Конспект урока математики в 8 классе по теме "Квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Завьялова Александра Николаевна

Материал представляет собой разработку обобщающего урока математики по теме "Квадратные уравнения" (программа А.Г. Мордкович). Кроме технологической карты урока, представлены листы оценки по теме в целом и по данному уроку. Предполагается использование презентации и раздаточного материала для индивидуальной и групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvadratnye_uravneniya._8_kl.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА МАТЕМАТИКИ В 8 КЛАССЕ

Тема: Квадратные уравнения

Тип урока:  обобщение изученного материала

Учитель: Завьялова А.Н.

Цели урока:

Обучающая:

обобщение и  систематизация знаний обучающихся по теме «Квадратные уравнения»

           Развивающие:

- развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;

- развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;

- развитие навыков  критериального оценивания

Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса к предмету;

- воспитание самостоятельности при решении учебных задач;

- воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

Форма урока: урок путешествие –восхождение к вершинам знаний

          Девиз  урока: «Силу уму придают упражнения, а не  покой».

                                                                Александр Поуп - английский поэт 18 века.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Вводно-мотивационный (3 мин.)

- Какую тему мы изучаем?

- Зачем мы изучаем квадратные уравнения?

- На следующем уроке вы пишете контрольную работу по теме «Квадратные уравнения». Значит, какова основная цель урока?

- На основе листа оценки достижений по теме сформулируйте задачи лично для себя.

- Сегодня мы совершим путешествие к вершинам знаний по теме «Квадратные и рациональные уравнения».

Маршрут путешествия таков:

Первая вершина- основа основ (отработка теоретической базы)

Вторая вершина-техника безопасности (устные упражнения)

Третья вершина –лучше гор могут быть только горы (отработка навыков решения уравнений и задач)

Четвертая вершина - сияющая вершина, или умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цели и задачи урока

Читают девиз урока, объясняют, как они его понимают.

2. Операционный

Итак, первая вершина-основа основ (отработка теоретической базы)

  1. Повторим теорию с помощью игры «Домино»

(3 мин.)

  1. Совершим небольшое путешествие в историю квадратных уравнений (3 мин.)
  2. Вспомним формулы, которые нужны для решения квадратных уравнений (3 мин.)
  3. Оценим степень успешности прохождения первой вершины, сделаем вывод  (1 мин.)

Вторая вершина-техника безопасности

(устные упражнения) – 5 минут

  1. Устно решите уравнения, предложенные на слайде

  1. Найдите количество  корней уравнения:

        

  1. Определите наибольший корень первого квадратного уравнения (задание из ОГЭ).
  2. Оцените степень успешности преодоления второй вершины, сделайте вывод для себя.

Третья вершина – лучше гор могут быть только горы (Самостоятельная работа по отработке навыков решения уравнений и задач). – 7 мин.

- На этом этапе вы можете реализовать поставленные в начале урока личные задачи.

1. Выберите задание, соответствующее одному из базовых критериев.

3. Выполните задание.

4. Проверьте себя по карточке –эталону (она такого же цвета), оцените степень успешности.

- Если позволяет время, можете выполнить ещё одно задание.

-Если что-то непонятно, обратитесь к учителю или соседу по парте.

Четвертая вершина - сияющая вершина, или умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт.

- На этом этапе урока вы тоже можете сделать выбор: попробовать свои силы в заданиях повышенного уровня сложности или потренироваться в нахождении корней квадратного уравнения с помощью теоремы Виета.

Вы можете работать самостоятельно или в паре, группе.

В группах играют в математическое домино (Приложение 1)

Смотрят слайды презентации

Выполняют задание на выбор формул из предложенных с избытком

Работают с листом самооценки на урок (Приложение 4)

В паре решают устно уравнения:

х2 – 3 х = 0

- х2  + 9 = 0

х2  + 25 = 0

(х  - 4) (х + 2,7) = 0

7 х2 = 0

Находят число корней уравнения, используя дискриминант.

Определяют наибольший корень первого уравнения.

Работают с листом самооценки

Самостоятельно решают выбранное задание (Приложение 3) , проверяют  и оценивают себя.

Решают задания, дифференцированные по уровню сложности индивидуально или в паре, тройке.

Проверяют и оценивают свою работу

3. Рефлексивно-оценочный

- Подведите итоги своей работы: подсчитайте общее количество баллов, определите свой уровень успешности на уроке, поставьте оценку.

