Виды треугольников. Урок математики в 5 классе.
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Рулькевич Галина Ивановна

Тема урока: Треугольник и его виды.

Тип урока: урок изучения нового материала (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий).

Цели: Предметные: научить классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон. Личностные: вызывать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения. Метапредметные: формировать умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, представлять информацию в виде схемы.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся классифицировать треугольники по видам их углов и количеству равных сторон и изображать треугольник.

Основные понятия: Треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник​, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник​, ​ равносторонний треугольник, разносторонний треугольник​, периметр треугольника.​

УМК урока:  Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет — математика. Класс: 5

Тема урока: Треугольник и его виды.

Тип урока: урок изучения нового материала (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий).

Цели: Предметные: научить классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон. Личностные: вызывать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения. Метапредметные: формировать умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, представлять информацию в виде схемы.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся классифицировать треугольники по видам их углов и количеству равных сторон и изображать треугольник.

Основные понятия: Треугольник, остроугольный  треугольник, прямоугольный  треугольник​, тупоугольный  треугольник, равнобедренный  треугольник​, ​ равносторонний  треугольник, разносторонний треугольник​, периметр треугольника.​

УМК урока:  Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М.: Вентана-Граф, 2014.

Оформление доски:

1.заготовки для схем (приложение 1).

2. с обратной стороны доски — таблица (приложение 2)

Оборудование:                                                                                                                      1.Вырезанные из цветной бумаги треугольники разных видов, размеров(приложение 3)

2. Таблички для заполнения схем (приложение 4)

3. Магниты

Методы и формы организации обучения: работа в группах, практическая работа,  фронтальная работа, индивидуальная работа,  выполнение тренировочных упражнений

Ход урока:                                                                                                                                       I. Мотивация к учебной деятельности.                                                                                                   - Организационный этап. Цель: проверка готовности, оформление тетрадей, эмоциональный настрой.                                                                                                                                       - Актуализация знаний.  Устная работа

1.Определить вид угла, изображенного на рисунке (слайд  ) (определяют вид угла, повторяют определения острого, прямого и тупого углов).

 2. Какая фигура изображена на рисунке? (слайд   ). Назовите и покажите элементы этого многоугольника . (повторяют определение многоугольника и его элементов)

- Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Начертите в тетрадях многоугольник с наименьшим числом сторон. Какая фигура у вас получилась? (треугольник)

Именно с этой фигурой будем сегодня работать. Давайте определим вместе тему и цель урока. (Тема — треугольник и его виды. (слайд). Цель — узнать что-то новое об этой         фигуре.

II.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причин затруднения.

Сначала послушайте, какая удивительная история произошла совсем недавно. В некотором Царстве, в Геометрическом государстве жили-были Треугольники (слайд). Жили они счастливо в своих домиках, и вот однажды вышли все вместе на прогулку, где долго отдыхали и веселились. Но вдруг налетел сильный ветер и унес треугольники далеко-далеко от своих домиков (учитель высыпает на стол  вырезанные из цветной бумаги треугольники разных видов — такие, которые представлены на слайде (Приложение 3). И вот теперь они не знают,  где кто из них живет, ведь их очень много и все они такие разные.  Давайте поможем им, ребята, вернуться домой. Но для этого нужно знать, кто из них где живет и как  расселить? Как вы думаете, как это можно сделать?

Ответы учеников: Можно расселить по цвету.  

Учитель: Да, действительно, здесь вы видите треугольники нескольких цветов. Но разве цвет является признаком геометрических фигур? (Нет!) Значит, такой вариант нам не подходит. Как еще можно попробовать? (По размеру, потому, что здесь есть большие и маленькие треугольники). Действительно, здесь представлены треугольники разных размеров, но существует ли граница между большими и маленькими величинами?  Выходит, мы с вами пока не смогли помочь треугольникам? Почему? Не знаем, по каким признакам их можно  классифицировать)

III. Построение проекта выхода из затруднения.   

Итак, наша задача — выяснить, по каким видам  можно различать треугольники. Об этом мы узнаем, изучив материал учебника.

Работа в группах с текстом учебника.

1-я группа — как различают треугольники по виду углов (стр 89, 90)

2-я группа — как различают треугольники по количеству равных сторон (стр 90, 91)

 Каждая группа должна изучить материал учебника и подготовиться к выступлению — дать определения изучаемых треугольников, сделать на доске соответствующие рисунки, выбрать необходимые таблички (Приложение 4) и заполнить схемы (Приложение 1). (обязанности в группе распределяют самостоятельно)

IV. Реализация построенного проекта и первичная проверка понимания

1. Выступления от  групп, заполнение схем. Для каждого вида найти по одному треугольнику из тех, которые «потерялись»  и продемонстрировать классу.                                  2. Фронтальная работа. Делаем вывод. Любому треугольнику можно присвоить два названия (по одному согласно каждой из этих классификаций).

3. Проблема. Давайте вернемся к нашим потерявшемся треугольникам. Мы ведь хотели найти их домики. (учитель берет в руки любой из треугольников на столе, например, равнобедренный тупоугольный). И так, где же он должен жить? Среди тупоугольных? Или, согласно второй классификации, там, где живут равнобедренные? А давайте попробуем построить такие домики,  чтобы одновременно учесть оба названия. Для  этого работаем с таблицей на обратной стороне доски (Приложение 4).  «Место жительства»  треугольника, который был в руках у учителя, определяем вместе, еще раз повторяем его признаки, прикрепляем его в соответствующую ячейку.                                                                                 V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи                                        1. Работа в парах. Остальные треугольники раздаются на парты, дети определяют его вид согласно изученных классификаций.. Отчитываются у доски и «заселяют» каждый треугольник в соответствующую ячейку таблицы..

