"Думай голова - картуз куплю"
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) на тему
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в среднем звене. Но это не происходит само собой. Нужно уважение и даже восхищение успехами ученика со стороны окружающих его людей: одноклассников, родителей, учителей. Эту цель помогает осуществить предложенный математический турнир для 8-9 классов. Желательно провести его в конце учебного года, когда учебная программа по алгебре и геометрии в основном пройдена. Девятиклассники накануне экзамена повторяют изученное, а восьмиклассники закрепляют пройденное. Таким образом интересы всех участников соблюдены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Турнир по математике для 8-9 классов | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
г. ПЕЧОРА
Математический турнир для 8-9 классов.
« Думай голова- картуз куплю»
Автор учитель математики
Тырина Татьяна Сергеевна.
2015-2016 уч. г.
Пояснительная записка.
Актуальность данной методической разработки не вызывает сомнений. Современный этап в развитии школьного математического образования характеризуется двумя важными факторами: принятием нового стандарта математического образования; переходом старшей школы на профильное обучение. Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в среднем звене. Но это не происходит само собой. Для того , чтобы ученик всерьез начал заниматься математикой необходимо уважение и даже восхищение его успехами со стороны окружающих его людей: сверстников, родителей, учителей. Эту цель помогает осуществить предложенный математический турнир для 8-9 классов. Желательно провести его в конце учебного года, когда учебная программа по алгебре и геометрии в основном пройдена. Девятиклассники накануне экзамена повторяют изученное; восьмиклассники закрепляют пройденное. Таким образом интересы всех участников соблюдены.
Классы заранее оповещаются о предстоящей встрече. Сообщаются основные правила турнира. Турнир состоит из « Разминки» и трех раундов. В разминке участвуют 12 человек, по 6 человек от каждого класса. В « Первый раунд» выходят 8 человек, по 4 человека от каждого класса. Во « Второй раунд»- полуфинал выходят 4 лучших игрока (независимо от того девятиклассник он или восьмиклассник). В « Третий раунд» -финал выходят 2 лучших игрока. Жюри состоит из одного человека (например, десятиклассника) т. к. функция жюри здесь сведена к минимуму, а именно: подсчет верных ответов в «Первом раунде» и во «Втором Раунде». Лучше, если турнир ведет учитель математики, т.к. он знает верные ответы на все вопросы и быстро реагирует на неправильный ответ. Тщательно следует подойти к составлению вопросов, т. к. учащиеся из разных параллелей.
Удобно провести турнир во внеурочное время. Продолжительность встречи 45 минут. Место проведения- кабинет математики.
План турнира.
- Организационный момент, вступительное слово ведущего. ( 5 мин.)
- « Разминка» ( 10 мин.)
- «Первый раунд» ( 10 мин.)
- Установление очередности во «Втором раунде» (2 мин)
- « Второй раунд»-полуфинал (8 мин.)
- « Третий раунд»- финал ( 8 мин.)
- Подведение итогов. Объявление победителя (2 мин.)
Цель турнира.
Способствовать проявлению индивидуальных особенностей учащихся, активизировать их познавательную деятельность.
Задачи турнира.
В обучении: в увлекательной форме углубить знания учащихся по математике.
В развитии: развивать находчивость смекалку, быстроту реакции.
Развивать интуицию, эрудицию; расширить кругозор учащихся, пробудить интерес к математике.
В воспитании: воспитывать культуру общения, культуру математического мышления.
Форма проведения мероприятия : турнир.
Оборудование: Жетоны, песочные часы( 1 мин.), таблички с номерами от 1 до 4 ( 8 наборов) мультимедиапроектор , экран, компьютер, карточки с вычислительными примерами для установки очередности во «Втором раунде», конверты с вопросами для игры в финале, приз победителю- бейсболка.
Оформление: плакат « Думай голова-картуз куплю» ( народная поговорка).
Ход турнира.
