Неравенства 2 степени
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroka_na_sayt.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Класс: 9

Курс: математика (алгебра)

Учебник: Алгебра 9  класс,  Ю.Н.Макарычев

Учитель: Измаилова Талия Равильевна, учитель математики МБОУ СОШ с.Большой Труев

Урок:  Решение  неравенств  второй  степени.

Тип урока: закрепление  знаний  и  умений.

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и  закреплению  знаний и приёмов решения неравенств второй степени, продолжить  формирование  системы  знаний  о  способах  решения  неравенств  различного  уровня  сложности, расширить представления школьников о познавательных возможностях методов решения неравенств разными способами, продолжить  совершенствование  навыков  самостоятельной  поисковой   деятельности.

Задачи   урока:

         1. Отработать  навыки  алгоритма  решения  квадратных  неравенств  с  учащимися.

         2. Отработать  навыки  и  умения  иллюстрировать  решения  неравенств графически.

         3. Познакомить  учащихся  с  методами  решения  неравенств  второй степени  различного  уровня  сложности.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды презентации, раздаточный материал - карточки с заданиями, учебник.

Временной режим: 45 минут.

Ход урока:

Оргмомент

Наш урок я хочу начать со слов персидско-таджикского поэта Рудаки:  http://www.sattor.com/russian/Rudaki.htm

«С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек »

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Средства определения результата

Организационный этап

Приветствует обучающихся,

осуществляет эмоциональный настрой.

Тему сегодняшнего урока Вы определите самостоятельно. Это сделать вам поможет анаграмма

(слайд)

 АТВНСВЕНРЕ  ЕНЕЕРИШ. 

Итак, тема нашего урока  «Решение неравенств».

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Из ваших знаний и умений

Мы вместе сочиним урок.

Разгадывают анаграмму.

Записывают тему урока, затем планируют свои действия, направленные на достижение оформленной цели, настраиваются на плодотворную работу.

Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающих  в ходе работы.

Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль.

Выборочный фронтальный опрос

Актуализация опорных знаний. Проверка д/з

Актуализирует учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; актуализирует мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по знанию материала домашнего задания в ходе индивидуальной работы

Почему такое внимание уделяем неравенствам второй степени? Потому что это одна из самых важных тем курса алгебры.

(слайд с неравенствами)

Вы видите неравенства, которые вам не знакомы и не понятны. Такие неравенства вы будете изучать в старших классах, и почти все они сводятся к решению неравенств второй степени. Большое внимание неравенствам уделяется на ГИА и ЕГЭ, на вступительных экзаменах  в техникумах и ВУЗах. Поэтому уже сейчас вы должны иметь представление о решении неравенств второй степени.

Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, заданный для домашнего закрепления.

1. Работа по карточкам (у доски несколько человек  решают задания по карточкам)

1. Решите  квадратное  неравенство:                                   а) х2 -3х-10 ≤0;

2. При  каких  значениях  «х» выражение  имеет смысл?  

3.Решите  квадратное неравенство методом интервалов.

а) х(х-6)>0;                                     б)(х-7)(х+9)(х-4)>0

4.Найдите  наибольшее  целочисленное  решение  неравенства: 3х2 –х > -40.

2. Применение знаний, формирование умений и навыков.

Устный опрос. (одновременно работа с классом)

(Приложение 1)

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности;

Самостоятельное сравнение с образцом.

Работа с классом

Организует выполнение задания, где надо провести соответствие ответа с буквой, в ходе которого создаёт проблемную ситуацию (приём «классификация задач по способу их решения») -необходимость иного способа действий.  Организует посредством групповой работы поиск решения поставленных задач (приём «Неполное задание» прием «перехода ситуации затруднения к поставленной учебной задаче»). 

3.Работа с классом

1. (слайд)   На доске изображен квадрат с числами, которые являются решениями неравенства х2+6х+5 >0 .Но среди них попало число, которое таковым не является. Найдите это число. (приложение 2)

Практически решают проблемную ситуацию. Сравнивают ответы. Самостоятельно ставят задачи на основе соотнесения  условий в новой ситуации, ищут новые способы решения. В хорде поискового анализа своих действий и результатов практической деятельности  выходят на алгоритм выполнения задания.

3.Работа  класса:

1. Решают неравенство    х2 +6х+5 >0 и исключают неверный ответ                 -6        4        -9        0

-10        2        6        3

1        7        -2        -8

8        -7        9        5

Ответ: -2

познавательные: умение вести поиск и выделять необходимую информацию,  выбирает эффективный способ решения проблемной ситуации, проводит рефлексию способов и результатов действий, совместно с учителем создаёт алгоритм деятельности;

коммуникативные:  умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности;

личностные: интерес к учебному материалу и способам деятельности.

Сравнение с предложенным в учебнике алгоритмом решения неравенств.

Работа в группах

 На доске «висят» «грибочки», которые следует собрать в несколько  «корзиночек». Каждая «корзиночка» -определенное квадратное неравенство. «Грибочки»- числовые промежутки. Поэтому «грибочки» должны быть помещены только в свою корзину. Цель отработка устно решать неравенства. (приложение 3)

На интерактивной доске висят «грибочки», ребята по группам собирают «грибочки» в свою корзину.

