Область определения и область значений функции.
презентация к уроку по алгебре (9 класс) на тему

Казьмин Александр Николаевич

Цели:

Образовательные

¾    актуализируют знания о понятии функции, области определения и области значений функции;

¾    научатся применять знания при решении задач;

¾    познакомятся с  функциональной символикой

Воспитательные

¾    получат возможность воспитывать  ответственное отношение к учебному труду, настойчивость для достижения результатов.

Развивающие

¾    научатся абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых понятий;

¾    получат возможность развивать математическую грамотность;

¾    научатся формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

функция. Область определения функции. Область значений функции. Алгебра 9 класс

Слайд 2

Давайте вспомним: Какую зависимость называют функцией? Как читают запись y = f(x) ? Что называют аргументом функции? Что такое область определения функции? Что называют значением функции? Как читают запись f(2) = 6 и что она означает? Что называют областью значений функции?

Слайд 3

Определение функции. Обозначение функции. у( х ) - функция х - аргумент зависимая переменная независимая переменная

Слайд 4

Область определения функции. Область определения функции у(х) это все значения аргумента - Х Обозначение области определения - D( у )

Слайд 5

Область значений функции. Область значений функции у(х) это все значения - У _ Обозначение области значений - Е ( у )

Слайд 6

x - 4 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 y -8 - 6 - 4 - 2 0 2 4 6

Слайд 8

g(2) = g(- 2) = g(x) = 0 при x = g(x) = 1 при х = или х = D(g) = E(g) =

Слайд 9

f(-3) = f(- 1) = f(x) = - 1,5 при x = f(x) = 2 при х = х = , x = D(f) = E(f) =

Слайд 10

а) f(2) = ? б) D(f) = ? Решение: а) f( 16 ) = ? б) D(f) = ? Решение:

Слайд 11

График функции (х; у)- координаты точки в плоскости у( х )- функция х - аргумент у – ордината точки (координата оси ОУ ) х – абсцисса точки (координата оси ОХ )

Слайд 12

Область определения линейной функции y( х) = k x + b , k≠0 y x k > 0 y x k < 0 D( у ) = (-∞ ; + ∞) х Є (-∞ ; + ∞) -∞ + ∞ -∞ + ∞ О О х < 0 х < 0 х > 0 х > 0 I ч. III ч. II ч. IV ч.

Слайд 13

Область значений линейной функции y( х ) = k x + b , k≠0 y x k > 0 y x k < 0 Е ( у ) = (-∞ ; + ∞) у(х) Є (-∞ ; + ∞) -∞ + ∞ -∞ + ∞ О О у < 0 у < 0 у > 0 у > 0 I ч. III ч. II ч. IV ч.

Слайд 14

Область определения линейной функции y( х) = k x + b , k= 0 y x y( х) = b y x y( х) = -b D( у ) = (-∞ ; + ∞) х Є (-∞ ; + ∞) -∞ + ∞ -∞ + ∞ О О х < 0 х < 0 х > 0 х > 0 I ч. II ч. III ч. IV ч.

Слайд 15

Область значений линейной функции y( х) = k x + b , k= 0 y x y( х) = b y x y( х) = -b Е ( у ) = b -∞ + ∞ -∞ + ∞ О О I ч. II ч. III ч. IV ч. Е ( у ) = - b b -b

Слайд 16

Область определения прямой пропорциональности y( х) = k x y x k > 0 y x k < 0 D( у ) = (-∞ ; + ∞) х Є (-∞ ; + ∞) -∞ + ∞ -∞ + ∞ О О х < 0 х < 0 х > 0 х > 0 I ч. III ч. II ч. IV ч.

Слайд 17

Область значений прамой пропорциональности y( х ) = k x y x k > 0 y x k < 0 Е ( у ) = (-∞ ; + ∞) у(х) Є (-∞ ; + ∞) -∞ + ∞ -∞ + ∞ О О у < 0 у < 0 у > 0 у > 0 I ч. III ч. II ч. IV ч.

Слайд 18

Область определения обратной пропорциональности , х≠0 y x k > 0 y x k < 0 D( у ) = (-∞ ; 0) U (0 ; + ∞) х Є (-∞ ; 0) U (0 ; + ∞) -∞ + ∞ -∞ + ∞ О О х < 0 х < 0 х > 0 х > 0 I ч. III ч. II ч. IV ч.

