Открытый урок в 9 классе на тему: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Данный урок - первый из двух уроков по теме: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_arifmeticheskaya_progressiya.zip | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока на тему:
«Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
ГБОУ школа №471
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Серова Наталия Михайловна
Класс: 9
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: - компьютер, интерактивная доска, проектор;
- презентация;
- распечатки с текстами задач;
- учебник Алгебра-9, авторы: Ю. Н. Макарычев, и др., М.: Просвещение, 2009
Цели урока:
Образовательные:
- выделить из множества числовых последовательностей арифметическую прогрессию;
- дать чёткое определение арифметической прогрессии;
- вывести формулу n-го члена прогрессии;
- описать характеристическое свойство арифметической прогрессии;
- на примерах осуществить первичную отработку применения формулы n-го члена арифметической прогрессии.
Воспитательные и развивающие:
- развивать логическое и аналитическое мышление;
- память;
- развитие и осмысление использования в речи математических терминов при ответах на вопросы теории алгебры.
Структура урока:
Этап 1. Вступительное слово учителя, постановка целей,
объявление тематики урока - 2 мин.
Этап 2. Актуализация знаний, устная работа - 5 мин.
Этап 3. Объяснение нового материала - 8 мин.
Этап 4. Первичное закрепление - 8 мин.
Этап 5. Работа в группах - 6 мин
Этап 6. Решение задач по новой теме - 8 мин.
Этап 7. Выполнение теста «Как понял ты новый - 5 мин.
материал»
Этап 8. Обобщение изученного, постановка домашнего задания,
выставление оценок - 3 мин.
Методы и приёмы преподавания:
- фронтальная беседа;
- сообщение;
- тестирование;
- экспресс-опрос;
- упражнения - демонстрация;
Ход урока
- Организационный момент
Вступительное слово учителя (нацеливание учащихся – мотивация).
Ребята, предыдущий урок алгебры был посвящен теме «Последовательности». Из всех числовых последовательностей особо выделяют две. Их назвали прогрессиями.
- Устная работа
1) Устные упражнения по теме « Последовательности»
1.Что называется числовой последовательностью?
2. Приведите примеры числовых последовательностей.
3. Последовательность задана формулой αn = 4n – 1. Найдите: α ₅, α₁₀, αk .
4. с₁ = - 20, сn+1 = сn + 10. Найдите : с₂, с₃, с₄.
2) На доске:
1) 1, 2, 4, 7, …
2) 2, 0,2, 0,02, 0,002…
3) 1, 4, 9, 16 …
4) 2008, 2012, 2016, 2020 …
5) – 1, - 2, - 3, - 4, …
6) 5, 5, 5, 5, …..
Ответьте на вопросы:
- Какая закономерность наблюдается в каждой последовательности?
- Найдите 5-ый и 6-ой члены каждой из числовых последовательностей.
- А можно ли из данных пяти последовательностей выделить группу числовых рядов, объединённых каким-либо общем признаком?
- Объяснение нового материала
Какие последовательности образованы с помощью одного и того же правила? (Учащиеся пытаются сформулировать определения самостоятельно)
Определение:
Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией.
Слово прогрессия в переводе с латинского означает «движение вперед».
Число, которое прибавляют к каждому члену прогрессии, чтобы найти последующий член называется разностью арифметической прогрессии
d = an+1 – an
Найти разность арифметической прогрессии: (устно)
4; 6; 8; …
-6; -10; -14; …
8; 8; 8; 8; …
d может быть любым числом; если d > 0, прогрессия возрастающая; если d < 0 – убывающая.
Чтобы однозначно задать арифметическую прогрессию достаточно задать:
1 способ: 2; 10; (два члена её); 2 способ: а1 = 2; d = 0,5;
другие способ будут рассматриваться далее.
Вспомним, как называется формула для нахождения любого члена числовой последовательность которого используется предыдущим члены (или члена)
-рекуррентная формула
Т. е. найти любой член арифметической прогрессии можно с помощью рекуррентной формулы
an+1 = an + d
Найдите 4-е члена арифметической прогрессии: (an) a1 = 2; d = 0,5
a2 = 2 + 0,5 = 2,5
a3 = 2,5 + 0,5 = 3
a4 = 3 + 0,5 = 3,5
А что если нужно найти 31- й или 101 –й член прогрессии?
Понятно, что выше использованный способ нахождения любого (в том числе с большим порядковым номером) члена арифметической прогрессии неудобен из-за значительных вычислений.
Попробуем вывести формулу n-ого члена прогрессии.
Рассмотрим арифметическую прогрессию (an), в которой a1 -1-ый член , d - разность.
По определению арифметической прогрессии:
a2 = a1 + d
a3 = a2 + d = a1 + d + d = a1 + 2d
a4 = a3 + d = a1 + 2d + d = a1 + 3d
a5 = a4 + d = a1 + 3d + d = a1 + 4d
А нет ли какой-то связи между порядковым номером числа прогрессии и числа, стоящего перед d. Есть: она на 1 меньше.
Тогда an = a1 + (n - 1)d
Это и есть формула n-ого члена арифметической прогрессии.
