уроки повторения в 10 классе "Тригонометрические функции и их свойства"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Трубичкина Любовь Сергеевна
Алгебра и начала анализа 10 класс УМК: А.Г. Мордкович Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы в 2 ч. Ч. 1. Учебник; А.Г. Мордкович Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы в 2 ч. Ч. 2. задачник; А.Г. Мордкович, П.В. Семенов Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Методическое пособие для учителя. Уровень обучения: базовый Тема урока: Повторение. Тригонометрические функции и их свойства Общее количество часов, отводимое на итоговое обобщающее повторение 12часов. На обобщение и повторение данной темы «Тригонометрические функции и их свойства» отводится 3 часа. Урок № 1 Цели: Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по изученной теме, провести контроль уровня усвоения материала; Развивающие: развитие математического мышления, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие умения обосновать свое решение, контролировать и оценивать результаты своих действий; Воспитательные: воспитание культуры общения, познавательной активности, чувства ответственности за выполненную работу, дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности. Задачи: • Обобщить представление о числовой окружности, о числовой окружности на координатной плоскости. • Отрабатывать умения находить значение синуса, косинуса на числовой окружности. • Отрабатывать навыки и умения построения графиков функций , . • Развивать творческие способности в построении графиков функций и , зная . В результате изучения данной темы: У учащихся формируются ключевые компетенции - способность самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем – умением мотивировано отказываться от образца, искать оригинальные решения Учащихся демонстрируют теоретические и практические знания по теме: умение построения графиков тригонометрических функций и описания их свойств. Умеют, развернуто обосновывать суждения. Могут критически оценить информацию адекватно поставленной цели. Учащиеся могут свободно пользоваться свойствами функций и строить графики сложных функций. Умеют передавать, информацию сжато, полно, выборочно. Умеют проводить самооценку собственных действий. Умеют самостоятельно выбрать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Оборудование и материалы для урока: мультипроектор, презентация для сопровождения урока, листы самоконтроля, карточки с текстом самостоятельной работы. Тип урока: урок-тренинг Ход урока. I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем имеющиеся знания по теме «Тригонометрические функции и их свойства». А всякое знание должно перейти в умение и навык. Проверим свои знания, умения и навыки, выясним пробелы и попытаемся их ликвидировать. Мы сегодня вспомним, как определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения. III. Актуализация опорных знаний. Работа по карточкам Вариант №1 Вариант №2 1. Постройте график функции ; 2. Укажите область значений данной функции; 3. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на интервале 1. Постройте график функции ; 2. Укажите промежутки возрастания и убывания функции; 3. Определите нули функции. Проверяем и сравниваем функции . Какие свойства тригонометрических функций вы использовали при решении заданий? 1 вариант: y=sinx, обратите внимание на слайд. Область определения Точки пересечения с осями координат Четность и нечетность Промежутки монотонности Экстремумы Периодичность Промежутки знакопостоянства Множество значений 2 вариант:y=cos x, внимание на слайд. Область определения Точки пересечения с осями координат Четность и нечетность Промежутки монотонности Экстремумы Периодичность Промежутки знакопостоянства Множество значений IV. Практикум по решению задач 1. В одной системе координат построить графики функций одной группы и описать их свойства: 1) , . 2) , . Обобщить преобразования графиков функций сдвигом по оси . В одной системе координат построить графики функций одной группы и описать их свойства: 1) , . 2) , . 2. Докажите, что число является периодом функции . 3. Докажите, что число является периодом функции . 4. Найдите наименьший положительный период функции 5. Найдите наименьший положительный период функции 6. Переведите из градусной меры в радианную и расположите в порядке возрастания: , , , . 7. Переведите из радианной меры в градусную и расположите в порядке убывания: , , . V. Итог урока VI. Повторить свойства тангенса и котангенса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгебра и начала анализа

            10 класс

        УМК: А.Г. Мордкович  Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы в 2 ч. Ч. 1. Учебник;

 А.Г. Мордкович  Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы в 2 ч. Ч. 2. задачник;

А.Г. Мордкович, П.В. Семенов Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Методическое пособие для учителя.