Слайд 19

Область значений обратной пропорциональности , х≠0 y x k > 0 y x k < 0 Е ( у ) = (-∞ ; 0) U (0 ; + ∞) у(х) Є (-∞ ; 0) U (0 ; + ∞) -∞ + ∞ -∞ + ∞ О О y< 0 y< 0 y> 0 y > 0 I ч. III ч. II ч. IV ч.

Слайд 20

Область определения квадратичной функции , а≠0 y x а > 0 y x а < 0 D( у ) = (-∞ ; + ∞) х Є (-∞ ; + ∞) -∞ + ∞ -∞ + ∞ О О х < 0 х < 0 х > 0 х > 0 I ч. III ч. II ч. IV ч.

Слайд 21

Область значений квадратичной функции , а≠0 y x а > 0 y x а < 0 Е ( у ) = [ о ; + ∞) у(х) Є [ о ; + ∞) -∞ + ∞ -∞ + ∞ О О у > 0 y< 0 I ч. III ч. II ч. IV ч. Е ( у ) = ( - ∞ ;0] у(х) Є ( - ∞ ;0]

Слайд 22

Область определения функции , х ≥ 0 y x D( у ) = [0; + ∞) ; х Є [0; + ∞) + ∞ О х ≥ 0 I ч.

Слайд 23

Область значений функции , х ≥ 0 y x Е ( у ) = [0; + ∞) ; у(х) Є [0; + ∞) + ∞ О у ≥ 0 I ч.

Слайд 24

Область определения функции у = l х l _ y x D( у ) = (- ∞ ; + ∞) ; х Є (- ∞ ; + ∞) + ∞ О х < 0 I ч. х ≥ 0 II ч. - ∞

Слайд 25

Область значений функции у = l х l _ y x Е ( у ) = [ 0 ; + ∞) ; у(х) Є [ 0 ; + ∞) + ∞ О I ч. у ≥ 0 II ч.

Слайд 26

Область определения функции у = х³ y x D( у ) = (-∞ ; + ∞) ; х Є (-∞ ; + ∞) + ∞ О х ≥ 0 I ч. III ч. х < 0 - ∞

Слайд 27

Область значений функции у = х³ y x D( у ) = (-∞ ; + ∞) ; у(х) Є (-∞ ; + ∞) + ∞ О у ≥ 0 I ч. III ч. у < 0 - ∞

Слайд 28

Найдите по графику область определения функции - D( у ) -5 4 D( у )= [ -5 ; 4,5 ]

Слайд 29

Найдите по графику область значений функции - Е ( у ) -2 5 Е ( у )= [ -2 ; 5 ]

Слайд 30

По графику определите промежуток на котором определена данная функция -6 3 D( у )= [ -6 ; 3,5 ]

Слайд 31

По графику определите промежуток на котором определена данная функция -2 4 Е ( у )= [ -2 ; 4 ]

Слайд 32

Найдите по графику область определения функции -5 5 D( у )= [ -5 ; 5 ]

Слайд 33

Найдите по графику область определения функции -2 6 Е ( у )= [ -2 ; 6 ]

Слайд 34

Найдите область определения и значений функции -4 4 [ -4 ; 4) 3 ( - 1;3] а) б) в) г) д)

Слайд 35

Найдите область определения и значений функции 5 ( -1 ; 5 ] -3 4 [ - 3;4) а) б) в) г) д)

Слайд 36

Найдите область определения и значений функции -2 4 [ - 2;4) 4 [ - 1;4] а) б) в) г) д)

Слайд 37

Найдите область определения и значений функции б) в) г) - 4 2 [ -4 ; 2 ] 2 [ -1 ; 2 ] д) а)



Предварительный просмотр:

 

«Функция. Область определения и область значений функции»

9 класс

 

Цели:

Образовательные

  • актуализируют знания о понятии функции, области определения и области значений функции;
  • научатся применять знания при решении задач;
  • познакомятся с  функциональной символикой

Воспитательные

  • получат возможность воспитывать  ответственное отношение к учебному труду, настойчивость для достижения результатов.