4. Первичное закрепление
1) Последовательность (сn) – арифметическая прогрессия. Найдите:
а) с16, если с1 = 20 и d = 3; б) с21, если с1 = 5,8 и d = - 1,5.
2) Найдите десятый и n-й члены арифметической прогрессии:
а) -8; -1; ….; б) 2,3; 1; …. .
5. Работа в группах
1) Последовательность (аn) – арифметическая прогрессия.
Найдите: d и а1, если а3 = 5, а15 = 29.
2) Что вы можете сказать о любых трех последовательно идущих членах арифметической прогрессии? Почему эта последовательность называется арифметической прогрессией?
Свойство арифметической прогрессии:
каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов.
an =
6. Решение задач по новой теме
(У каждого ученика на парте лист с текстами задач)
1) Дана арифметическая прогрессия -7; -2; 3; а; 13.
Чему равно число а?
2) Арифметическая прогрессия задана формулой n-го члена
аn = 3(n – 8). Укажи её разность d.
3) Студенты должны выложить плиткой мостовую. В первый день они выложили 3 м2. Приобретая опыт, студенты каждый последующий день, начиная со второго, выкладывали на 2 м2 больше, чем в предыдущий. Сколько м2 уложат студенты в 15 день?
4) Амфитеатр состоит из 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 6 мест больше, чем в предыдущем, а в последнем ряду 126 мест. Сколько мест в первом ряду?
7. Тест по теме « Арифметическая прогрессия»
( проверка усвоения нового материала)
1. Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, в которой каждый член начиная со второго, равен предыдущему
а) сложенному с одним и тем же числом
б) умноженному на одно и то же число
в) разделенному на одно и то же число
г) возведенному в квадрат
2. Что бы найти разность арифметической прогрессии, надо:
а) из первого члена вычесть второй
б) второй член разделить на первый
в) первый член умножить на второй
г) из последующего члена вычесть предыдущий
3. Укажите формулу n – го члена арифметической прогрессии:
а) an = a1 ∙ d (n-1) б) an = a1+ d (n-1)
в) an = a1: d (n-1) г) an = d + a1 (n-1)
4. Какая из последовательностей чисел является арифметической прогрессией
а) 1; -1; 1; -1; 1; -1;… б) -1; 3; 7; 11; 15; 19;…
в) -1; -3; -9; -27; - 81; - 243… г) -1; 3; - 7; 11; - 15; 19;…
5. Первый член арифметической прогрессии а₁; а₂; 4; 8;… равен
а) 1 б) 12 в) -4 г) -1
6. Найдите разность арифметической прогрессии, если а₃ = 4, а₄ = 8
а) -4 б) 0,5 в) 6 г) 4
7. Найдите четвертый член арифметической прогрессии, если а₁ = 10; d = - 0,1
а) 97 б) 9,7 в) -97 г) – 9,7
8. Третий член арифметической прогрессии равен 6, а пятый равен 10. Найдите первый член этой прогрессии.
а) 1 б) -1 в) 2 г) 0
9. Найдите bк ,если (bn ) арифметическая прогрессия 4; bк; 9 …
а) 5,5 б) 7,5 в) 8,5 г) 6,5
Взаимопроверка по готовым ответам, объявляют количество баллов.
Проверка теста:
1 правильный ответ -1 балл.
1 - а, 2 - г, 3 - б, 4 - б, 5 - в, 6 - г, 7 - б, 8 - в, 9 – г.
8. Рефлексия. Постановка домашнего задания
Что же сегодня мы узнали? – Посмотрите на таблицу, в ней отображено всё:
- Рекуррентный способ задания арифметической прогрессии an+1 = an + d
- Разность прогрессии d = an+1 - an
- Формула n-ого члена an = a1 + d(n - 1)
- Характеристическое свойство an =
Домашнее задание:
п. 25, № 575 (б, г), 577 (а), 580, 599, 600(а).
Учитель оценивает учащихся, отвечающих у доски и активно с места.
Ученики записывают домашнее задание.
Общее количество баллов Итоговая оценка
0 – 14 2
15 – 19 3
20 – 25 4
26 – 29 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 9 классе по теме"«Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
Урок алгебры в 9 классе на основе деятельного подхода ....
Урок на тему: « Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
План урока на тему "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" разработан для учащихся 9 класса. УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Уро...
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
Урок изучения нового материала. Содержит конспект урока и презентацию к уроку. Алгебра - 9. Учебник Макарычева Ю.Н....
Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии
Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии...
Методическая разработка урока алгебры по теме «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии» 9 класс
Тема учебного занятия: «Арифметическая прогрессия. Формула n – го члена арифметической прогрессии»Тип урока: урок постановки проблем и их решения.Цель урока:Предметные: формирование ...
« Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии»
На данном уроке были созданы условия для формирования первоначальных представлений об арифметической прогрессии, поиска и выделения необходимой информации, подведения под понятия, выведения следс...
Конспект урока "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Тема: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.Класс: 9УМК: Ю. Н. Макарычев «Алгебра 9»Образовательные цели:- организовать деятельность уча...