Программа факультативного курса по математике "Подготовка к ОГЭ по математике"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Шевцова Наталья Геннадьевна

Программа факультативного курса по математике "Подготовка к ОГЭ по математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fakultativa_po_matematike_9_klass.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании  МО                     Согласовано                                      Утверждено

Протокол №____________                              Зам. Директора по УР                    Директор

От «____»______________2015 г.                _______Э.В.Кузьмина            ________/Н.Ф.Носова

МКОУ  Кондинская  средняя  общеобразовательная  школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по математике

«Подготовка к ОГЭ по математике»

9 класс

 

                                                                                                   Составил:

                                                                                                   Учитель:  Шевцова Н.Г.

                                                                                                   Кв.  категория» __1____

г.п. Кондинское

2015

  1. Пояснительная записка

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов по новой форме.
Особенности такого экзамена:

  • состоит из двух частей;
  • первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  • вторая часть – в традиционной форме;
  • оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. С 2012 года в экзамен включены геометрические задачи, что потребует времени для повторения всего курса математики.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются факультативные  курсы, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.

Цели факультативного курса : подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи: Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы; Расширить знания  по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы; Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

  1. Основные методические особенности курса:

Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до сложных заданий второй части;

Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

  1. Структура курса

Курс рассчитан на 35 занятий.

Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства.
  • Координаты и графики.
  • Функции.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  • Текстовые задачи.
  • Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
  • Геометрические задачи

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Выработают умения:

  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту)

Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат обучения, на какую оценку он должен сдать экзамен. Это не значит, что «потолок» должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Уровень сложности заданий в некоторых случаях следует объявлять заранее, а в некоторых – только после его выполнения. Такой подход при спланированном подборе заданий приводит к значительному сдвигу как в самооценке школьника, в его чувстве уверенности в себе, так и в его умении без ошибок выполнять тест, способствует формированию твердого убеждения в успешности сдачи ОГЭ.

  1. Контролирующие материалы
  2. 1. Диагностические таблицы ( Приложение 1, 2 )
  3. 2. Контрольно – измерительные материалы

  1. Содержание программы

Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2.  Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней).

Тема 3. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.


Тема 4. Неравенства

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). . Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Координаты и графики функций

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 7. Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».

Тема 8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.

Тема 9. Решение геометрических задач.

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА

Решение тестов ОГЭ

  1. Учебно-тематический план

Ур.

Тема

Количество часов

Формы проведения

Результат

Всего

Лекции

Практикум

Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений

1-4

Числа и выражения.
Преобразование выражений

1,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

 Актуализация вычислительных навыков.
Развитие  навыков тождественных преобразований.

Тема 2.  Уравнения

5-8

 Уравнения.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Комбинированный урок, групповая работа

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

Тема 3. Системы уравнений

9-11

Системы уравнений.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, работа в парах

 Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

Тема 4. Неравенства

12-13

Неравенства.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

 Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

Тема 5. Координаты и графики функций

14-15

Координаты и графики.

2ч.

1.

1 ч.

Мини-лекция, лабораторная работа

 Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

 

16-18

Функции

3 ч.

1,5 ч.

1,5 ч.

Групповая работа, тестирование

Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии

19-20

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2 ч.

0,5

1,5 ч.

Комбинированный урок,
урок-практикум

Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии.

Тема 7. Текстовые задачи

21-22

Текстовые задачи

2 ч.

0,5 ч

1,5 ч.

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

Тема 8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

 23-24

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

2 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать простейшие задачи.

Тема 9. Решение геометрических задач.

25-27

Решение геометрических задач

3 ч.

1

3 ч.

Мини-лекция, урок-практикум

Умение работать с геометрическим материалом теста ГИА

28-35

Пробное тестирование

  1. Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во час.

Дата провед

Корректир.

