Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Жилина Ольга Александровна

Методический материал содержит технологическую карту урока, а так же тестовую работу, задания для устного счета и таблицу для самооценки учениками результатов освоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_v_5_klasse.rar73.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Тема: «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Форма проведения урока: урок-практикум

Дата проведения: 24.10.15

Участники: 5 Б класс

Цели урока:

  • Обучающие: совершенствование навыка умножения натуральных чисел с применением свойств умножения натуральных чисел, применение рациональных приёмов вычислений. Продолжить работу над текстовыми задачами.
  • Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.
  • Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  1. предметные: обучающиеся должны уметь применять правило умножения натуральных чисел; правила сложения, вычитания натуральных чисел,  правило сравнения натуральных чисел ; анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом);
  2. метапредметные: учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять  самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать;
  3. личностные: способность  осуществлять  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УУД:  уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение; регулировать свою волю в ситуации затруднения.

Личностные УУД: уметь  осуществлять  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать учебную мотивацию;     понимать необходимость приобретения новых знаний; уметь аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия: множитель, произведение, законы умножения.

Ресурсы: учебник «Математика, 5 класс» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, дидактические материалы, тетрадь, доска.


Технологическая карта урока

Этап

урока.

Задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Время.

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счёта и повторения основных типов примеров на умножение натуральных чисел и свойств умножения.

Упражнения для устного счета

Ответ «да» соответствует ( +), ответ «нет» соответствует (-)

  1. 48*2*5=480;
  2. 25*63*4=6 300;
  3. 0*32=32;
  4. 73*1=73;
  5. 100*61=6 100;
  6. 78*0=0;
  7. 8*8*125=800;
  8. 4*12*25=1 200
  9. 32*2*25=160;
  10. 1*812=812.

Ключ:  ++ - +++ - + - +

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

5

Познавательные: 

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему и цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

38*4*25             125*79*8

25*96*4              306*8*125

50*786*2

Вопросы:

  1. Посмотрите внимательно на выражения.
  2. Можно ли найти значение этих выражений не прибегая к письменным вычислениям?
  3. Какие способы вычислений будем применять?
  4. Какие примеры помогают быстрее вычислять?

Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают рациональные способы вычислений.

5

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4.Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие примеров на применение рациональных способов вычислений.

Организация и контроль за процессом решения примеров.

1.Какие свойства умножения можем применить при решении предложенных примеров?

  1. 38*4*25=38*(4*25)=38*100=3 800.
  2. 125*79*8=(125*8)*79=100*79=7 900.
  3. 25*96*4=25*4*96=100*96=9600.
  4. 306*8*125=306*(8*125)=306*1000=306 000.
  5. 50*786*2=786*(50*2)=786*100=78 600.

2.Тренировочные упражнения по учебнику.

а) стр.69,№415

50*(2*764)=(50*2)*764=100*764=46 400.

(111*2)*35=111*(2*35)=111*70=7 770.

125*(4*80)=(125*80)*4=10 000*4=40 000.

(402*125)*8=402*(125*8)=402*1000=402 000.

б)стр.69,№416.

483*2*5=483*10=4830.

4*5*333=20*333=6660.

25*86*4=25*4*86=100*86=8600.

250*3*40=250*40*3=10 000*3=30 000.

Решают примеры. работают в парах над поставленными задачами.

Проговаривают свойства умножения. На конкретных примерах учатся их применять.

Выполняют задание на умножение натуральных чисел и применяют рациональные способы вычислений.

Комментируют решения примеров.

10

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5.Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

 Давайте немного отдохнём.

Поднимает руки класс — это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к бокам  прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть –это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

1

6.Применение знаний и умений при решении текстовой задачи.

Показать разнообразие задач на применение рациональных способов вычислений в реальной ситуации.

Организация и контроль за процессом решения текстовой задачи.

Стр.69, №417. 

  • Прочитайте задачу.
  • О чем говорится в задаче?
  • Сколько ящиков с красками привезли в магазин?
  • Сколько коробок упаковано в каждом ящике?
  • Сколько тюбиков в каждой коробке?
  • Что требуется узнать в задаче?

  • Посмотрите на картинку, что можем узнать первым действием?
  • Сколько тюбиков в одном ящике?
  • Сколько коробок в пяти ящиках?

В зависимости от предложенных вариантов строится дальнейший разбор и решение задачи.

Решение:

1 способ:

  1. 144*12=1728(тюб)—столько тюбиков в одном ящике.
  2. 1728*5=8640(тюб)—привезли в магазин.

2 способ:

  1. 144*5=720(кор)—столько коробок в пяти ящиках.
  2. 12*720=8640(тюб)—привезли в магазин.

Ответ: 8640 тюбиков.

Решают задачу №417,  работают в парах над текстовой задачей.

  Обсуждают подходы для решения задачи. Выполняют краткую запись по условию задачи , отвечают на поставленные вопросы

Комментируют действия для решения задачи.

Учащиеся предлагают несколько вариантов первого действия к задаче.

10

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Каждому на парту дается тест.

Дополнительное задание:   №420 и 422 (а,б)

Учащиеся анализируют свою работу, выражают в слух свои затруднения и обсуждают правильность решения примеров и задач.

8

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

8.Рефлексия.

Дать количественную оценку работы учащихся.

Подводят итоги работы пар и класса в целом. Организуют обсуждение:

  • Какова была тема урока?
  • Какую задачу ставили?
  • Каким способом решали поставленную задачу?

Если вы считаете, что поняли тему урока то приклейте зелёный листочек.