      Уровень обучения: базовый

     Тема урока:  Повторение. Тригонометрические функции и их свойства

      Общее количество часов, отводимое на итоговое обобщающее повторение 12часов. На обобщение и повторение  данной темы «Тригонометрические функции и их свойства» отводится  3 часа.

  Урок № 3

Цели:

          Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по изученной теме, провести контроль уровня усвоения материала;

         Развивающие: развитие математического мышления, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие умения обосновать свое решение, контролировать и оценивать результаты своих действий;

           Воспитательные: воспитание культуры общения, познавательной активности, чувства ответственности за выполненную работу, дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности.

 В результате изучения данной темы:

             У  учащихся  формируются  ключевые компетенции  - способность  самостоятельно  действовать в ситуации  неопределённости при решении  актуальных для  них  проблем – умением мотивировано отказываться от образца, искать оригинальные решения

              Учащихся демонстрируют теоретические и практические знания по теме: умение построения графиков тригонометрических функций и описания их свойств. Умеют, развернуто обосновывать суждения. Могут критически оценить информацию адекватно поставленной цели.

              Учащиеся могут свободно  пользоваться свойствами функций и строить  графики сложных функций. Умеют передавать,  информацию сжато, полно, выборочно. Умеют проводить самооценку собственных действий. Умеют самостоятельно выбрать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

          Оборудование и материалы для урока: мультипроектор, презентация для сопровождения урока, листы самоконтроля, карточки  с текстом самостоятельной работы.  

          Тип урока: урок-смотр знаний

                                                                    Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.  

                                                                                           Сильнее всех – владеющий собой.
                     Сенека

          Мы живем в реальном мире и для его познания нам необходимы знания. Но прежде, чем подняться на следующую ступеньку, нужно убедиться, что мы крепко стоим на ногах, имеем хорошие, прочные знания по изучаемой теме.

          Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем имеющиеся знания по   теме «Тригонометрические функции и их свойства».

А всякое знание должно перейти в умение и навык. Проверим свои знания, умения и навыки, выясним пробелы и попытаемся их ликвидировать.

  1. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный опрос.

Назовите тригонометрические функции, которые вы знаете?

А теперь повторим свойства известных нам тригонометрических функций.

 ( Обучающие называют свойства тригонометрических функций, каждый правильный ответ высвечивается на слайде. В результате обсуждения  появляется таблица.)                                                                          (Слайд 4-7 )

2. Устная работа по решению простейших задач на преобразование графиков тригонометрических функций.                                                         (Слайд 8-10 )

  1. Работа с листами самоконтроля. (Приложение 1,слайд 11)

На уроке вы будете выполнять различные задания, и постепенно будете заполнять лист самоконтроля учащегося. Подпишите лист самоконтроля  и познакомьтесь с его содержанием. Оцените насколько вы готовы к выполнению заданий и поставьте прогностическую оценку. И пока лист отложите.

  1. Графический диктант.
  1. Функция у=  определена при любом значении х.
  2. Функция у=tg x определена при любом значении х.
  3. Функция у=  – нечетная.
  4. Функция у= – четная.
  5. Областью значений функции у=  является множество всех действительных чисел.
  6. Функция у=tg x возрастает на множестве всех действительных чисел.
  7. Функция у=сtg x убывает на промежутке (0; ).
  8. График функция у=  пересекает ось Оу в точке (0;0).
  9. Косинус отрицательного угла положителен.
  10.  Синус отрицательного угла положителен.
  11.  Функция у=tg x имеет наименьший положительный период .
  12.  Функция у=  убывает на промежутке .
  13.  Функция у=сtg x имеет минимум, равный единице.
  14. График функции у= симметричен относительно начала координат.

Результатом выполнения диктанта на листках самоконтроля обучающихся станет такая запись.                                          

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

+

+

+

+

+

+

где знаками обозначено: + да,  нет. После окончания диктанта  обучающие обмениваются диктантом с соседом по парте для проверки. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, за неверный ответ и отсутствие ответа выставляется 0 баллов.                                                                       Слайд 12

  1. Самостоятельная работа по вариантам. (Приложение 2)

I  вариант.

  1. Укажите множество значений функции:

у= 4х.

