Разработка урока по алгебре в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Цели урока:

- ввести определение квадратного уравнения;

- уметь определять по внешнему виду уравнения, является ли оно квадратным или нет;

- уметь определять значения коэффициентов a, b и c;

- уметь отличать полные квадратные уравнения от неполных квадратных уравнений;

- уметь определять вид неполного квадратного уравнения и выбирать алгоритм его решения;

- научиться решать неполные квадратные уравнения;

- закрепить и систематизировать полученные знания в ходе выполнения упражнений;

- развивать память, логическое мышление;

- уметь проводить классификацию уравнений по общему виду;

- уметь выделять общее и находить различия;

- уметь проводить взаимоконтроль и самоконтроль;

- уметь работать в группах и в парах, развивая взаимовыручку, выслушивать мнения товарищей, отстаивать свою точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и наука Республики Татарстан 

        

Разработка урока по алгебре в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения.

Неполные квадратные уравнения»

Ларионова Надежда Леонтьевна

учитель математики первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чувашско- Бурнаевская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

2017 год

Тема «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели урока: 

- ввести определение квадратного уравнения;

- уметь определять по внешнему виду уравнения, является ли оно квадратным или нет;

- уметь определять значения коэффициентов a, b и c;

- уметь отличать полные квадратные уравнения от неполных квадратных уравнений;

- уметь определять вид неполного квадратного уравнения и выбирать алгоритм его решения;

- научиться решать неполные квадратные уравнения;

- закрепить и систематизировать полученные знания в ходе выполнения упражнений;

- развивать память, логическое мышление;

- уметь проводить классификацию уравнений по общему виду;

- уметь выделять общее и находить различия;

- уметь проводить взаимоконтроль и самоконтроль;

- уметь работать в группах и в парах, развивая взаимовыручку, выслушивать мнения товарищей, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: Алгебра – учебник для 8 класса, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, листочки (зеленого, синего и желтого цвета).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель: обеспечить положительный эмоциональный настрой.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы и их коррекция; актуализировать знания о решении линейных уравнений; зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно-значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Слайд 1

  1. 4x = -20,
  2. 6x2 -5x +1 = 0,
  3. 2x2 – 18 = 0,
  4. 8(y – 1) = 12,6 – 2,3y,
  5. 3x2 = 0,
  6. 9x2 + 16x = 0,
  7. 4t + t2 – 10 = t2 + t + 8,  
  8. x2 + 4x – 12 = 0,
  9. x2 – 8x = - 2(5 + 4x),
  10. (4x – 3)2 – 4x(4x – 1) = 49.

- В домашней работе вам нужно было решить, если возможно, уравнения и выписать в отдельные группы те, которые вы можете свести к одному и тому же виду.

- Поднимите руку, кому удалась классификация.

- Кому удалось выделить только одну группу?

- Выпишите на доске номера уравнений, вошедших в нее.

- У кого получилось две группы?

- Выпишите номера уравнений, вошедших в них.

- У кого больше?

- Сколько?

- Выпишите номера на доске.

- Посмотрите, в первой группе (1, 4, 7, 10) такие разные уравнения, а вы их записали вместе. Почему? (Они сводятся к одному и тому же виду).

- Кто сможет записать на доске этот одинаковый вид каждого из уравнений?

- Как называются уравнения, к которым можно их свести? (Линейные).

- А какой общий вид линейного уравнения? (ax+b=0).

Слайд 2

      Общий вид линейного уравнения:

      ax + b = 0

- В чем же отличие данных уравнений от линейных?  (В правой части нет нуля, а в левой – числа).

- Как можно их свести к линейным?  (Перенести слагаемое из левой части в правую).

- Что при этом должно произойти со знаком слагаемого?  (Он должен измениться на противоположный).  

- Посмотрите, на слайде показаны получившиеся линейные уравнения.

Слайд 3

      4x +20 = 0,

      10,3y – 20,6 = 0,

      3t – 18 = 0,

     -20x – 40 = 0.

