Формы математического творчества на различных ступенях обучения математике
статья по алгебре

Этапы и формы  вовлечения обучающихся в математическое творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Математическое творчество как средство повышения интереса к изучению математики в условиях ФГОС

В ходе своей работы я столкнулась с рядом педагогических проблем, важнейшей из которых считаю вопрос активизации учения школьников, который  относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Проблема вызвана рядом противоречий. Современное информационное общество ставит пред школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией, самостоятельно работать над развитием интеллекта, повышением культурного уровня.

В то же время в последние годы наблюдается падение интереса школьников к учебе, в частности, к изучению математики; низкий уровень активности школьников в процессе обучения; интеллектуальная пассивность; низкий уровень обеспечения образовательных потребностей ребенка с гуманитарной направленностью в рамках урока математики.

В частности, за последние годы в МБОУ СОШ 206 Октябрьского района г. Новосибирска резко увеличилось число обучающихся, неуспевающих по итогам года по отдельным предметам, не допущенных к итоговой аттестации.

Поэтому считаю необходимым повышать уровень положительной мотивации обучающихся к учению путем вовлечения в математическое творчество на различных ступенях обучения математике.

Школьники 5-6 классов охотно занимаются выполнением творческих заданий: создание математических кроссвордов, ребусов, разработка математических диктантов по теме «Координатная плоскость».

В нашей школе ежегодно проводятся два важных общешкольных мероприятия:  Декада математики ( 2 четверть) и Неделя науки (3 четверть).

В рамках этих мероприятий проводятся конкурс знатоков математики, подготовка и выступление лекторов, подготовка материалов и выпуск газет с учащимися по темам курса   математики. Такие мероприятия позволяют стопроцентно привлекать обучающихся к  математическому творчеству. Задания конкурса знатоков математики составлены таким образом, что любой учащийся, независимо от успешности освоения программы по математике, может проявить свою смекалку, внимательность, логику и добиться успеха. Выступления лекторов позволяют детям с гуманитарной направленностью реализовывать свой творческий потенциал в ходе подготовке и чтения лекций по истории математики, о занимательных математических фактах и др.

С учениками, проявляющими особый интерес к математике, готовим выступление в НПКШ, например, рассматривая тему «Признаки делимости».

В 5-6 классах начинаю подготовку к участию в математических турнирах различного уровня. Первый этап – участие в заочных конкурсах «Кенгуру»,  «Ребус» и участие в общешкольной математической игре «Мудрая сова».

В дальнейшем, в 7-8 классах продолжаем участие в этих конкурсах и добавляем очные городские или областные конкурсы: районная игра «Кубок кота Ученого», лично-командное первенство Новосибирской области по математике среди 7-8 классов «Математическая карусель» , которое проводит «Школа Пифагора».  Учащиеся 7-8 классов участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, а также, в НПКШ – тема «Формулы площадей многоугольников».

На этой ступени начинаю создавать с учащимися математические продукты с применением ИКТ: буклеты, презентации.

И, в соответствии с требование программы,  разрабатываем и защищаем индивидуальные и групповые проекты по математике.

С учениками 9-11 классов продолжаем традиционную работу: международный математический конкурс «Кенгуру - выпускникам», всероссийская олимпиада школьников, подготовка учащихся к участию в НПК и участие в НПК школьников,  подготовка и выступление лекторов в общешкольной Неделе Науки.

Также продолжаем участие в математических конкурсах: районная игра «Кубок кота Ученого», лично-командное первенство Новосибирской области по математике среди 9–11 классов «Школы Пифагора» и добавляем личное первенство, конкурс «Абака».

Большое внимание уделяю подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.  Силами учеников готовим наглядные материалы  ОГЭ и ЕГЭ с использованием интернет-ресурсов. Проводим занятия по подготовке к экзамену с использованием составленных  учащимися презентации по темам курса   математики.

Результатом такой работы становятся: повышение количественной и качественной успеваемости, высокий процент поступления выпускников в ВУЗы и СУЗы математической направленности, снижение количества обучающихся, неуспевающих по итогам года по отдельным предметам, не допущенных к итоговой аттестации.

Этапы вовлечения обучающихся в математическое творчество на различных ступенях обучения математике в условиях ФГОС

5-6 класс

Международный математический конкурс «Кенгуру»

Всероссийский математический конкурс «Ребус»

Общешкольная математическая игра «Мудрая сова»

Всероссийская олимпиада школьников

Подготовка учащихся к участию в НПК и участие в НПК школьников

Подготовка и выступление лекторов в общешкольной Неделе Науки

Участие  в общешкольном конкурсе знатоков математики

Подготовка материалов и выпуск газет с учащимися по темам курса   математики

Создание математических кроссвордов, ребусов.

Разработка математических диктантов по теме «Координатная плоскость»

7-8 класс

Подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов по математике

Районная игра «Кубок кота Ученого»

Лично-командное первенство Новосибирской области по математике среди 7-8 классов «Школа Пифагора».  Математическая карусель.

Всероссийская олимпиада школьников

Составление презентации с учащимися по темам курса   математики

Подготовка учащихся к участию в НПК и участие в НПК школьников

Подготовка и выступление лекторов в общешкольной Неделе Науки

Подготовка материалов и выпуск буклетов с учащимися по темам курса   математики

9-11 класс

Подготовка и проведение  факультативов по избранным темам ЕГЭ с использованием составленных  учащимися презентации по темам курса   математики

Международный математический конкурс «Кенгуру - выпускникам»

Районная игра «Кубок кота Ученого»

Лично-командное первенство Новосибирской области по математике среди 9–11 классов «Школа Пифагора».

Абака. Личное первенство.

Всероссийская олимпиада школьников

Подготовка учащихся к участию в НПК и участие в НПК школьников

Подготовка и выступление лекторов в общешкольной Неделе Науки

Подготовка наглядных материалов ОГЭ и ЕГЭ силами учащихся с использованием интернет-ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы организации учебной деятельности при обучении математике

Развить интерес учащихся к процессу  изучения математики в 7-9 классах...

Формирование лексического навыка на различных ступенях обучения

В данной презентации рассмотрены понятие лексического навыка, виды лексических единиц, процесс формирования лексического навыка и контроль сформированности....

Творчество учителя - залог успешности обучения математике.

Решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познани...

Програмно-методическое обеспечение курса математики (алгебры и начал математического анализа, геометрии) III ступени обучения коррекционной образовательной школы I-II вида (программа, КТП)

Програмно-методическое обеспечение курса математики (алгебры и начал математического анализа, геометрии) III ступени обучения коррекционной образовательной школы I-II вида (программа, КТП)...

Аудирование на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе. ( Технология работы с видеоматериалами на уроках различных ступеней обучения).

Теоретическая работа с практическим приложением по использованию аутентичного видеоматериала на уроках немецкого языка....

Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...