1

Числа и выражения. Преобразование выражений

4

01.09

2

08.09

3

15.09

4

22.09

5

Уравнения

4

29.09

6

06.10

7

13.10

8

20.10

9

Системы уравнений

3

27.10

10

10.11

11

17.11

12

Неравенства

2

24.11

13

01.12

14

Координаты и графики

2

08.12

15

15.12

16

Функции

3

22.12

17

12.01

18

19.01

19

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2

26.01

20

02.02

21

Текстовые задачи

2

09.02

22

16.02

23

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

2

01.03

24

15.03

25

Решение геометрических задач

3

22.03

26

24.03

27

29.03

28

Решение тестов ОГЭ

1

05.04

29

Решение тестов ОГЭ

1

12.04

30

Решение тестов ОГЭ

1

19.04

31

Решение тестов ОГЭ

1

26.04

32

Решение тестов ОГЭ

1

10.05

33

Решение тестов ОГЭ

1

17.05

34

Решение тестов ОГЭ

1

24.05

35

Диагностический тест

1

31.05

Список используемой литературы

  1. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Кулабухова. Тематические тесты для подготовки к ГИА. Издательство « Легион -М»,2014г.
  2. Л. Д. Лаппо, М. А. Попов « ГИА. Сборник заданий» изд. «Экзамен» 2015г.
  3. А.В. Семёнов, А.С.Трепалин, И.В.Ященко. Государственна я итогова аттестация выпускников 9 класса в новой форме. МАТЕМАТИКА.
  4. Учебники математики 5-9класс
  5. ГИА 2015. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания (в новой форме) Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И.;
  6. ГИА 2015. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.А., Захаров П.И.;
  7. ГИА. Математика. 9 класс. Тематические тренировочные задания. Рабочая тетрадь  Минаева С.С., Рослова Л.О;
  8. Мирошин, Шевелева, Корешкова: ГИА-2015. Математика. Тренировочные задания;
  9. Каспарова, Балаян: Справочник по математике для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
  10. ГИА. 3000 задач с ответами по математике Семенов А.Я. , Ященко И.В.
  11. Онлайн-тесты
  12. Диагностические работы Стат-град
  13. Интернет-ресурсы

Список учащихся

                    9-А класс                                                          9-Б класс

фамилии  имя

фамилии  имя

1

Балыков Георгий

1

Башкирова Елизавета

2

Ветютнева Юлия

2

Богданов Александр

3

Ефимов Никита

3

Быкова Юлия

4

Зинченко Александра

4

Веселкова Ольга

5

Каюкова Кристина

5

Ельпин Николай

6

Конева Вероника

6

Захаров Дмитрий

7

Мартынов Николай

7

Канцафарова Кристина

8

Савинова Анастасия

8

Косяков Владимир

9

Толстогузова Наталья

9

Панаев Данила

10

Урубаев Кирилл

10

Поспелова Наталья

11

Циценко Никита

11

Титов Андрей

12

Цильке Анна

12

Фирсов Михаил

13

13

Циценко Светлана

14

14


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностическая карта (сводная)        ТЕСТ №1     (00.00.00)        класс ___    

___________

Ф.И.

уч-ся

1 часть

2 часть

Кол-во баллов

Оц.

АЛГЕБРА

ГЕОМЕТРИЯ

РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

АЛГЕБРА

ГЕОМЕТРИЯ

А

Г

Р.М.

ВСЕГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики»

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра - 9» и «Геометрия - 9», а также приобретение новых знаний, необходимых для успешного усвоения математик...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...

Рабочая программа факультативного курса по математике "По ступенькам математики" для 6 класса

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю в общеобразовательных классах. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое пла...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Программа факультативного курса по математике «Математика для любознательных» для 7-9классов

Программа факультативного курса по математике «Математика для  любознательных» для 7-9классов...

Программа факультативного курса по математике «Занимательная математика» для учащихся 7 классов

Программа факультативного курса по математике "Занимательная математика" для учащихся 7 класса...

Рабочая программа факультативного курса по математике 5 класс "Математика для любознательных"

Данный факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Математика для любознательных» включает в себя  задания, как углубляющего, так и...