- Назовите, чему равны в них коэффициенты a и b.

- Какие тождественные преобразования вам пришлось выполнять при решении уравнений?  (Переносить слагаемые из одной части уравнения в другую,  изменяя их знаки на противоположные. Умножать и делить левую и правую части на одно и то же число, отличное от нуля).

- Итак, четыре таких различных уравнений путем тождественных преобразований можно свести к одному – линейному, алгоритм решения которого хорошо известен.

- А другие группы или другую группу домашних уравнений вы можете свести к одному и тому же виду? (Нет).

- А все ли уравнения вы смогли решить?  (Нет).

- Теперь проверьте домашнее задание. Корни уравнений, которые вы могли решить – на слайде.

Слайд 4

       x = -5,

       y = 2,

       t = 6,

         x = - 2.

  • Поднимите руку, кто все правильно решил.
  • Кто допустил ошибки.

Физминутка для глаз.

III. Восприятие и первичное закрепление нового материала.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока; обеспечить восприятия  осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

- Сегодня вы убедитесь, что и оставшиеся шесть уравнений – это так же уравнения одного и того же вида. Попробуйте дать им имя.  (Квадратные уравнения).

- Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Записать тему урока на доске.

- Зная тему урока, давайте попробуем определить цели урока. Раз в теме написано «Определение квадратного уравнения», значит, в первую очередь, что вам предстоит сделать? (Выучить определение).

- Если написано «Неполные квадратные уравнения», значит… (Есть и полные).

- А раз есть те и другие, то чему вы должны научиться?  (Отличать их друг от друга).

- Итак, перед вами сегодня стоят следующие цели:

Слайд 5

   1) выучить определение квадратного уравнения;

  2) научиться определять по виду уравнения - является ли оно квадратным или нет;

  3) научиться определять вид квадратного уравнения – полное оно или неполное;

  4) научиться выбирать нужный алгоритм решения неполного квадратного уравнения.

 

- Значение квадратного уравнения в науке трудно переоценить. Умение решать его не раз выручит вас не только на уроках математики, но и на уроках физики, химии и даже информатики.

- Но вернемся к уравнениям, которые вы не смогли решить дома.

Слайд  6

6x2 -5x +1 = 0,

x2 + 4x – 12 = 0,

- Что в них можно выделить общего?  (1) есть х2; 2) есть х; 3) в правой части 0; 4) есть число).

- А чем отличаются данные уравнения?  (Числовыми коэффициентами при х и числом).

- Так как эти числа разные, то математики договорились обозначать коэффициент при x2 через a, при x - через b, число - через c. Тогда эти уравнения можно будет представить в виде:  ax2 + bx + c = 0.

Слайд 7

        ax2 +bx + c = 0

- А как вы думаете, любыми ли числами могут быть a, b и c?  (Нет, а не может быть 0).

- Почему?  (Уничтожается х2).

- Есть ли еще какие-нибудь ограничения a, b и c?  (Нет).

- Итак, определение квадратного уравнения.

1 уровень: с помощью учебника с.111, п.21.

2 уровень: без учебника дополнить:

Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где:

1) х -

2) a, b и c -

3) а

3 уровень: самостоятельно дать определение квадратного уравнения.

Проверка.

Записывается на доске: ax2 + bx + c = 0, где х – переменная, a, b и c – некоторые числа, причем а ≠ 0.

- Запишите определение квадратного уравнения в тетради.

- Коэффициенты a, b и c имеют специальные названия: a – первый коэффициент (иногда называют старшим коэффициентом), b – второй коэффициент, c – свободный член.

- А только ли буквой х мы можем обозначать переменную? (Нет).

- Кто сможет записать на доске общий вид квадратного уравнения, где переменная будет обозначена другой буквой?

- Какое выражение стоит в левой части уравнения?  (Сумма).

- Какое преобразование можно выполнять с суммой, и при этом не изменится ее значение? (Переставлять местами слагаемые).