 «Корзинки»                                    

1) (х-1)(х+4) ≤ 0.

2) (х+2)(х-5) ≤ 0.

3) (х-6)(х-4) > 0.

 

Коммуникативные: участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности;

наполнение корзин «грибочками»

Физкультминутка

 Здоровье сберегающая пауза

Организует проведение гимнастики  (здоровье сберегающая технология)

Расслабимся, не отходя от математики:

1. Покажите  направление ветвей параболы, если старший коэффициент  параболы а>0 ,а<0 2. Покажите главное направление оси абсцисс левой рукой, а оси ординат правой рукой. Теперь покажите это быстро.

3. Перед  вами два магнита, посмотрите, не поворачивая  головы, на магнит и на затылок соседа.

   Из-за маленькой ошибки

   Вижу ваши я улыбки

  Ничего! Получится!

 Ведь не делает ошибки,

 Кто совсем не учится.

Выполняют гимнастику

Показывают руками направление ветвей параболы, осей абсцисс и ординат.

Проводят гимнастику для глаз

Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья.

Выполнение по образцу.

Самостоятельная работа

http://fcior.edu.ru/card/13148/reshenie-neravenstv-vtoroy-stepeni-s-odnoy-peremennoy-p1.html

Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для отработки умений и навыков учащихся решать неравенства второй степени с одной переменной.

Ученики выполняют самостоятельную работу, используя компьютеры. При решении заданий им предоставляется возможность использовать подсказки.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, понимание причин успеха; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы;

 познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.

Наблюдение учителя, проверка выполненных заданий учащимися с помощью программы

Рефлексия урока

Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей

Оценивает учащихся. Предлагает ребятам ответить на вопросы:

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Моё настроение

6.Материал урока мне был

Самооценка выполнения поставленной  индивидуальной учебной задачи.

Отвечают на поставленные вопросы

Варианты ответов:

Активно \ пассивно

Доволен \ не доволен

Коротким \ длинным

Не устал \ устал

Стало лучше \ стало хуже

Понятен \ не понятен

Полезен \ не полезен

Интересен \ скучен

Лёгким \ трудным

Интересно \ не интересно

Личностные: имеет адекватную самооценку;

коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения.

Анализ высказываний учащихся, оценочная шкала.

Домашнее задание

Приложение 4

приложение 4

Записывают д/з

Приложение № 1

Устный опрос (работа с классом)

Приложение №2.   Работа с классом 1. (слайд)   На доске изображен квадрат с числами  которые являются решениями неравенства х2 +6х+5 >0 .Но среди них попало число, которое таковым не является. Найдите это число.

-6

4

-9

0

-10

2

6

3

1

7

-2

-8

8

-7

9

5

Решим неравенство и исключим число.     Ответ: -2

Приложение №3

Работа в группах. На интерактивной доске «висят» «грибочки, « которые следует собрать в несколько  «корзиночек». Каждая «корзиночка»  - определенное квадратное неравенство. «Грибочки»- числовые промежутки. Поэтому «грибочки» должны быть помещены только в свою корзину. Цель отработка устно решать неравенства.

«Корзинки»                                   

1) (х-1)(х+4) ≤ 0.

2) (х+2)(х-5) ≤ 0.

3) (х-6)(х-4) > 0.

 «Грибочки»

       [-4;1],(-3;1),[0;1],(-4;1),[-4;-2]-для 1 корзинки

       [-2;-5],(2;5),[0;2],[-1;2),[3;-5] -для 2 корзинки

       (7;10),[-5;3],[8;11),[-6;4),[-7;0)--для 3 корзинки

Приложение 4. Домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Рефлексия.

1.На уроке я работал

Активно \ пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен \ не доволен

3.Урок для меня показался

Коротким \ длинным

4.За урок я

Не устал \ устал

5.Моё настроение

Стало лучше \ стало хуже

6.Материал урока мне был

Понятен \ не понятен

Полезен \ не полезен

Интересен \ скучен

7.Домашнее задание мне кажется

Лёгким \ трудным

Интересно \ не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 9 классе на тему:"Неравенства,сводящиеся к неравенствам второй степени"

тип урока-новая тема с использованием ИКТ и соотвествующии к требованиям ФГОС...

Урок "Решение неравенств второй степени и степени выше второй" 9 класс

Обобщающий урок в 9 классе, посвященный систематизации знаний и совершенствованию навыков решения неравенств с использованием свойств  квадратичной функции и методом интервалов. После выполнения ...

Тема 6. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ. ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Итоговый контроль по темам № 6,7: «Алгебраические неравенства. Квадратные неравенства. Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Иррациональные неравенства»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

В рамках подготовки к ОГЭ по математике: "Линейные уравнения, неравенства, степени", "Смежные углы, параллелограмм, синус, косинус, тангенс на клетчатой бумаге"

Материал для отработки практических умений решать задания базового уровня сложности по модулю "Алгебра", "Геометрия"...