Ведущий: Весна- время подводить итоги учебного года. Эта встреча будет полезна всем. 9 класс накануне экзаменов, 8 класс без 5-ти минут старшеклассники. Наш турнир мы посвящаем традиционному празднику «За честь школы». Сегодня мы попытаемся определить: кто из наших старшеклассников самый продвинутый в вопросах математики ,т. е. это игра на личное первенство. В «Разминке» участвуют по 6 человек от класса. Они встают в 2 шеренги лицом друг к другу. Вопросы будут заданы поочередно: 8 классу, затем 9 классу. За верный ответ выдается жетон. После окончания « Разминки» на «Первый раунд» приглашаются по 4 человека из каждого класса, набравших наибольшее количество жетонов.
Итак «Разминка»!
1.Какой раздел математики изучает действия с числами? ( Арифметика)
2.Сколько прямых можно провести через две точки? ( Одну)
3.Результат какого действия называется суммой? ( Сложение)
4.Как называются на плоскости две непересекающиеся прямые? ( Параллельные)
5. Как называется график квадратичной функции? ( Парабола)
6. Как называются числа при умножении? ( Множители, произведение)
7. Какой раздел геометрии изучает свойства фигур на плоскости? ( Планиметрия)
8.Какие три одинаковых числа надо сложить, чтобы получить75?(25)
9. Назовите сторону прямоугольного треугольника, лежащую напротив прямого угла? ( Гипотенуза)
10. Произнеси формулу линейной функции. ( у= кх+в)
11. Величина угла в равностороннем треугольнике? ( 60 градусов)
12. Как называется множество, состоящее из нуля, натуральных чисел и чисел им противоположных? ( Множество целых чисел)
13. Какой угол образуют стрелки часов, когда они показывают 3 часа? ( Прямой)
14. Как называется равенство, которое верно при любых допустимых значениях, входящих в него переменных? ( Тождество)
15. Какая теорема связывает стороны прямоугольного треугольника? ( Пифагора)
16. Чему равен синус 30 градусов? (1/2)
17. Сколько вершин у параллелепипеда? ( Восемь)
18.Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике? (90 градусов)
19.Какой ученый установил связь между корнями квадратного уравнения? (Франсуа Виет)
20. 24 в квадрате? ( 576)
Ведущий: «Разминка» окончена! Выбираем 8 участников, набравших наибольшее количество жетонов ( 4 человека из 9-го класса и 4 человека из 8-го класса). Они играют в «Первом раунде». Каждый получит по 4 карточки с цифрами от 1 до 4-ех. Вам надо сесть на стулья друг за другом, лицом к экрану. На экране по одному будут появляться вопросы и 4 варианта ответов на каждый вопрос. Выбирает номер верного ответа и по команде поднимаете его. Жюри отметит верно ответивших. Итак, « Первый раунд» !
Вопросы «Первого раунда»
1) Как называется треугольный платок?
1.Треугольник. 2.Косынка. 3. Повязка. 4. Шаль. ( Косынка)
2) Говорят , что математика- царица всех наук, а царица математики-…
1. Арифметика. 2. Геометрия. 3. Алгебра. 4. Планиметрия. ( Арифметика)
3) Как называется знак корня?
1. Птичка. 2.Символ. 3.Корень. 4. Галочка. ( Корень)
4) Математик , именем которого названа теорема, выражающая связь между корнями квадратного уравнения?
1. Гаусс. 2. Пифагор. 3.Евклид. 4. Виет. ( Виет)
5) Какие цифры употребляются в десятичной системе?
1. Арабские. 2.Римские 3.Русские. 4. Индийские. ( Арабские)
6) Какой термин в геометрии переводится как « натянутая тетива»?
1.Гипотенуза. 2.Вектор. 3.Прямая. 4.Луч. ( Гипотенуза)
7) Кто ввел прямоугольную систему координат?
1.Гаусс. 2. Нобель.3. Декарт . 4. Брадис. ( Декарт)
8) Во сколько раз лестница на четвертый этаж длиннее лестницы на второй этаж?
1. в два раза. 2. В три раза. 3. В четыре раза.4. В полтора раза. ( В три раза)
9) Кто был автором первого учебника арифметики на Руси?
1. Магницкий. 2. Пифагор. 3. Евклид. 4. Федоров. (Магницкий)
10) Кто является первой женщиной – профессором математики в России?