Если вы считаете, что недостаточно поняли тему, то приклейте желтый листочек.

Если вы считаете, что не поняли тему урока то приклейте красный листочек.

Учащиеся подводят итоги своей работы:

  • Я сегодня понял…
  • Я сегодня научился…
  • Мне понравилось…,
  • Мне не понравилось.
  • Я не понял…

2

Регулятивные:

оценивание собственной деятельности на уроке.

8. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Стр. 72, № 454, стр. 73 № 455(д—з).

Учащиеся записывают в дневники задание

3


Упражнения для устного счета

  1. 48*2*5=480;
  2. 25*63*4=6 300;
  3. 0*32=32;
  4. 73*1=73;
  5. 100*61=6 100;
  6. 78*0=0;
  7. 8*8*125=800;
  8. 4*12*25=1 200
  9. 32*2*25=160;
  10. 1*812=812.

Тренировочные упражнения

  1. 38*4*25=
  2. 125*79*8=
  3. 25*96*4=
  4. 306*8*125=
  5. 50*786*2=

№417

Карточка самооценивания.

Ф.И._____________________________________

№ задания

Задание

Оценка

1

Устный счёт

2

Тренировочные упражнения

3

№415

4

№416

5

№417

6

Итог (ваша оценка за урок)

Упражнения для устного счета

  1. 48*2*5=480;
  2. 25*63*4=6 300;
  3. 0*32=32;
  4. 73*1=73;
  5. 100*61=6 100;
  6. 78*0=0;
  7. 8*8*125=800;
  8. 4*12*25=1 200
  9. 32*2*25=160;
  10. 1*812=812.

Тренировочные упражнения

  1. 38*4*25=
  2. 125*79*8=
  3. 25*96*4=
  4. 306*8*125=
  5. 50*786*2=

№417

Карточка самооценивания.

Ф.И._____________________________________

№ задания

Задание

Оценка

1

Устный счёт

2

Тренировочные упражнения

3

№415

4

№416

5

№417

6

Итог (ваша оценка за урок)

Тест. Умножение. Законы умножения  

Тест. Умножение. Законы умножения  

ВАРИАНТ 1

 

  1. Равенство а · (b · с) = (а · b) · с является ...

А. Переместительным законом умножения.

Б. Сочетательным законом умножения.

В. Другим свойством умножения.

  1. Равенство 0 • 34 = 0 в общем виде записывается ...

А. 0 · а = 0.

Б. 0 · а = а.

 В. 34а = 34.

3. Множителями в произведении 5· k · (т + а) являются ...

        А. m, а.

        Б. 5, k.

        В. 5, k, (т + а).

4. Произведение + п - 2) · 3 в виде суммы представляется ...

А. 3 + 3 + 3.  

Б. т + п - 2 + 3.

В. + п - 2) + + п - 2) + + п - 2).

5. Произведение 4 · 222 ·  5 равно ...

        А.8885.

        Б.4445.

        В.4440.

6. Один ящик фруктов весит а кг. Сколько весят 15 ящиков?

        А. а + 15.

        Б. 15а.

        В. 15 - а.

7. Первый множитель 15 и он в 2 раза меньше второго. Найдите их произведение.

        А. 30.         Б. 450.         В. 45.

8. Если первый множитель увеличить в 100 раз, а второй оставить неизменным, то их произведение ...

А. Не изменится.

Б. Увеличится в 100 раз.

         В. Уменьшится в 100 раз.

ВАРИАНТ 2

  1. Равенство а · b = b ·  а является ...

А. Переместительным законом умножения.

Б. Сочетательным законом умножения.

В. Другим свойством умножения.

2. Равенство 94 · 1 = 94 в общем виде записывается ...

А. 94а  = 94.        

Б. а · 1 = а.         

В. а · 1 = 1. 

3. Множителями в произведении b · (х + у) · 7 являются

А. b, (х + у), 7.

Б. b, (х + у).  

В. b, 7.

4. Произведение - 2 + b) 4 в виде суммы представляется  

А. (а - 2 + b) + (а - 2 + b) + (а - 2 + b) + (а - 2 + b).

Б. а - 2 + b + 4.   

В. 4 + 4 + 4 + 4.

5. Произведение 4 · 333 · 5 равно ...

А.6665.

Б. 12 225.

В.6660.

6. Сколько стоят 4 кг конфет, если 1 кг стоит  x р.?

А. 4 - x.

Б. 4 + x.

В. 4x.

7. Второй множитель 10 и он в 3 раза меньше первого. Найдите их произведение.

        А.30.         Б.40.         В.300.

8. Если второй множитель увеличить в 200 раз, а первый оставить неизменным, то их произведение ...

А. Увеличится в 200 раз.

Б. Уменьшится в 200 раз.

B.  Не изменится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение натуральных чисел и его свойства" ФГОС

Технологическая карта урока по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства" разработана  с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Технологическая карта урока математики 5 класс  "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Дроби и деление натуральных чисел."

Математика 5 класс. Технологическая карта урока. по теме "Дроби и деление натуральных чисел"...

Технологическая карта урока математики 7 класс " Степень с натуральным показателем."

Технологическая карта урока математики 7 класс " Степень с натуральным показателем"...

Технологическая карта урока по теме : "Умножение и деление натуральных чисел". 5 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ   .Урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел. Решение уравнений»Автор технологической картыУчастникиМесто и дата проведенияПортно...

Технологическая карта урока 5 кл. Сложение и вычитание натуральных чисел столбиком.

Актуализация навыка учащихся о действии умножения, полученные в начальной школе, работа с текстовыми задачами....