- Кто сможет написать на доске, как может выглядеть квадратное уравнение иначе?  (bx + ax2 + c = 0, c + ax2 +bx = 0, и т.д.).

- На слайде представлено несколько уравнений. Выпишите из них те, которые являются квадратными.

Слайд 8

  1. 2,7х2 – 3х + 4 = 0,
  2. 38х2 – х3 – 8 = 0,
  3. 4 – 15х = 0,
  4. – х2 = 0,
  5. 2,1х2 + 3х – 2/3 = 0,
  6. 4/х2 + 2х - 38 = 0,

7.      6х2 – 12 = 0.

- Почему другие уравнения не будут квадратными?  (Они другого вида).

- К найденным квадратным уравнениям я добавлю еще несколько уравнений. Все они представлены на слайде.

Слайд 9

  1. 2,7х2 – 3х + 4 = 0,
  2. – х2 = 0,
  3. 2,1х2 + 3х – 2/3 = 0,
  4. 2 – 12 = 0,
  5. – х2 – 9х + 1 = 0,
  6. – 7 + 3х + х2 = 0,

7.      х2/3 – 7х = 0.

- Подумайте, все ли они квадратные? (Да).

- Почему?  (Так как их можно привести к виду ax2 + bx + c = 0, где х – переменная,  a, b, c ϵ R,  а ≠ 0).

- Для каждого предложенного уравнения выпишите значения коэффициентов a=, b=, c=.

- Проверьте друг у друга ответы и исправьте ошибки. Правильные ответы на слайде.

Слайд 10

  1. a = 2,7,  b = - 3, c = 4,
  2. a = - 1, b = 0,  c = 0,
  3. a = 2,1,  b = 3, c = - 2/3,
  4. a = 6, b = 0,  c = - 12,
  5. a = - 1, b = - 9,  c = 1,
  6. a = 1,  b = 3,  c = - 7,

7.      a = 1/3,  b = - 7,  c = 0.

- А теперь придумайте и запишите каждый свое квадратное уравнение. Постарайтесь для коэффициентов использовать любые допустимые значения.

- Проверьте друг у друга – квадратные ли уравнения получились, если нет – исправьте ошибку.

Один из учеников запишет свое уравнение на доске.

- Итак, коэффициенты b и c в отличие от a могут быть и нулями. Что произойдет в этом случае с общим видом квадратного уравнения? (В этом случае в квадратном уравнении пропадает одно или несколько слагаемых).

- Как можно назвать получившиеся уравнения?  (Неполными).  

- Запишем в тетрадях: если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю, то уравнение называется неполным квадратным уравнением.

- Что значит «хотя бы один»? (Один или больше).

- От чего же зависит вид неполного квадратного уравнения?  (От того, какой коэффициент b или c равен нулю).

- Давайте рассмотрим все возможные варианты.

1 уровень: с помощью учебника с.112 выписывают виды неполных квадратных уравнений.

2 уровень: Неполные квадратные уравнения бывают трех видов:

  1.                               , где с ≠ 0;
  2.                               , где b ≠ 0;
  3.                               , где b = 0 и c = 0.

3 уровень: самостоятельно записывают виды неполных квадратных уравнений.

Проверка: соответствующий слайд с неполными квадратными уравнениями.

Слайд 11

  1. ax2 + c = 0, где с ≠ 0;
  2. ax2 + bx = 0, где b ≠ 0;

3)      ax2 = 0, где b = 0 и c = 0.

- На предложенном слайде выберите неполные квадратные уравнения и выпишите в тетрадь под каждым видом неполного квадратного уравнения соответствующий порядковый номер найденного уравнения.

Один из учеников выполняет работу у доски с листочками.

Слайд 12

  1. 2,7х2 – 3х + 4 = 0,
  2. – х2 = 0,
  3. 2,1х2 + 3х – 2/3 = 0,
  4. 2 – 12 = 0,
  5. – х2 – 9х + 1 = 0,
  6. – 7 + 3х + х2 = 0,

7.      х2/3 – 7х = 0.

