Внеурочное мероприятие по алгебре и началам математического анализа «Тригонометрия без формул и таблиц»
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Внеурочное мероприятие по алгебре и началам математического анализа, на котором учащиеся научатся вычислять значения тригонометрических функций без использования таблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З.Поповичевой

«Тригонометрия без формул и таблиц»

Внеурочное мероприятие

по алгебре и началам математического анализа

в 10 классе.

Учитель: Алябьева Е.А.

Липецк

Тема занятия: «Тригонометрия без формул и таблиц»

«В математике следует помнить

 не формулы, а процессы мышления»

Ермаков В.П.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).

Методы организации деятельности: словесный, наглядный, проблемный.

Цели занятия.

Образовательные.

 Научить учащихся находить синусы острых углов с точностью до 2% и углы по заданному значению синусов с точностью до 1°, пользуясь лишь определением синуса, не прибегая ни к таблицам, ни к формулам.

Развивающие.

 Развитие интереса к предмету.

 Активизация мыслительной деятельности.

 Развитие научного мировоззрения, творческого мышления посредством создания проблемной ситуации. Познакомить учащихся с историей возникновения термина «синус».

Воспитательные.

Формирование навыков решения практических задач, используя математические знания.

Выработка внимания.

 

Оборудование:

Раздаточный материал – рабочие листы для каждого ученика (приложение 1). Наглядные материалы (Приложения 2 - 6).

Ход занятия.

I. Организационно-мотивационный момент.

   Вообразите, что вы еще не знакомы с тригонометрией или забыли ее без остатка. Давайте начнем знакомиться с ней заново. Начнем с понятия синуса острого угла.

Историческая справка. Откуда взялось слово «синус»? Греки брали за синус хорду удвоенной дуги 2α – дуга АС (Приложение 2) и называли ее «джива» – тетива. Индусы понимали под синусом отрезок АВ (как в современной тригонометрии), но название греков, однако, сохранили – «джива», произведения индусов дошли до нас через арабов, которые из «джива» сделали «джиба». «Джиба» – слово ничего не значащее по- арабски, но  так как арабы пишут без гласных букв, а только одни согласные, то с течением времени слово «джиба» переделали в «джаиб», значившее «грудь». В XII веке арабские труды по тригонометрии были переведены на латинский язык, а слово «джаиб» по-латински звучит «синус» (грудь). Так название, не соответствующее геометрическому представлению об этом понятии, удержалось до наших дней.

II. Актуализация опорных знаний .

Повторить определение синуса острого угла прямоугольного треугольника, как отношение противолежащего катета к гипотенузе.

Повторить определение синуса угла через отношение ординаты точки окружности к радиусу (Приложение 2).

III. Решение задач.

III.1 Вычисление значений синусов углов от 1° до 15°.

Учитель: Чему равны синусы различных углов от 1 до 90 градусов? Как узнать это? Нельзя пользоваться калькулятором и таблицами. Весьма просто: надо составить эту таблицу самому. Этим мы сейчас и займемся.

Будем считать, что несколько ключевых табличных значений синуса вы помните: sin30°=0,5; sin45°= ≈0,707; sin90°=1.

Этого вполне достаточно, чтобы вычислить синусы остальных углов через каждый градус. Оговоримся: способы вычисления являются приближенными, но дают значения синуса с точностью до 0,01 (т. е. значения синусов верны в первых  двух десятичных знаках).

Для сравнения точности вычислений с таблицами необходимо выбрать группу экспертов, которая будет корректировать неверные арифметические действия. Результаты вычислений вы будете записывать в таблицу, которая находиться в рабочих листах, лежащих перед каждым из вас (Приложение 1).

Выбирается экспертная группа (2 человека).

Объяснение способа вычисления синусов углов от 1° до 15° (Приложение 3).

sin α = .

Для малых углов можно вместо хорды АВ брать значение дуги АС.

                                                                 

Показать примеры вычисления синусов углов 1°, 2°, 3°.

Экспертная группа проверяет правильность вычислений.

Задание классу: Найдите синусы углов от 4° до 15° (индивидуально каждому ученику). Занесите найденные значения в таблицу.

Как далеко можно продолжать эту таблицу, не делая большой погрешности?

Задание классу: Найдите sin30° и сравните полученное значение  с табличным (0,5).

Найденное значение 0,524 > 0,5 на 0,024, т. е. относительная погрешность равна  . Очень грубо!

Поэтому для углов от 15° до 30° воспользуемся другим способом вычислений.

III.2 Вычисление значений синусов углов от 15° до 30°.

Объяснение способа вычисления синусов углов от 15° до 30° (Приложение 4).

sin15°≈0,26; sin30°=0,5. sin30° – sin15°≈0,24.

Допустим, что при увеличении угла на каждый градус, его синус возрастает приблизительно на  этой разницы, т. е.  на .

sin16°=0,26+0,016≈0,28;  sin17°=0,26+2∙0,016≈0,29 … sin30°=0,26+15∙0,016=0,5.

Экспертная группа проверяет правильность вычислений.

Задание классу: Найдите синусы углов от 18° до 29° (индивидуально каждому ученику). Занесите найденные значения в таблицу.

III.3 Вычисление значений синусов углов от 30° до 45°.

Учитель: Аналогично поступают при вычислении синусов углов от 30° до 45°.

Задание классу: Выведите формулу для вычисления синусов углов от 30° до 45°.

Вывод формулы у доски (Приложение 5).

III.4. Вычисление значений синусов углов больших 45°.

Объяснение способа вычисления синусов углов больших  45° (Приложение 6).

В этом нам поможет теорема Пифагора.

Предположим, необходимо найти sin53°.ΔВАС: ∟А=53°; ∟В=37°.

sin37°=0,5+7∙0,014=0,598≈0,6

sinВ=

sinА=.

. sin53°=0,8.

Задание классу: Найти sin65° (У доски решает ученик).

III.5. Вычисление значений углов по их синусам.

Объяснение способа вычисления углов  по их синусам.

Задание классу: Найти угол α по значениям его синуса:

1 ряд : sinα = 0,38 ;  2 ряд : sinα = 0,62;  3 ряд : sinα = 0,91.

IV. Подведение итогов занятия.

V. Домашнее задание.

Заполнить таблицу синусов до конца.

Приложение 1.

Тема урока:

Тригонометрия без формул и таблиц.

 ______________________________________

                             Фамилия, имя

Угол

Синус

Угол

Синус

Угол

Синус

Угол

Синус

Угол

Синус

Угол

Синус

16º

31º

46º

61º

76º

17º

32º

47º

62º

77º

18º

33º

48º

63º

78º

19º

34º

49º

64º

79º

20º

35º

50º

65º

80º

21º

36º

51º

66º

81º

22º

37º

52º

67º

82º

23º

38º

53º

68º

83º

24º

39º

54º

69º

84º

10º

25º

40º

55º

70º

85º

11º

26º

41º

56º

71º

86º

12º

27º

42º

57º

72º

87º

13º

28º

43º

58º

73º

88º

14º

29º

44º

59º

74º

89º

15º

30º

45º

60º

75º

90º

Вычисление синуса данного угла.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 10 класс

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа составлена к учебнику   Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, Ю.В.Сидорова и др. М., «Просвещение»,2010г.  Содержит пояснительну...

-Календарно-тематическое планирование по алгебре и началам математического анализа в 10 классе (профильный курс)

Тематическое планирование к учебнику С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников,А.В. Шевкин. (Вариант 3,  4ч в неделю. Всего: 136ч.)На основе авторской программы для общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа

Рабочая  программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая...

рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 10класс по УМК Мордковича

Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Развернутое тематическое планирование по алгебре и началам математического анализа в 10 – 11 классах

Развернутое тематическое планирование по алгебре и началам математического анализа в 10 – 11 классах...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Зачет по алгебре и началам математического анализа по теме "Тригонометрические формулы"

Зачет состоит из теоретической части (тест) и практической части (письменная работа)...