- Вернитесь к листу оценки достижений по теме. Вспомните, какую задачу вы ставили себе на урок?

- Достигли ли вы её?

- По каким критериям вы могли бы добавить себе баллы после сегодняшнего урока?

 - Удалось ли продвинуться на более высокий уровень?

- Домашние задания я вам предлагаю на выбор, в зависимости от того, на какую оценку вы претендуете.

Работают с листом самооценки по уроку и с листом оценки достижений по  теме (Приложение 5)

Выбирают домашнее задание (Приложение 4)

Приложение 1

Игра «Домино»

Какое уравнение называется квадратным?

Квадратным уравнением называется уравнение вида

 ах2 +вх + с = 0, где а, в и с – числа, коэффициенты, а х - переменная

Что называют корнем квадратного уравнения?

Корнем квадратного уравнения называют значение переменной х, при котором ах2 +вх + с = 0

Сколько корней может иметь квадратное уравнение? Как это определить?

Если D >0 – 2 корня, D =0 – 1 корень,

 D < 0 – нет корней

Как найти дискриминант квадратного уравнения?

Дискриминант можно найти по формуле: D = в2 – 4ас

Какие виды квадратных уравнений существуют?

Полное, неполное, приведённое

Какое уравнение называют приведённым?

Приведённым называют квадратное уравнение, в котором старший коэффициент а= 1 (х2 + px + q = 0)


Приложение 2

Карточки для самостоятельной работы

Критерий 3.                                   Вариант 1

Реши уравнения:

А) х2 +8 х + 15 = 0              Б) х2  - 112 х  + 327 = 0            В) х2 +102 х + 392 = 0

 

Критерий 3.                                          Вариант 2

Реши уравнение:

 x2−5x−14=0

Найдите корни уравнения : x2+3x=18

Решите уравнение x2 −20=x 

Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите больший
из корней.

Критерий 5.                                     Вариант 1

Разложи на множители квадратный трёхчлен:

А) х2  - 11 х + 24 = 0              Б) - х2 +11 х - 28 = 0              В) 6 х2 + 5 х + 1 = 0

Критерий 5.                                     Вариант 2

Разложи на множители квадратный трёхчлен:

А) х2  + 7 х +12 = 0              Б) - х2 +5 х - 4 = 0              В) 3 х2 - 5 х - 2 = 0

Критерий 7.                                     Вариант 1

Сократи дробь:

                                                             

Критерий 7.                                     Вариант 2

Сократи дробь:

                                                             

Критерий 8.                                     Вариант 1

Из города M  в город  N , находящийся на расстоянии 120 км, выехали одновременно автобус и легковая машина, скорость которой на 20 км/ч больше скорости автобуса. Найдите скорости автобуса и легкового автомобиля, если автомобиль прибыл в город  N  на 1 час раньше.

Критерий 8.                                     Вариант 2

Из пунктов А и В, расстояние между которыми 19 км, одновременно навстречу друг другу вышли два туриста и встретились в 10 км от В. Турист, шедший из А, сделал в пути получасовую остановку. Найдите скорость туриста, шедшего из В, если известно, что он шёл со скоростью, на 1 км/ч меньшей, чем турист, шедший из А.

Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт!

Критерий 3*

Найди корни уравнения, пользуясь теоремой Виета, выпиши в ответ наименьший корень

А) х2  - 7 х +12 = 0             Б) х2  + 12 х +20 = 0              А) х2  +9 х  - 22 = 0

Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт!

Критерий 10*.                         Вариант 1                           

Отношение корней квадратного уравнения  х2+ 3 х + q = 0

равно 5. Найди корни уравнения и значение q.  

 Критерий 10*.                         Вариант 2                           

  Один из корней  квадратного уравнения х2 -  2 х + q = 0 на 5 больше другого.

 Найди корни уравнения и значение q.  

         

Приложение 3

Домашнее задание.

1 уровень

1. Реши уравнения: А) х2 +11 х + 28 = 0              Б) х2  - 116 х  + 660 = 0

  1. Сократи дробь:

                                                             

2 уровень

1. Реши уравнения: А) - х2 -11 х - 28 = 0              Б) х2  - 116 х  + 1600 = 0

2.Сократи дробь:

                                                             

  1. Реши задачу №27.12

3 уровень

1. Реши уравнения: А) - х2 -11 х - 28 = 0              Б) х2  - 116 х  + 1600 = 0

2.Сократи дробь:   

3.Реши задачу №27.13

4. Один из корней  квадратного уравнения х2 -  5 х + q = 0 на 3 меньше другого.