- Подумайте, а не встречались ли нам уже неполные квадратные уравнения? (Да, в домашней работе).

- Теперь нам осталось только записать решение таких уравнений в общем виде.

- А как можно назвать не выбранные уравнения?  (Полные).

- Решать их вы научитесь уже через два урока.

- Итак, ax2 + c = 0, где с ≠ 0.

- Прочитайте текст на стр. 112.

- Решим неполные квадратные уравнения, которые встретились у вас в домашней работе.

Записывается решение и проговаривается алгоритм.

2 – 18 = 0

Перенесем свободный член в правую часть уравнения:

2 = 18

Разделим обе части получившегося уравнения на 2: 

х2 = 9

Отсюда х = 3 или х = - 3. 

Ответ: х1 = 3, х2 = - 3 .

х2 - 8х = - 2(5 + 4х)

Раскроем скобки и приведем подобные члены многочлена:

х2 – 8х = - 10 – 8х,

х2 – 8х + 10 + 8х = 0,

х2 + 10 = 0

Перенесем свободный член в правую часть:

х2 = - 10

Так как квадрат числа не может быть отрицательным числом, то получившееся уравнение не имеет корней. А, следовательно, не имеет корней и равносильное ему уравнение

 х2 + 10 = 0 .

Ответ: корней нет

Слайд 13

      Алгоритм решения квадратного уравнения вида:  ax2 + c = 0 при c ≠ 0

  1. перенести свободный член в правую часть;
  2. разделить обе части уравнения на а;
  3. если – с/а0, то два корня х1 =  и х2 = - ; если – с/а, то корней нет;

4)      записать ответ.

- Значит, сколько может быть корней в неполном квадратном уравнении такого вида? (Два или вообще нет корней).

- Решите неполное квадратное уравнение, применяя данный алгоритм: I в. - № 515(а), II в. -- № 515(д).

- Теперь проверьте свои решения, сравнив с решениями на слайде, исправив ошибки.

Слайд 14

Iвариант                                                  II вариант

2 – 9 = 0,                                              6v2 + 24 = 0,

2 = 9,                                                    6v2 = - 24,

 х2 =  2,25,                                               v2 = - 4.

   х = 1,5 или х = - 1,5.                              Ответ: корней нет.

   Ответ: х1 = 1,5, х2 = - 1,5.                            

- Следующий вид неполного квадратного уравнения: ax2 + bx = 0,  где b ≠ 0.

- Из домашней работы:

2 + 16х = 0

Записывается решение и проговаривается алгоритм.

Разложим левую часть уравнения на множители:

х(9х + 16) = 0

Отсюда х = 0 или 9х + 16 = 0.

Решим уравнение

9х +16 = 0,

9х = - 16,

х = - 1 .

Ответ: х1 = 0, х2 = - 1 .

Слайд 15

         Алгоритм решения квадратного уравнения вида: ах2 + bx = 0 при b ≠ 0

  1. разложить левую часть на множители;
  2. используя условие равенства произведения нулю,  уравнение заменяется на два уравнения;
  3. решается каждое уравнение;
  4. записывается ответ.

- Сколько корней всегда будет в таком уравнении?  (Два).

- Причем, один из них обязательно какой?  (Нуль).

- Решите неполное квадратное уравнение, применяя этот алгоритм: I в. - № 517(а), II в. – № 517(б).

- Теперь проверьте свои решения, сравнив с решениями на слайде, исправив ошибки.

Слайд 16

         I вариант                                           II вариант

         3х2 – 4х = 0,                                       - 5х2 + 6х = 0,

      х(3х – 4) = 0,                                      х(- 5х + 6) = 0,

         х = 0 или 3х – 4 = 0,                          х = 0 или – 5х + 6 = 0,

                          3х = 4,                                                 - 5х = - 6,

                           х = 1 .                                                х = 1 .

