элективный курс "Избранные вопросы математики
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

НАМДАКОВА НАДЕЖДА ДАШИЦЫРЕНОВНА

Примерная программа по   элективному курсу разработана на основе примерной программы по математике для общеобразовательных учреждений. Учебный план отводит ___17_ часов для изучения элективного курса "Избранные вопросы математики"  в ____9__ классе из расчёта ___1_ часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt_kurs_9_kl_izb_vopr.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по элективному курсу по математике для 9 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);  

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VII-XI (XII) классов) (в редакции от 19.10.2009);  

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год» (в ред.Приказа Минобрнауки РФ №38 от 26.01.2016);  

 Примерная программа по        элективному курсу разработана на основе примерной программы по математике для общеобразовательных учреждений. Учебный план отводит ___17_ часов для изучения элективного курса "Избранные вопросы математики"  в ____9__ классе из расчёта ___1_ часа в неделю.

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.

  Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов.

  Занятия   направлены на систематизацию знаний. Формы организации учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения. Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена. Практическое использование занятий состоит в возможности успешно сдать экзамен по алгебре, а также объективно оценить уровень своих знаний.

Изучение разноуровневой  программы    направлено на достижение следующих целей:

формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

овладение  устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  школьных  естественно-научных дисциплин,  для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности;

воспитание средствами математики культуры личности:  знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса. 

В данной  программе  содержание образования развивается в следующих направлениях:

• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до действительных чисел;  совершенствование техники вычислений;

• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений;

• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

Цели:

подготовка учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ОГЭ;

воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами.

Задачи:

повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики;

формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;

развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

                                                              Часть 1

                                         

№ задания

                                       Модуль «Алгебра»

1.

Уметь выполнять вычисления и преобразования

2.

Уметь выполнять вычисления и преобразования

3.

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

4.

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

5.

Уметь строить и читать графики функций

6.

Уметь строить и читать графики функций

7.

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

8.

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

                                     Модуль « Геометрия»

9.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

10.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

11.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

12.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

13.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

                                    Модуль  « Реальная математика»

14.

Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот

15.

Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей

16.

Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные отношением, пропорциональностью величин, дробями, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов

17.

Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

18.

Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках

19.

Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики

20.

Осуществлять практические расчеты по формулам,  составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами

                                                        Часть 2

                                               Модуль « Алгебра»

21.

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций

22.

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие  математические модели

23.

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели

                                        Модуль «Геометрия»

24.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

25. 

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

26.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

Содержание программы

Тема 1.  Выражения и их преобразования.

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2.  Уравнения.  Неравенства.

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.

Тема 3. Системы уравнений и неравенств.

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения) и неравенств.                       

Тема 4. Координаты и графики.

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 5. Функции.

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

 

Тема 6. Текстовые задачи

. Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.

Список используемой литературы

  1.  В. В Кочагин, М. Н. Кочагина «ОГЭ 2017. Сборник заданий» изд. «Эксмо» 2017г.
  2.  Л. Д. Лаппо, М. А. Попов «  ОГЭ. Сборник заданий» изд. «Экзамен» 2017г.
  3.  Л. В. Кузнецова и др. «ГИА 2017» изд. Интеллект – Центр» 2017г..
  4.  Программа элективного курса  «Технология работы с контрольно- измерительными материалами» С. Ю. Лубнина. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2011 г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Даты

Примечание

По плану

По факту

1.Уравнения и неравенства

5

1

Уравнения

1

2

Неравенства

1

3

Системы уравнений

1

4

Системы неравенств

1

5

Решение уравнений и неравенств

1

2. Функции и графики

5

6

Установление соответствия между гра-фиком функции и ее аналитическим заданием

1

7

Линейная  функция

1

8

Обратно-пропорциональная функция

1

9

Квадратичная функция

1

10

Функция у=√х

1

3. Текстовые задачи

5

11

Задачи на проценты

1

12

Задачи на движение

1

13

Задачи на работу

1

14

Задачи на сплавы и смеси

1

15

Задачи по комбинаторике и теории вероятностей

1

4. Прогрессии

2

15

Арифметическая прогрессия

1

16

Геометрическая прогрессия

1

Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории

Программа элективного  курса «Избранные вопросы математики»   9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории...

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...

Элективный курс по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Элективный курс по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики" расчитан на 17 часов. Проводится во 2 полугодии. Целью его является углублённое изучение математики и подготовка к ОГЭ....