Развивающие

  • научатся абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых понятий;
  • получат возможность развивать математическую грамотность;
  • научатся формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

Задачи:

  • систематизируют и расширят представления о функциях;
  • выработают умение находить значения функции по заданным значениям аргумента и обратно;
  • выработают умение находить область определения и область значений функции;
  • научатся понимать и использовать функциональную символику при решении задач.

Оборудование:

  • Компьютер с проектором,  раздаточный материал (приложение 1), презентация.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Вхождение в тему (видеоролик об истории возникновения понятия «функция»).
  3. Актуализация и изучение нового материала.
  4. Решение базовых задач.
  5. Работа с графиками функций
  6. Самостоятельная работа.
  7. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Определение с учащимися темы, цели, задач урока и мотивация  через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.

II. Вхождение в тему (Просмотр видеоролика)

- Итак, тема урока сегодня – «Функция. Область определения и область значения функции».

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

- Приведите примеры известных вам функций (ответы учащихся).

III. Актуализация и изучение нового материала. 

  • Некоторые факты и функции вы вспомнили. Чтобы вам было немного проще восстанавливать в памяти ранее изученный материал, я предлагаю ответить на следующие вопросы (Слайд 2 презентация)
  • Я вижу, что некоторые из вопросов вызвали трудности. Почему? Как будем решать эту проблему? (Работа с учебником.) Изучите стр.3 – 4 учебника и найдите ответы на вопросы, которые вызвали у вас затруднения. (Учащиеся изучают материал).
  • А сейчас в парах проговорите друг другу ответы на вопросы. Если возникают разногласия, то можно попросить помощи у учителя. (Идёт работа в парах)
  • Итак, на все вопросы получены ответы. А  теперь  мы с вами буем заниматься  практической работой,  будем на различных примерах находить область определения и область значений функции, учиться использовать функциональную символику в записи решений.  Но прежде я хочу вас познакомить с некоторыми общепринятыми математическими обозначениями.  (Слайд 3-5  презентация)
  • Примеры записи:
  • E(f) = (-15; 2,6)  [10; +) – промежуток (или объединение промежутков)
  • D(f) = {-5; -2; -0,3; 11} – перечисление элементов
  • D(f) = R – указание числового множества

IV. Решение базовых задач. (Слайд №6 – 10)

  • Теперь всё готово для решения задач. Внимательно слушайте ответы одноклассников, готовьтесь дополнять или вносить исправления в ответы.

  Задание 5   выполняют в тетради письменно.

V. Работа с графикми функций (слайды 11-37)

VI.  Самостоятельная работа.

  • Теперь вам будет предложен небольшой тест для проверки того, как вы поняли материал данного урока. (Приложение 1)
  • Давайте обсудим задания, которые вызывали затруднение. (Разбор заданий)

VII. Итоги урока.

  • Сегодня на первом уроке алгебры мы создали базу для усвоения целой группы следующих тем. Насколько эта база прочная – покажет время.

Домашнее задание: п.1, №3, №8 – обязательно; №13(а, в) – по желанию.

  • Спасибо за урок!

Используемые источники

  • Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: учебник для 9 класса.  М.: Просвещение, 2012.
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся. -  М.: Интеллект-Центр, 2012.
  • Глазков Ю.А. и др. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре: 9 класс. – М.: Экзамен, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции.

Квадратичная функция. Функция. Свойства функций.  Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции....

«Определение числовой функции. Область определения и область значений функции»

Уточнить понятие функции, её основных характеристик - области определения и области (множества) значений...

«Определение числовой функции. Область определения и область значений функции» Урок математики Корниенко Анны Михайловны МБОУ СОШ № 9 Староминская

Уточнить понятие функции, её основных характеристик - области определения и области (множества) значений...

Урок "Числовая функция. Область определения и область значений функции", 9 класс

Цели урока: Образовательная: систематизация знаний учащихся по теме, научить находить область определения, область значений функции; уметь строить графики кусочных функций, научить находить область ...

Функция. Область определения и область значений функции

Функция.Область определения и область значений функции...

Урок алгебры в 9 классе "Определение числовой функции. Область определения и область значений функции"

Урок «Определение числовой функции. Область определения и область значений функции» по учебнику  А. Г. Мордковича. Тип урока: обобщение и систематизация знанийЗадачи: создать усл...