. 14–17.

    2. Арюткина С.В. Вариативные циклы задач как средство формирования у школьников обобщенных приемов математической деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3(22). – С. 240–242.

    3.Лизинг В., Витковский А. Деятельностный подход на уроке …- Первое сентября .-2012.-№2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

    обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

    Работа с одаренными детьми (из опыта работы)

    В настоящее время проблема работы с одаренными детьми все более актуальна.Обществу нужна творческая личность. Выявление одаренных детей, организация системной работы-одна из главных задач современной ...

    Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

    Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...

    Работа с одаренными детьми.Из опыта работы учителя английского языка Клериковой Ольги Алексеевны.

    В данной статье учитель делится многолетним опытом работы с одаренными детьми,   дает советы по организации внеаудиторной занятости учащихся в условиях современной школы. Молодые учителя могут на...

    Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы

    Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время...

    Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

    В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

    Приемы и методы работы с одаренными детьми

    Аннотация .Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответстве...