Рабочая программа элективного курса
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Скворцова Наталья Викторовна

Рабочая программа элективного курса для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_elektivnogo_kursa.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

«Математика. Практикум по решению задач для подготовки к ОГЭ»

9 класс

2017 -2018 учебный год

                                             

                     

                                                                                     Учитель математики

                                                                              МКОУ «Садовская СОШ №1»

                                                                                    Скворцова Н.В.

                                                              с. Садовое,        2017 г

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА


    Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. Программа элективного курса  «Математика. Практикум по подготовке к ОГЭ»  способствует лучшему усвоению курса математики  и успешного прохождения ОГЭ.

   

Содержание элективного курса определяется на основе:

  1.  Федерального  компонента  государственного  стандарта основного общего образования по математике  (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

  1. Положения Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования  (Приказ  Минобрнауки  России от 17.12.2010

№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного      

стандарта основного общего образования»).

           В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры и геометрии .

Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей:

    - интеграция разных тем;

   = практическая  значимость для обучающихся ;

  • использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ОГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий - применение тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ОГЭ по математике 2018.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ОГЭ.
  • дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ОГЭ.

Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ОГЭ.

Первый принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Второй принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Четвертый принцип – контролирующий. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

     Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

               

                  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

  Занятия   направлены на систематизацию знаний. Формы организации учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения. Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена. Практическое использование занятий состоит в возможности успешно сдать экзамен по алгебре, а также объективно оценить уровень своих знаний.

Изучение разноуровневой  программы    направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • овладение  устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  школьных  естественно-научных дисциплин,  для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитание средствами математики культуры личности:  знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса. 

В данной  программе  содержание образования развивается в следующих направлениях:

• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до действительных чисел;  совершенствование техники вычислений;

• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений;

• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

Цели :

  • подготовка учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ОГЭ;
  • воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами.

Задачи:

  • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики ;
  • формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности ;
  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.

           

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Элективный курс «Математика.  Практикум по подготовке к ОГЭ »  для учащихся 9 класса  базового обучения и рассчитан на 34 часа  (1 часа в неделю в течение учебного года).

                   Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;
  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;
  • видеофильмы, таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;
  • различные варианты контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике.

Педагогические технологии: развивающего обучения, ИКТ.

                                        Общая характеристика курса

В  экзаменационной работе выделены три модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».

     В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» -одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.

   Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне.

   Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части 1-8 заданий, в части 2 - 3 задания.

   Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части1-5 заданий, в части 2 - 3 задания.

   Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий.

 Занятия направлены  на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в новой форме.  Основной особенностью этих занятий является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Алгебраические  выражения и их преобразования (6 ч)

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Уравнения и неравенства     (6 ч) 

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств. 

Тема 3. Геометрия     (7   ч)

Вычисление длин. Вычисление углов. Выбор верных утверждений. Вычисление площадей плоских фигур. Тригонометрия. Решение прикладных задач геометрии.

Тема 4. Функции и графики (5 ч)

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно -пропорциональная,  квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции  и её аналитическим заданием.

Тема 5. Координаты  на прямой и плоскости. (2 ч)

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Числовые  последовательности.  (2 ч)

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 7. Статистка и теория вероятностей.    (2 ч)

Тема 8.  Решение текстовых задач. (4 ч) 

Задачи на проценты. Задачи на «движение»,  на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

             

                            Тематическое  планирование

«Математика. Практикум по решению задач по подготовке ОГЭ».

                                                         9 класс

РАЗДЕЛ

ТЕМА

Количество часов

1

Знакомство с кодификатором, спецификатором и демоверсией ОГЭ 2015 года.

 1

2

Алгебраические выражения и их преобразования

6

Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа

1

Алгебраические дроби и их преобразования. Многочлены. Приемы разложения на множители.

1

Степени с целым показателем и их свойства Арифметический квадратный корень и его свойства

1

Выражение переменной  из формулы. Нахождение значений переменной.

1

Сравнение величин

1

Тренировочная работа №1

1

3

Уравнения, неравенства и их системы.

6

Способы решения различных уравнений ( линейных, квадратных и приводимых к ним).

1

Способы решения различных уравнений (дробно – рациональных, уравнений высшей степени) .

1

Различные методы решения систем

 уравнений с двумя переменными (способ сложения, способ подстановки).

1

Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем.

1

Метод интервалов. Область определения выражения. Решение квадратных неравенств

1

Тренировочная работа

1

4

Числовые последовательности и прогрессии.

2

Решение задач с применением формулы п-го члена и суммы п-первых членов  арифметической прогрессии.

1

Применение аппарата уравнений и  неравенств к решению задач на прогрессии

1

5

Функции и графики

5

Чтение графиков и диаграмм реальных зависимостей.

1

Функции, их свойства и графики (линейная, квадратичная, обратно - пропорциональная).

1

Построение графиков функций и ответы на вопросы, связанные с исследованием  этих функций.

1

Установление соответствия между графиком функций и ее аналитическим заданием.

1

Тренировочная работа №

1

6

Координаты на прямой и плоскости

2

Числа на координатной прямой

1

Графический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

1

  7

Геометрия

7

Вычисление длин. Вычисление углов. Треугольник Четырехугольник. . Окружность

1

Вычисление площадей. Прямоугольник. Параллелограмм. Треугольник

1

Вычисление площадей. Трапеция. Окружность и круг.

1

Пл     Площади фигур на сетке..

1

Тренировочная работа №

1

Тригонометрия

1

Прикладные задачи геометрии.

1

 8

Статистика и теория вероятностей

2

Статистика

1

Теория вероятностей

1

9

Решение текстовых задач.

4

Решение задач на совместную работу, на движение по реке.

1

Решение задач на проценты.  Решение задач на смеси и сплавы

1

Тренировочная работа

1

Решение задач практической направленности

1

                                  Формы контроля: 

       Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, Тренировочных и диагностических работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме ОГЭ).  Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

                   Требования к уровню подготовки выпускников

                                                              Часть 1

                                         

№ задания

                                       Модуль «Алгебра»

1.

Уметь выполнять вычисления и преобразования

2.

Уметь выполнять вычисления и преобразования

3.

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

4.

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

5.

Уметь строить и читать графики функций

6.

Уметь строить и читать графики функций

7.

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

8.

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

                                     Модуль « Геометрия»

9.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

10.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

11.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

12.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

13.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

                                    Модуль  « Реальная математика»

14.

Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот

15.

Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей

16.

Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные отношением, пропорциональностью величин, дробями, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов

17.

Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

18.

Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках

19.

Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики

20.

Осуществлять практические расчеты по формулам,  составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами

                                                        Часть 2

                                               Модуль « Алгебра»

21.

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций

22.

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие  математические модели

23.

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели

                                        Модуль «Геометрия»

24.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

25. 

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

26.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

                         Список  литературы:

1.ОГЭ: 3000 задач с ответами по математике . Все задачи части 1/

И.В. Ященко,Л.О.Рослова и др.; под ред. А.Л. Семенова,И.В. Ященко-М., Издательство « Экзамен» , издательство МЦНМО, 2014

2.Семенов А.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2014.Учебное пособие./А.В.Семенов,А.С.Трепалин, И.В.Ященко, П.И.Захаров; под ред. И.В.Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования._М.: Интеллект_Центр,2014.

3. Математика.Базовый уровень ГИА_2014.Пособие для «чайников».Модуль1:Алгебра /Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.-Ростов-на-Дону: Легион,2014

4.Математика.Базовый уровень ГИА_2014.Пособие для «чайников». Модуль2:Геометрия  /Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.-Ростов-на-Дону: Легион,2014

5.Математика.Базовый уровень ГИА_2014.Пособие для «чайников».Модуль3: Реальная математика  /Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.-Ростов-на-Дону: Легион,2014

Список электронных ресурсов:

                

http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.  

http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений

http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий

 http://www.mathgia.ru/ - открытый банк заданий по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...