Свойства логарифмов
план-конспект по алгебре на тему

Демьянова Елена Александровна

Конспект занятия по теме "Свойства логарифмов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_svoystva_logarifmov.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая справка

Логарифмические вычисления возникли в XVI веке в связи с необходимостью проведения большого объема приближенных вычислений в ходе решения практических задач, и в первую очередь задач астрономии, (в частности, при определении положения судов по звездам и по Солнцу). Потребность в сложных расчётах в XVI веке быстро росла. Значительная часть трудностей была связана с умножением и делением многозначных чисел.

Первые таблицы логарифмов были составлены швейцарским математиком Бюрги в 1590 году. Немного позднее, независимо от Бюрги, таблицы логарифмов также составил шотландский ученый Джон Непер. Непер брал за основание логарифма число, очень близкое к единице но меньшее, чем единица.

В 1614 году  Непер опубликовал на латинском языке сочинение под названием «Описание удивительной таблицы логарифмов» (Бюрги опубликовал свои работы в 1620 году). В нём было краткое описание логарифмов и их свойств, а также 8-значные таблицы логарифмов синусовкосинусов и тангенсов.

Термин логарифм (греч. logos - отношение и arithmos - число, т.е. "число отношений"), предложенный Непером, утвердился в науке.

Логарифмы с основанием  ввел учитель математики Спейдел.

Слово основание заимствовано из теории о степенях и перенесено в теорию логарифмов Эйлером.

Глагол “логарифмировать” появился в 19 веке у Коппе.

Коши первый предложил ввести различные знаки для десятичных и натуральных логарифмов.

Обозначения, близкие к современным ввел немецкий математик Прингсхейм в 1893 году. Именно он обозначал логарифм натурального числа через ln.


Свойства логарифмов

Конспект занятия

Тип занятия: комбинированное.

Учебная задача: Изучить свойства логарифмов; научиться преобразовывать выражения, содержащие логарифмы, используя свойства логарифмов.

Диагностируемые цели.

В результате занятия студент:

Знает:

  • основные свойства логарифмов.

Умеет:        

  • доказывать свойства логарифмов;
  • применять свойства к решению задач (преобразованию выражений).

Понимает:

  • теоретические основы доказательств свойств логарифмов.

Методы обучения: частично-поисковые методы, репродуктивный метод.

Форма работы: фронтальная.

Средства обучения: мел, доска.

Структура занятия (90 мин.):

  1. Мотивационно-ориентировочный этап (15 мин.);
  2. Содержательный этап (70 мин.);
  3. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.).

Ход занятия.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Актуализация

- На прошлом занятии вы изучили понятие логарифма числа.

Далее преподаватель задает следующие вопросы:

-Что такое логарифм числа?

Один из студентов записывает определение логарифма числа на доске.

- Какие ограничения накладываются на параметры a и b?

- Запишите основное логарифмическое тождество.

- Какой логарифм называется десятичным, а какой - натуральным? Как они обозначаются?

Проверка домашнего задания.

Создание проблемной ситуации, мотивация

- При выполнении преобразований выражений, содержащих логарифмы, при вычислениях и при решении уравнений часто используются различные свойства логарифмов. Сегодня на занятии мы рассмотрим и докажем основные из них.

Постановка учебной задачи: изучить основные свойства логарифмов.

Появляется тема занятия.

II. Содержательный этап

Преподаватель ведет записи на доске, студенты одновременно с преподавателем записывают свойства и доказательства в своих тетрадях.

Свойства логарифмов

1.

Доказательство. По основному логарифмическому тождеству  и . Перемножая эти два равенства и используя свойства степени с действительным показателем, получим:

.

Отсюда, по определению логарифма числа .

Пример.

.

2.

Доказательство. По основному логарифмическому тождеству  и . Разделив первое равенство на второе, получим:

.

Отсюда, по определению логарифма числа .

Пример.

 .

3.

Доказательство.  Возводя основное логарифмическое тождество  в степень r, и используя свойства степени с действительным показателем, получим:

.

Отсюда, по определению логарифма числа .

Пример.

.

4.

Доказательство. Преобразуем выражение  , используя основное логарифмическое тождество, а также свойства степени с действительным показателем, следующим образом:

.

Далее, потенцируя обе части равенства, получим  

5.  - формула перехода к новому основанию

Доказательство. Рассмотрим основное логарифмическое тождество . Возьмем от обеих частей данного равенства логарифмы по основанию c:

.

Используя 3 свойство логарифма, получим:

.

Отсюда .

Пример.

.

Из 5 свойства получаются формулы перехода к десятичным и натуральным логарифмам при  и :

 и

Задания.

1. Вычислить

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

з)

и)

к)

л)

2. Выразить логарифм через десятичный

а)

б)

3. Выразить логарифм через натуральный

а)

б)

III. Рефлексивно - оценочный этап

Домашнее задание

Изучить конспект занятия;

1. Вычислить

а)

б)

в)

г)

д)

2. Выразить логарифм через натуральный

а)

б)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Логарифм. Свойства логарифмов"

Урок обобщения и систематизации знаний. Основной целью является: повторить определение логарифма, свойства логарифмов и применять их при решении заданий. В данной разработке представлены материалы для...

Методическая разработка урока по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов

Представлен ход урока, презентация, работа по устному счету, письменная работа....

Урок алгебры в 10 классе по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов"

Урок алгебры по технологии модульного обучения....

Логарифмы. Свойства логарифмов.

Повторить, закрепить знания теоретического материала по теме. Продолжить формирование практических умений при решении задач. Проверить  знания учащихся по данной теме....

Тема «Определение логарифма. Свойства логарифмов»

Задания с подробным образцом решения.Этот материал может использоваться при работе со слабоуспевающими учащимися, для самостоятельного изучения темы часто болеющими учащимися....

Урок по теме "Логарифмы. Свойства логарифмов"

Урок обобщения и закрепления знаний....

Определение логарифма. Свойства логарифма.

1) понятие логарифма2) отрабатывается определения логарифма...