Приемы и методы работы с одаренными детьми
учебно-методический материал по математике на тему

Галеева Аниса Хайбрахмановна

Аннотация .Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. В последнее время становится очевидным то, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня - это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие ее расцвета и мирного развития.     Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход.

 Исходя из этого современному педагогу следует осуществлять непрерывный процесс перехода от традиционных(репродуктивных) методов преподавания к продуктивным деятельностным  методам : от «делай как я» к «я сам»   .При этом необходимо оценивание не только предметных ЗУН , но и метапредметных  и личностных результатов .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и методы работы с одаренными детьми

А.Х.Галеева,

учитель математики

2016 -2017 уч.г.

Приемы и методы работы с одаренными детьми

     Аннотация .Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. В последнее время становится очевидным то, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня - это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие ее расцвета и мирного развития.     Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход.

 Исходя из этого современному педагогу следует осуществлять непрерывный процесс перехода от традиционных(репродуктивных) методов преподавания к продуктивным деятельностным  методам : от «делай как я» к «я сам»   .При этом необходимо оценивание не только предметных ЗУН , но и метапредметных  и личностных результатов .

 Приемы и методы работы с одарёнными детьми на уроках математики .

В этой работе я привожу описание некоторых результативных приемов и методов  , применяемых мною на уроках . К ним относятся :

  • Дифференцированная работа в группах с последующим взаимообучением ;
  • Проектная деятельность (подготовка к НПК) ;
  • Метапредметные задачи в стиле ФГОС ;
  • Командная олимпиада ;
  • Сотрудничество с Меташколой, г. Санкт-Петербург;

Дифференцированная работа в группах с последующим взаимообучением .

Работа на уроке строится таким образом : учащиеся в классе работают по индивидуальным планам ; освоившие базовый уровень получают задания повышенной трудности (работают в группе , проводят исследование нестандартных ситуаций в изучаемой теме ) , остальная часть класса отрабатывает базовый уровень . На последующих уроках первая группа консультирует вторую  в области решения задач повышенного уровня .

Проектная деятельность .Проекты остаются еще одним из разновидностей самостоятельного исследования учащимися некоторых вопросов изучаемой темы , их создание предполагает более длительный период  , привлечение дополнительной информации , использование компьютера . Примеры тем для создания проектов :

  1. Создание электронной газеты.
  2. Конкурсы, соревнования, кроссворды   по математике (через газету)

Метапредметные задачи в стиле ФГОС . Эти задачина данном этапе приобретают особуюактуальность . Для их решения необходимо привлечение информации из целого ряда  научных направлений , являются скорее надпредметными , чем межпредметными ., требуют пристального внимания и детального изучения . Решая метапредметные задачи ученик выходит за пределы узкой направленности изучаемой темы и рассматривает её более широком аспекте  , получая  , таким образом , более полное представление о предмете изучения .

Командная олимпиада .В олимпиаде участвуют 4-5 команд из состава класса  (или из классов на параллели  ) . Команды формируются таким образом , чтобы  они были сравнимы по силе . Каждая команда получает одну и ту же задачу ( например, метапредметную по типу вышеуказанных ) .Устанавливается промежуток времени для обсуждения и  поиска способа решения предложенной задачи .Каждая команда  излагает  свою идею решения задачи  , иллюстрации на индивидуальном листе ватмана . По истечении отведённого времени все команды одновременно выставляют свои листы с записями на всеобщее обозрение . Начинается этап представления решения каждой команды , один из членов той или иной команды дает необходимые комментарии , отвечает на вопросы оппонентов  . После выступления последней команды  все участники мероприятия  определяют коллегиально или в результате голосования оптимальное решение и команду –победитель .

Сотрудничкество с Меташколой.

Участие в конкурсах. Олимпиадах.

 Web-квесты являются эффективными средствами для  реализации требований ФГОС по математике в настоящее время .Web-квестом понимаем такой  образовательный продукт, который имеет информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами её изучения, и предполагает выполнение учащимися учебно-познавательных заданий по поиску и отбору информации с использованием Интернет-ресурсов, способствующей систематизации и обобщению изученного материала, его обогащению и представлению в виде целостной системы .Использование Web-квестовдостаточно просто и удобно, его включение в учебный процесс  не требует особых технических знаний, квесты могут способствовать развитию критического и абстрактного мышления, умений сравнивать, анализировать, классифицировать; навыков самостоятельного планирования, целеполагания, активного познания изучаемого математического материала (курса, темы, вопроса) по самостоятельно построенной образовательной траектории, выбора образовательной стратегии в области саморазвития в зависимости от сферы интересов и имеющихся способностей, в частности, возможности планирования результатов в теоретической, прикладной, исследовательской, историко-аналитической или коррекционной деятельности, а также повышению активности и мотивированности изучения математики.

Литература:

1. Абрамова О.М. О развитии креативности школьников посредством обращения задач на уроках и внеурочных занятиях по математике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 5. Часть 2. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013. – С. 14–17.

2. Арюткина С.В. Вариативные циклы задач как средство формирования у школьников обобщенных приемов математической деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3(22). – С. 240–242.

3.Лизинг В., Витковский А. Деятельностный подход на уроке …- Первое сентября .-2012.-№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми

      Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.  Смысл утверждения в том, что нужн...

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Формы и методы работы с одаренными детьми в области исследовательской деятельности

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской раб...

Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...

Приемы и методы работы с одаренными учащимися

Представленные материалы из опыта работы учителя математики отражают особенности конструирования учебного занятия при работе с учащимися, имеющими разный уровень подготовки. Рассмотрены возможности це...

Приемы и методы работы с одаренными детьми ( из опыта работы ).

В работе приведены примеры приёмов работы с учениками , проявляющими интерес к математике .  Но данный материал может быть использован и для того , чтобы количество таких учеников стало значитель...