1.Петровская. 2. Василевская. 3. Ковалевская. 4. Кюри. (Ковалевская)
11) Рассказывают, что царь Птоломей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала»? На что тот ответил: « В геометрии нет…»
1. Прямых дорог. 2.Коротких дорог. 3. Царских дорог. 4. Широких дорог.
( Царских дорог)
12) Единица массы драгоценных камней…
1. Грамм. 2.Карат. 3.Проба.4. Пуд. ( Карат)
Жюри объявляет победителей « Первого раунда». Их четверо. Они рассаживаются за отдельные столы , в центре класса.
Ведущий: Каждый из вас получает вычислительный пример. Ответ одного примера будет неизвестным числом для следующего. Примеры у всех одинаковые. Учитывается скорость и правильность полученных ответов. Решаем письменно. Ответы сдаем жюри. Так мы установим очередность отвечающих во «Втором раунде».
а) (0,6+0,9)∙(65,7-69,2)=?
б)2,125 +?=
в)?∙(-2)= … ( - 6, 25)
Ведущий: Очередность установлена. Вниманию участников! Вы выбираете одну из предложенных вам категорий и за одну минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Если не знаете ответ- надо говорить : «Дальше!».
« Второй раунд»!
Категория « Основы математики».
- Как называется результат вычитания? (Разность)
- Какое действие выполняется первым сложение или умножение? (Умножение)
- Как называются числа при вычитании? ( Уменьшаемое, вычитаемое)
- Как называются числа, используемые при счете предметов? ( Натуральные)
- Как найти неизвестный множитель? ( Произведение разделить на известный множитель)
- Что называется периметром многоугольника? ( Сумма длин всех сторон)
- Назовите число противоположное числу – 22. (22)
- Вычислите -7+11= (4)
- Как называется сотая часть числа? ( Процент)
- Наименьшее натуральное число… ( 1)
- Как найти площадь прямоугольника? ( Длину умножить на ширину)
- Чему равна сумма двух противоположных чисел? ( Нулю)
- Как называется первая координата точки? ( Абсцисса)
- Найдите четвертую часть от 120. ( 30 )
- Площадь квадрата 25 метров квадратных. Чему равен его периметр? ( 20 метров)
Категория « Геометрия»
- Сколько сторон у шестиугольника? ( Шесть)
- Как называется утверждение, требующее доказательства? ( Теорема)
- Чему равна сумма углов четырехугольника? ( 360⁰)
- Как называются стороны прямоугольного треугольника? Катеты и гипотенуза)
- Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности? ( Хорда)
- Как называется отрезок, соединяющий противоположные вершины прямоугольника? ( Диагональ)
- Сколько прямых можно провести через одну точку? ( Бесконечно много)
- Сумма острых углов прямоугольного треугольника. ( 90⁰)
- Сколько биссектрис в треугольнике?( Три)
- Как называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны? (Параллелограмм)
- Хорда, проходящая через центр? ( Диаметр)
- Верно ли ,что диагонали ромба перпендикулярны? ( Да)
- Чему равен косинус 60⁰? ( ½)
- Чему равен угол между касательной и радиусом, проведенным в точку касания? (90⁰)
- Как называется треугольник, у которого есть тупой угол? (Тупоугольный)
Категория « Алгебра»
- Как называется равенство, содержащее букву? ( Уравнение)
- Графиком линейной функции является … ? ( Прямая)
- Три в третьей степени…? ( 27)
- Чему равно произведение любого числа на ноль? ( Нулю)
- Какое число надо возвести в квадрат, чтобы получить -4? ( Нет такого числа)
- Числовой множитель в одночлене называется… ? ( Коэффициент)
- Найди корень квадратный из 16… ( 4)
- Графиком квадратичной функции является…? ( Парабола)
- Какие слагаемые называются подобными? ( Имеющие одинаковую буквенную часть)
- 17 в квадрате…? (289)
- Чему равно число «ПИ» ? (3,14…)
- Что больше 3 или квадратный корень из 11? ( Корень из 11)
- Назови число , обратное 2. ( ½)
- Синоним слова « сократить» в математике. (Разделить)
- Уравнение прямой, проходящей через начало координат? ( у= кх)
Категория « Общие знания»
1.Как называется треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний)
2. Произведение двух отрицательных чисел- какое число? (Положительное)
3.Команда « Кругом»-это поворот на сколько градусов? ( На 180⁰)
4. Единица скорости на море? ( Узел)