 Найди корни уравнения и значение q.  

Найди корни уравнения и значение q.  

Приложение 4

Лист самооценки по математике

_________________________________________

Тема : Квадратные уравнения (обобщающий урок)

Критерий*

3б. – знаю, понимаю, умею, решаю без ошибок

2б. – знаю, понимаю, умею, но в решении иногда допускаю ошибку

(не более 1)

1б. – знаю, умею, но в решении обычно допускаю ошибки

 (2 и более)

0 б. – не знаю, не понимаю, не умею

Знание теории и формул по теме «Квадратные уравнения»

Умение устно решать  простейшие квадратные уравнения

2 критерия – общие для всех, далее следуют индивидуально выбранные критерии

Приложение 5

Лист оценки индивидуальных достижений

________________________________________________

 по предмету «Математика» (8 класс)

Блок №7 «Квадратные уравнения»

Критерии

Образец задания

Макс. балл

Само-оценка

Оценка учителя

1. Знание формул корней квадратного уравнения, теоремы Виета

Напиши не менее 3 формул для нахождения корней квадратного уравнения

3

2. Умение определять количество корней квадратного уравнения через дискриминант

Определи число корней уравнения:

9 х2 + 12 х + 4 = 0

х2 – 2 х + 5 = 0

х2 – 8 х – 84 = 0

3

3. Умение решать квадратные уравнения

Реши уравнения:

3 х2  – 5 х  – 2 = 0

х2 +108 х + 891 = 0

х4 – 17 х2 + 16 = 0

3

4. Умение решать задачи с помощью квадратных уравнений

Одна сторона прямоугольника на 5 см больше другой, а его площадь равна 84 см2. Найдите стороны прямоугольника

3

5. Умение раскладывать квадратный трёхчлен на множители

Разложи на множители квадратный трёхчлен:

х2 + 9 х + 14

- х2 – 8 х + 9

3 х2 + 5 х – 2

3

6. Умение  сокращать дроби, содержащие квадратный трёхчлен

 № 29.20, 29.21

3

7. Умение решать рациональные уравнения

№26.3, 26.5, 26.11

3

8. Умение использовать рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

Реши задачу:  №27.5, 27.25, 27.27

3

9. Умение решать иррациональные уравнения

№30.1, 30.2, 30.7

3

Дополнительный критерий:

10. Умение выполнять задания повышенного уровня сложности, в том числе решать квадратные уравнения с параметрами

№ 25.39,25.46, 29.46

При каких значениях параметра р уравнение х2 – рх + р = 0  имеет один корень?

Отношение корней квадратного уравнения х2+ 3 х + q = 0

равно 4. Найди корни уравнения и значение q.

3

3

Подведение итогов:

27 – 30 б. (90 –100%) – высокий уровень освоения темы – «5»

20 – 26 б. (66 – 89%) – выше среднего – «4»

15-19 б. (50–65%) – средний уровень – «3»

Меньше 15 б. (менее 50%) – низкий уровень – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 8 класса. "Решение квадратных уравнений по формуле".

Обобщающий урок по теме: " Решение квадратных уравнений по формуле".Цели урока:образовательные: обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме, формирование умения решать квадратные уравн...

урок математики , 5 класс на тему "Уравнения"

Цели урока:повторить основные компоненты действий, ввести понятие уравнения, формировать умение решать уравнения;Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; Воспитывать ответственное отношен...

Конспект урока алгебры, 9 класс. Системы двух уравнений с двумя неизвестными.

Квадратная система линейных уравнений — система, у которой количество уравнений совпадает с числом неизвестных (). Система, у которой число неизвестных больше числа уравнений является недооп...

Открытый урок на РМО План – конспект урока в 11 классе Решение показательных уравнений

Открытый урок на РМОПлан – конспект урока в 11 классеРешение показательных уравнений...

урок математики 6 класс тема "Решение уравнений"

урок математики для учащихся 6 класса...

Конспект урока математика 5 класс по теме "Уравнения"

Конспект урока урока математика 5 класс по теме "Уравнения"...

Презентация и конспект урока в 8 классе "Решение квадратных уравнений"

Тема урока:  «Решение квадратных уравнений».    Тип урока: «Урок систематизации знаний». Цели: систематизировать знания и умения учащихся при реше...