2. Фронтальная работа. После заполнения таблицы обращаем внимание, что остались пустые домики (равносторонний прямоугольный и равносторонний тупоугольный) — таких треугольников не существует.

3. №343 из учебника (выполняется индивидуально)                                                                    VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Итоги урока  Назовите тему урока. Расскажите, что нового вы узнали на уроке, чему научились. Вопросы 1- 6 (стр   учебника)

2. Рефлексия учебной деятельности на уроке, построенная по принципу незаконченного предложения. Предложения вывешены на обратной стороне доски, ученики  по очереди продолжают на выбор одно — два из них):

1.Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило
14. Мне захотелось…
15. Урок дал мне для жизни…                                                                                                            16. Моя оценка за урок ...

3. Информация о домашнем задании. § 14(до примеров), вопросы 1-6, Заполнить изображениями треугольников таблицу (Приложение 4).

Литература:

1.  А. Г. Мерзляк. Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М.: Вентана-Граф, 2014.

2.  А. Г. Мерзляк. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М.: Вентана-Граф, 2014.

3.  А. Г. Мерзляк. Рабочая тетрадь по математике для 5 класса / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М.: Вентана-Граф, 2015.

4.  А. Г. Мерзляк. Математика. Методическое пособие. 5 класс. / Е.В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М.: Вентана-Граф, 2014.

осваиваем алгоритмы

Анализируем и рассуждаем

                                       



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока

Треугольник и его виды

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научить классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.

Формировать умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, представлять информацию в виде схемы.

Вызывать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения

Планируемые  результаты

Учащиеся научатся классифицировать треугольники по видам их углов и количеству равных сторон и изображать треугольник.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Треугольник, остроугольный  треугольник, прямоугольный  треугольник​, тупоугольный  треугольник, равнобедренный  треугольник​, ​ равносторонний  треугольник, разносторонний треугольник​, периметр треугольника.​

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цели: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

 Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Проговаривают тему урока и называют шаги учебной деятельности

Знать определение  угла и его видов (острого, прямого и тупого);   определение многоугольника и его элементов

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: Структурирование знаний. Анализ объектов.                                                              Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причин затруднения. Цели: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуального затруднения,  выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Выполняют пробное учебное действие. Озвучивают причину затруднения. Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Знать признаки, по которым можно классифицировать треугольники.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей учебной системе знаний (отличать существенные признаки от несущественных,  новое от уже известного; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.                                                Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: уточнить цель учебной деятельности; организовать составление плана действий; определить средства достижения цель

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Знать признаки, по которым можно классифицировать треугольники.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.                                              Познавательные: уметь структурировать знания, использовать знако-символические средства. Личностные: осознавать ответственность за общее дело.

IV. Реализация построенного проекта и первичная проверка понимания

Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать устранение затруднения

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи, изображениях  и знаках

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.  Фиксируют новое знание в речи и знаках. Выступают с сообщениями, заполняют схемы.

Знать определение прямоугольного, остроугольного, тупоугольного, равнобедренного, равностороннего и разностороннего треугольников, уметь чертить треугольник по заданным признакам.

Познавательные: Смысловое чтение. Выделение главной информации, уметь добывать новые знания (используя текст учебника, рисунки) представлять информацию в виде схемы.                                           Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.                                             Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке

V. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение новых знаний  с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками новых понятий, (их систематизацию) с проговариванием во внешней речи

Выполняют задания на местах и у доски в парах и индивидуально (фронтально). Проговаривают алгоритм  

Уметь  классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.

Познавательные: Обобщать и систематизировать знания, преобразовывать информацию (заполнение таблицы) Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.  Коммуникативные: уметь распределять роли в совместном учебном действии, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Личностные: проявлять интерес к способам решения поставленной задачи.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексия, самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали нового, чему научились. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение 1

Схема 1                                                                                 Схема 2                                                      

               

Приложение 2

Виды

треугольника

В зависимости от количества равных сторон

Равносторонний

Равнобедренный, но не равносторонний

Разносторонний

В зависимости

от вида

углов

Остро-

угольный

Прямо-

угольный

Тупо-

угольный

Приложение 3

Приложение 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Назовите углы, изображенные на рисунке и определите вид каждого угла .

Слайд 2

Какая фигура изображена на рисунке? Покажите и назовите все ее элементы.

Слайд 3

Тема урока: Треугольник и его виды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.

Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....

Урок математики 7 класс "Сумма углов треугольника"

Тип урока: введение и  первичное закрепление новых знаний.Цель  урока: используя ранее изученный материал доказать теоремы о сумме углов треугольника, свойстве внешнего угла, ввести новые по...

Урок математики 7 класс "Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника"

С помощью данного урока можно проверить теоретический материал и посмотреть как ребята могут применить теорию на практике....

Сумма углов треугольника - конспект урока математики 5 класс

Конспект урока математики 5 класса к учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, Математика,5; М: Мнемозина...

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

урок математики 5 класс "Треугольник и его виды"

Цель урока: создание условий для формирования понятия треугольник, видов треугольника, свойства углов треугольника....