5.Как расположены касательная и радиус, проведенный в точку касания? ( Перпендикулярно)
6.Наибольшее целое отрицательное число? (- 1)
7.Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны…? ( Медиана)
8. Как найти неизвестное слагаемое? ( Из суммы вычесть известное слагаемое)
9. Как называется вторая координата точки? ( Ордината)
10. Формула длины окружности…? ( С= 2 πR )
11. Как называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны? ( Трапеция)
12. Закончи формулу … ( а-в) ( а+в)
13. Свойство диагоналей прямоугольника…? ( …равны и в точке пересечения делятся пополам)
14. Что такое ? ( Площадь круга)
15. Чему равен катет, лежащий напротив угла 30⁰ ( Половине гипотенузы)
Ведущий: В «Финал» выходят два человека.( Жюри объявляет их имена) Детская считалка поможет определить : кто будет отвечать первым. « Я сидел читал газету, кто-то выпустил ракету, а в ракете русский парень , звать его майор Гагарин ! » Вопросы «Финала» по категориям находятся в конвертах. Ответ на «свой» вопрос- 2 балла, ответ на «чужой» вопрос- 3 балла.
Вопросы «Финала» по категориям.
Категория «Геометрия»
- Чему равна площадь трапеции? (Произведению полусуммы оснований на высоту)
- Какой треугольник называется «египетским»? ( Со сторонами 3,4,5,)
- Один из углов параллелограмма 60⁰. Найдите другие три угла. (60⁰,120⁰,120⁰)
- Какую теорему надо использовать, чтобы разделить отрезок на n равных частей? ( Теорему Фалеса)
Категория « Алгебра»
1.Вычислить = … ? (1)
2. Как выяснить когда и сколько корней имеет квадратное уравнение?
(Д>0, то 2 корня; Д=0, то один корень; Д<0, то нет корней)
3. Чему равно произведение и сумма корней приведенного квадратного уравнения, используйте формулы Виета. ( Произведение равно свободному члену, сумма равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком)
4. Когда дробное выражение не имеет смысла? ( Когда знаменатель равен нулю)
Категория « Общие знания»
1.Как получить теорему, обратную данной? ( Условие и заключение поменять местами)
2. Какие числа называются взаимно- обратными? ( Произведение которых равно 1)
3. √3- это число принадлежит множеству каких чисел? ( Иррациональных)
4. В геометрии сначала формулируются аксиомы, а затем на их основе доказываются другие утверждения. Какой древнегреческий ученый впервые изложил такой подход в своих трудах? ( Евклид)
Подведение итогов: Всем участникам вручаются дипломы, победителю вручается приз- бейсболка, т. к. конкурс носит название « Думай голова- картуз куплю».
Список использованной литературы.
- Л.С. Атанасян и др. «Геометрия7-9 классы» учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе, 3-е изд.- М. Просвещение, 2014.
- КордемскийБ.А. «Увлечь школьников математикой»-М.: Просвещение, 1981
- НестеренкоЮ.В., ОлехникС.Н., ПотаповМ.К. «Лучшие задачи на смекалку. 1000 заданий»- М. АСТ-ПРЕСС, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Там, где думают одинаково - никто не думает слишком много..."
В данной статье, я раскрываю свой опыт работы на уроках истории, обществознания с помощью одной из интересных технолий - критическое мышление....
Шаблоны сочинений ГИА "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как думают"
25 вариантов...
Договор с розничной купли-продажи и его разновидности
Использование основных средств на МУП Благоустройство.доопрацюванню дипломної роботи. df1= d1 – 2,5 · mn = 44,818 – 2,5 · 1,5 = 41,068; Оформление окончательного варианта аттестационной работы. недост...
Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России».
Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России». К 105 – летию Государственной Думы в России....
"Школа - пространство становления человека, а не место купли-продажи образовательных услуг".
Интуиция творческого руководителя и педагога - залог успешности учеников в школе....
НАУЧИТЬ ДУМАТЬ — САМАЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ — САМАЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА УЧЕНИКА
Для учителя и для ученика....
«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»
Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...