Инновационные образовательные технологии в обучении математики
статья по теме

Филатова Юлия Александровна

Инновационные образовательные технологии в обучении математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filatova.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии

в обучении математики

Филатова Юлия Александровна

преподаватель

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

В условиях глобализации, повсеместного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности, рынок профессионального труда требует от выпускников средних профессиональных учебных заведений глубоких и осмысленных знаний математики. Традиционные методы преподавания математики не позволяют максимально эффективно и качественно обеспечить студентов всем набором необходимых математических знаний, умений и навыков. Решением указанной проблемы может служить использование инновационных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий. Современный этап развития образования характеризуется качественными изменениями его содержания, структуры, внедрением в образовательный процесс новых педагогических технологий. При этом важная роль в реформировании образования отводится развивающемуся процессу информатизации, который позволяет широко использовать информационные технологии.

Под образовательной инновационной технологией понимается системный метод создания, применения и детерминирования учебного процесса, а также усвоения знаний с учётом взаимодействия технических, технологических, материальных, организационных, человеческих и прочих ресурсов. Другими словами, инновационная образовательная технология представляет собой комплекс из таких взаимосвязанных составляющих, как:

1) современные методы и методология обучения – интерактивные и активные способы формирования компетенций, базирующиеся на взаимодействии преподавателя и активном вовлечении в учебный процесс студентов;

2) актуальный контент – необходимое и отвечающее современным реалиям содержание учебного материала, предполагающее не только освоение предметных знаний, но и развитие профессиональных компетенций;

3) высокоразвитая инфраструктура обучения – информационная, техническая, технологическая, организационная и коммуникационная составляющая учебного процесса, позволяющая использовать преимущества форм обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Эксперты в области инновационных образовательных технологий выделяют целый ряд появившихся за последнее время инновационных технологий обучения математики – личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении, информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса, управление качеством образования студента. Современное качественное образование уже немыслимо без свободного владения информационно-коммуникационных технологий. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Применение информационных технологий помогает повысить уровень преподавания, обеспечивает контроль, наглядность, несет большой объем информации, является стимулом в обучении. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении математики способствует повышению уровня преподавания курса, позволяет обеспечить оперативный мониторинг и контроль за успеваемостью студентов, предоставляет доступ к базам данных математических знаний, ранее хранившихся только в специализированных библиотеках.

Применение информационных технологий способствует развитию новых педагогических методов и приемов, смягчает переход от традиционных к интерактивным способам обучения, а также содействует расширению диверсификации решаемых математических задач. Специалисты в области инновационных образовательных технологий утверждают, что внедрение новых компьютерных технологий в образовательный процесс, позволяет повысить эффективность обучения, в среднем на 30 %.

Основными инструментами преподавания математики с использованием информационно-коммуникационных технологий являются мультимедийные презентации, содержащие текст учебного материала, формулы, графики, диаграммы, анимация, видео и звуковые эффекты, программы тренажёры. Данные составляющие инновационные образовательные технологии позволяют рационально организовать процесс учебного занятия, повысить наглядность и насыщенность лекционного материала, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Кроме того, сам процесс обучения становиться интерактивным, творческим и ориентированным на студента.

Ценностью мультимедийных презентаций, а также программ тренажёров, обучающих и контролирующих компьютерных программ, является эффективная демонстрация чертежей, схем, рисунков, оптимизация и экономия учебного времени, а также лучшее запоминание и усвоение студентами учебно-практического материала.

В свою очередь, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, даёт преимущества не только студентам, но и преподавателям. Благодаря развитию информационных технологий, преподаватель может воплощать в жизнь самые новые педагогические идеи, делиться ими с коллегами, а также получать на них соответствующие рецензии и отзывы. Кроме того, возможным становиться выбор образовательной траектории, исследовательских тем, системы тренировочных заданий и задач, методы контроля обучающихся и многое другое.

В целях совершенствования педагогического процесса, увеличения процента усвояемости лекционного и практического материала, а также повышения качества преподавания математики студентам учебных заведений предлагается использование следующих инновационных образовательных технологий:

  • уровневая дифференциация

Технология уровневой дифференциации способствует более глубокому и качественному усвоению новых знаний, развитию индивидуальных способностей студентов, формированию навыка самостоятельного обучения, а также развития креативного и творческого мышления студентов. Задания с различными уровнями сложности упрощают процесс организации учебного занятия, создают условия для дальнейшего продвижения студентов, в соответствии с их способностями и усвоенными знаниями, повышают мотивацию студентов к получению новых знаний. В результате использования данного метода, отстающие студенты приближаются к результатам успевающих студентов, ввиду наличия мотивации продвижения к более высокому уровню сложности решаемых задач.

  • личностно-ориентированная технология обучения

Личностно-ориентированная технология обучения оказывает содействие преподавателю в создании интерактивной атмосферы на занятии, а также  создаёт условия для выявления, формирования и дальнейшего развития индивидуальных способностей у студентов.

  • проблемно-поисковый способ обучения

Суть данного метода заключается в создании проблемных ситуаций, а также активизации познавательной деятельности студентов, направленных на поиск и решение сложных концептуальных вопросов и примеров, требующих актуализации полученных знаний. Ситуационные задачи создаются с помощью наводящих вопросов, подчёркивающих важность и значение объекта познания. Использование проблемно – поискового способа обучения способствует развитию самостоятельных навыков у студентов, а также максимальной актуализации полученных знаний.

  • исследовательские методы

Исследовательские методы предоставляют студентам возможность самостоятельно увеличивать багаж математических знаний, качественно проводить диагностику рассматриваемых проблемных ситуаций, предполагать собственные пути решения, а также определять индивидуальный вектор развития каждого студента.

  • игровые технологии

Использование игровых моментов, а также включение в практическое занятие ситуационных задач, с элементами игры, делает процесс обучения более непринуждённым и захватывающим, способствует формированию положительного отношения студентов к предмету, а также повышает усвояемость лекционного и практического материала.

Таким образом, использование в процессе преподавания математики данных инновационных образовательных технологий, способствует в построении эффективного моста между преподавателем и студентами, а также поможет в развитии индивидуальных и самостоятельных навыков студентов. Применение новых информационных технологий в преподавании математики предполагает обеспечение студентов методическими и учебными материалами нового типа – компьютерными учебниками и компьютеризированными учебниками, и задачниками.

Список литературы:

  1. Апатова Н.В. Информатизация и инновационное развитие. // Экономика и управление, 2007, № 4-5, – С. 74–79.
  2. Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm.
  3. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов. Под ред. А.В.Хуторского. М., 2006.
  4. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. «Учитель», Волгоград, 2009. 248 с.
  5. Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его измерения. М., Баллас, 2006.
  6. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М., Gaudeamus, 2007.
  7. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: разработка и использование / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  9. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения. Методический лекторий, Москва, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...

Роль современных образовательных технологий при обучении математике

Описание основных методических приемов на уроках математики...

план самообразование учителя математики "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС»

Тема ориентирована на ФГОС второго поколения. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Совершенствование качества обучения и воспитания...

Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО

    В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических ...

Применение инновационных образовательных технологий в обучении математике

Статья посвящена применению инновационных образовательных технологий в обучении математике, где описываются  элементы инновационных технологий: технология обучения, технология группового обучения...

Программа самообразования по теме: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения»

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования, поэтому самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности. Совершенствование качества обучени...

Публикация на тему "Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики"

Публикация на тему "Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики" в сботника материалов научно-практической ...