Методическая разработка урока математики для 6 класса по теме "Координатная плоскость"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Фадеева Елена Анатольевна

    Урок  по математике в 6 классе на тему «Координатная плоскость»  представлен на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (выход в финал); представлена на региональном конкурсе учебно-методических разработок педагогических работников общеобразовательных учреждений Оренбургской области «Современный урок – 2014».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Координатная плоскость149.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

6 класс

Координатная плоскость

Фадеева Елена Анатольевна,

учитель математики

 МБОУ «Лицей №1» п.Тюльган

I квалификационной категории

    Урок  по математике в 6 классе на тему «Координатная плоскость»    представлен на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (выход в финал); представлена на региональном конкурсе учебно-методических разработок педагогических работников общеобразовательных учреждений Оренбургской области «Современный урок – 2014».

     Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у  школьников среднего звена основ культуры мышления и развитие общих  умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с текстом и графическими материалами и высказывать своё мнение.

Урок построен на основе следующих принципов: разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка; действенного подхода к обучению; креативности; сотрудничества, делового партнёрства учителя и учеников; принципа обоснованного ответа.

Занятие способствует расширению кругозора учащихся, учит строить собственные суждения, углубляет их знания, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей.

Цель урока: научить учащихся строить точки по заданным ее координатам и

  определять координаты точки, отмеченной на координатной

  плоскости.

Задачи урока:

обобщить и систематизировать сведения о координатной прямой (координатной оси) и составляющих ее элементов (начало отсчета, единичный отрезок, положительное направление);

ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;

научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;

активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств;

развивать творческие способности;

воспитывать интерес к предмету.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование:

мультимедийные средства;

презентация «Координатная плоскость»;

раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, послушайте, какая наступила тишина. Значит, наступило время приниматься за работу. Запишите в тетрадях число и классная работа.

II. Актуализация знаний и определение учебных задач на урок.

Каждую ночь на небе зажигаются звезды, они прекрасны и далеки от нас. Но, как вы знаете, иногда звезды падают. Падают звезды, конечно, не на землю, но иногда очень хочется пойти и найти упавшую звезду, но такое возможно только в сказке. А давайте на мгновение представим, что мы в сказке, и попробуем найти звезды. Но чтобы их найти, нужно знать местоположение, а ведь звезда может упасть как в известное место, так и на незнакомую территорию.

Взгляните на доску. Знакома ли нам эта местность? Можем ли мы определить положение упавших звезд? Как это сделать? (указать координату звезды на координатной прямой – приложение Мозаика)

Ученики записывают координаты звезд в тетради.

А теперь посмотрим на следующий рисунок. Три звездочки угодили на незнакомую территорию. Но и их нужно отыскать, указав точное местоположение. Достаточно ли здесь указать одну координаты, как в предыдущем случае?

Возможно у вас есть предположения, какие координаты имеет звезда М?

Среди ответов детей выбрать и записать на доске М(2; 3) и провести перпендикуляры со стрелочками к осям Ох и Оу.

Ребята, сейчас мы с вами имеем дело уже не с координатной прямой, а с координатной плоскостью (записывается тема урока). Давайте все вместе поставим себе задачи на этот урок. Что мы должны узнать и чему научиться? (ответы и предположения учащихся)

III. Изучение нового материала.

Итак, перед нами координатная плоскость. Но разве мы можем сказать, что не видим здесь ничего знакомого?

Изучение нового материала в ходе беседы с помощью наводящих вопросов:

  • Можно ли утверждать, что на рисунке изображены координатные прямые? Почему?
  • Под каким углом расположены эти прямые друг к другу?
  • Охарактеризуйте точку пересечения этих прямых?
  • Что напоминает запись М(2; 3)? Чем она отличается от записи координаты точки на координатной прямой?
  • Под каким углом из точки М проведены стрелки к прямым Ох и Оу?
  • Какая связь между точками координатных прямых, на которые указывают стрелки, и записью М(2; 3)?

По завершении беседы учащиеся в парах изучают памятки по теме «Координатная плоскость» и читают текст учебника (стр. 270-272).

Подведение итогов изучения нового материала с помощью слайдов презентации. Дополнение памятки.

И вот теперь мы сможем безошибочно указать точное расположение упавших звезд.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Указать координаты отмеченных точек (по слайду презентации).

2. Выполнения задания №1296.

А сейчас попробуйте самостоятельно записать координаты отмеченных точек.

После выполнения сверяются ответы и обсуждаются спорные ситуации.

3. Изучение алгоритма построения точки по заданным координатам (с опорой на слайд презентации).

4. Работа в группах по построению точек на координатной плоскости.

5. Самостоятельная работа по построению точек на координатной плоскости (взаимопроверка, оценки выставляются по желанию).

Физминутка (танец)

Ребята, в начале урока мы с вами говорили о звездах. И вам всем известно, человек, глядя на ночное небо, объединяет звезды в созвездия.

Определите названия следующих созвездий.

Чистый небосвод прекрасен,

Про него есть много басен.

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный зверь, глянь – на небе он теперь,

Ясной ночью светится

Большая… (Медведица).

 

А медведица – с ребенком,

Добрым, славным медвежонком.

рядом с мамой светится

Малая… (Медведица).

 

Определите по рисунку координаты звезд созвездия Малой Медведицы и постройте по заданным координатам созвездие Большой Медведицы.

Большая Медведица: (-15; -7), (-10; -5), (-3; -6), (6; -6), (5; -10), (-1; -10), (-3; -6).

(Работа двух учащихся у доски).

VI. Подведение итогов.

Для подведения итогов урока воспользуемся вопросами №1 – 7 на стр.273 учебника. (учащиеся отвечают на вопросы)

Ребята, а на каких еще уроках вы встречали или можете встретить и использовать понятия координаты, система координат, координатная плоскость? (география, биология, технология, история)

В нашей повседневной жизни нужно ли знать о координатах и уметь ими пользоваться? (учащиеся приводят свои примеры)

Выставление оценок.

VII. Рефлексия.

Итак, итоги подведены, оценки выставлены. А каково наше настроение? Всем вам хорошо известны жесты и их значения.

                    

Выразите свое настроение одним из этих жестов.

Домашнее задание. §46;

1 уровень: №1297, 1299;

2 уровень: нарисовать в координатной плоскости рисунок, состоящий из ломаных, и зашифровать его с помощью координат точек;

3 уровень: выполнить задания 1 и 2 уровней и результат работы оформить в виде презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики 5 класса

отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Методическая разработка. Урок математики. 6 класс "Отрицательные дроби"

Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием отрицательных дробей; научить находить модуль положительных и отрицательных дробей.На уроке активно используется фронтальная работа, работа в парах. Уча...


 

Комментарии

Чернова Т.А.

Елена Анатольевна, здравствуйте. Как умело вы показываете ребятам на уроках связь математики со всеми науками. На данном уроке-это астрономия. Спасибо за разработку урока.

Фадеева Елена Анатольевна

Большое спасибо, Татьяна Александровна!
Эту идею для связи координатной плоскости с реальной жизнью и другими науками я решила применить на своем уроке после посещения одного из Ваших уроков. Спасибо!