  1. ;
  2. ;
  3. .
  1. Укажите область определения функции у=6+5
  1. Множество действительных чисел
  2. Множество действительных чисел, кроме чисел вида
  3. Множество действительных чисел, кроме чисел вида
  1. Определите знак числа  sin1 cos9 tg(-2)
  1. +
  2. невозможно определить
  1. Найдите координаты пересечения графика функции у=  с осью абсцисс

1) 

2)  

 

  1. нет точек пересечения
  1. Найдите наименьший положительный период функции

у=2+

  1. 2
  2. 4

II вариант.

  1. Укажите множество значений функции:

у=

  1. ;
  2. ;

  1. Укажите область определения функции у=2
  1. Множество действительных чисел
  2. Множество действительных чисел, кроме чисел вида
  3. Множество действительных чисел, кроме чисел вида
  1. Определите знак числа  sin( cos1 tg3
  1. +
  2. невозможно определить
  1. Найдите координаты пересечения графика функции у=  с осью абсцисс

1)  

2)   

                

              4)   нет точек пересечения

  1. Найдите наименьший положительный период функции

у=

  1. 2
  2. 4

Самопроверка.                                                                                     Слайд 13

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, за неверный ответ и отсутствие ответа выставляется 0 баллов.

  1. Работа в группах.                                                                  Слайд 14

Выполнение заданий повышенной сложности.

Напоминаю порядок работы в группах: 10 минут самостоятельно решаете задание, 5 минут обсуждаете решение заданий коллективно. Не забудьте поставить самооценку и определить свой уровень знаний. За безошибочное выполнение задания  выставляется 2 балла, решение с недочетами оценивается в 1 балл.

    I группа

Постройте график функции

а) у=

б) у= 3

    2) Найдите наименьший положительный  период функции:

       у(х)=

    II группа

  1. Постройте график функции

а) у=

б) у=

     2) Найдите наименьший положительный  период функции:

         у(х)=

Кто желает объяснить свое решение?                                                Слайд 15-17

Итог урока.

Подведем итог нашей работы. Подсчитайте баллы и согласно критериям поставьте итоговую оценку. Если вы довольны своими результатами, то под своей оценкой поставьте подпись. Проанализируйте свой уровень знаний. Если не все получилось, подумайте, над чем еще нужно поработать.

Задание на дом еще раз проанализировать что удалось, что не удалось, над чем надо еще поработать. К заданиям, в которых вы допустили ошибки, подберите аналогичные задания и решите их. Результаты вашей работы на уроке мне покажут ваши листы самоконтроля. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре "Графики функций и их свойства" с презентацией 10 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Графики функций и их свойства" с применением ИКТ. Формирование конструктивных навыков, эстетичности и аккуратности при выполнении графических работ чере...

Разработка урока по теме "Логарифмическая функция и её свойства"

Этот урок я проводила на втором курсе с целью проверки усвоения темы «Логарифмическая функция»  В начале урока детям даётся  устная работа, с целью логического мышления, далее учащиеся расск...

Презентация к уроку алгебры по теме "Функция квадратного корня, ее свойства и график" Урок 1. (8 класс)

Презентация  к уроку алгебры по теме "Функция квадратного корня, ее свойства и график" (8 класс)...

презентация урока по теме "Линейная функция и ее свойства" для 7 класса

цель урока: Формирование навыка построения и чтения графика линейной функции;Показать зависимость расположения графика функции  у = kx+b от числа k и b;Формирование умений составлять и решат...

Конспект урока с презентацией «Функции. Графики функции и их свойства» 10 класс

Конспект урока по теме  «Функции. Графики функции и их свойства» в 10 классе. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. К учебнику Алимова и др.Основная работа на уроке идет по презентации, т...

Методическая разработка дистанционного урока в 10 классе на тему "Функция y = cosx, свойства, график, периодичность, основной период. Применение свойств функции y = cosx."

Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Ознакомиться со свойствами функции y = cosx; ее графиком, периодичностью и основным периодом;Уметь применять свойства функции y = cosx при решении зада...

План-конспект открытого урока по теме: "Показательная функция и ее свойства"

Задачи урока:Образовательные: обеспечить усвоение каждым учащимся  знаний о показательной функции, её свойствах, использовании свойств при решении задач.Развивающие:  создать условия для раз...