         Ответ: х1 = 0, х2 = 1 .                          Ответ: х1 = 0, х2 = 1 .

- Последний тип неполного квадратного уравнения ах2 = 0, где b = 0, c = 0.

- Из домашней работы:

2 = 0

Записывается решение и проговаривается алгоритм.

Разделим обе части на 3:

х2 = 0,

х = 0.

Ответ: х = 0.

Слайд 17

       Алгоритм решения квадратного уравнения вида: ах2 = 0, при b = 0 и c = 0.

  1. разделим обе части на а;
  2. х2 = 0, х = 0;
  3. записать ответ.

- Сколько корней в таком неполном квадратном уравнении?  (Один).

- Какой?  (Нуль).

Физминутка.

IV. Закрепление изученного материала.

Цель: проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

- Как вы думаете, для чего надо четко различать друг от друга виды неполных квадратных уравнений?  (Чтобы применять нужный алгоритм при решении уравнения).

- Объединитесь в группы (1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа) и выберите, какой алгоритм нужно применить для решения каждого из предложенных уравнений: 1-й, 2-й или 3-й. А один представитель от группы наклеивает напротив каждого уравнения листочек соответствующего цвета: синий – 1, желтый – 2, зеленый – 3.

Слайд 18

  1. 2 – 12 = 0,
  2. 3z – 12z2 = 0,
  3. 10m2 = 0,
  4. 7y2 – 2y = 0,
  5. 2n + n2 = 0,
  6. 17 – p2 = 0.

  • Решите по одному уравнению из каждого вида на выбор.
  • Сравните решения уравнений на слайде.

Слайд 19

  1. 2 – 12 = 0, 5х2 = 12, х2 = 2,4, х1 = , х2 = - .

Ответ: х1 =  , х2 = - .

  1. 3z – 12z2 = 0, z(3 – 12z) = 0, z = 0 или 3 – 12z = 0, - 12z = - 3, z = 0,25.

Ответ: z1 = 0, z2 = 0,25.

  1. 10m2 = 0, m2 = 0, m = 0.

Ответ: m = 0.

  1. 7y2 – 2y = 0, y(7y – 2) = 0, y = 0 или 7y – 2 = 0, 7y = 2, y = .

Ответ: y1 = 0,  y2 = .

  1. 2n + n2 = 0, n(2 + n) = 0, n = 0 или 2 + n = 0, n = - 2.

Ответ: n1 = 0, n2 = - 2.

  1. 17 – p2 = 0, - p2 = - 17, p2 = 17, p1 =, p2 = - .

Ответ:  p1 = , p2 = -  

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы; поблагодарить учащихся, которые помогли получить результаты урока.

- Итак, давайте проверим, достигли ли вы целей сегодняшнего урока.

- Сформулируйте определение квадратного уравнения.

- На какие два вида делятся квадратные уравнения?

- Какое квадратное уравнение называется  неполным?

- Сколько существует алгоритмов его решения?

- От чего зависит выбор нужного алгоритма?

- Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение?

- Достигли ли вы поставленных целей?

- А чему вы должны будете научиться на ближайших уроках? (Решать полные квадратные уравнения).

VI. Обсуждение домашнего задания.

П. 21, №№ 518, 519.

Литература

  1. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, и др. – М.: Просвещение, 2009.

2.        Алгебра. 8 класс. Поурочные планы  по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / Авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград: Учитель – АСТ,  2008.

3.        Поурочные разработки по алгебре: 8 класс. / Сост. А.Н. Рурукин. – М.: ВАКО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...

Конспект урока по теме "Определение квадратного уравнения.Неполные квадратные уравнения."

Урок по теме"Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения." является уроком изучения нового материала ,содержит достаточно насыщенный теотетический материал,рекомендован ...

Разработка проблемно-эвристического урока алгебры в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами...

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.

Материал содержит презентацию к уроку, конспект и раздаточный материал....

Презентация «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения"....

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.

Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Умение решать уравнения не только имеет теоретическое значение для познания естественных за...