конспект урока по математике 5 класс "Проценты"
план-конспект урока по алгебре (5 класс)

Тимохина Вера Александровна

·        знакомство с широтой применения процентов (банковские операции, торговля, при подсчете изменения цен и т.д.)

·        закрепление и обобщение знаний по теме «Проценты» (решение задач на проценты, работа с процентами как с одним из способов представления числовых данных)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_matematike_5klass.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационная работа

учителя математики МОУ Глуховской

средней общеобразовательной школы

Тимохиной Веры Александровны

Тема: «Проценты»

(5 класс)

с. Глухово – 2018

Психолого – педагогическая характеристика класса.

         В 5 классе обучается 6 учеников: 4 мальчика и 1 девочка. Как коллектив, класс естественно ещё не сформировался, в силу пока ещё небольшого возраста учащихся. Уровень развития у учащихся компонентов учебной деятельности различный.

         В классе нет учеников с достаточно высоким уровнем учебных возможностей. В свою очередь категорию со средним уровнем можно разделить на 2 подкатегории: к 1-й категории можно отнести троих учеников, которые с охотой работают на уроке, всегда хотят ответить на вопрос (решить задачу), однако не всегда знают правильный ответ. Эти учащиеся обладают быстрой и эмоциональной речью, высоким уровнем работоспособности, но им не хватает усидчивости, отсюда и не всегда правильный ответ.

         Другая категория данной группы состоит из 2 учеников, которые характеризуются также средним уровнем знаний, но в отличие от предыдущих учащихся, эти ученики в работу включаются вяло, присутствует нежелание учиться и работать на уроке. Процесс восприятия у этих учащихся нового материала происходит медленнее, более упорно.

         Индивидуального подхода требует к себе последний ученик, относящийся к категории с низким уровнем учебных способностей. У данного ученика плохо  развиты память и мышление, добавить к этому можно нежелание работать на уроке, пассивное поведение при изучении нового материала. Правда при возникновении  интереса к учебному процессу, проявляет усидчивость, обдумывает каждый шаг при выполнении того или иного задания.

         Внимание класса всегда приходится держать под контролем, сосредоточивать на учебном процессе, возможно одной из причин этого является конфликтный характер межличностных  отношений в классе. В эмоциональной атмосфере практически всегда присутствует  небольшое напряжение: трое учащихся, которые активно работают и любят работать на уроке, могут перебивать друг друга, мешать ответить. Поэтому происходит потеря времени на поддержание в классе стабильной рабочей обстановки. Поставленные цели в начале урока достигаются при высоком уровне заинтересованности учащихся этой группы и вовлечения в учебно-воспитательный процесс остальных учащихся.

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся.

         На момент проведения урока уровень  усвоения учащимися теоретических и практических основ темы: «Проценты» можно оценить как удовлетворительным. Учащиеся владеют практикой решения основных трех типов задач на проценты, могут производить операции по переводу процентов в численные показатели и наоборот, умело применяют знания в знакомой ситуации.  

Цели урока.

Обучающие:

  • знакомство с широтой применения процентов (банковские операции, торговля, при подсчете изменения цен и т.д.)
  • закрепление и обобщение знаний по теме «Проценты» (решение задач на проценты, работа с процентами как с одним из способов представления числовых данных)

Развивающие:

  • развитие логического мышления (умений и навыков сравнения)
  • выявление закономерностей и обобщение учебного материала
  • развитие диалогической и монологической речи, творческих способностей в поиске различных способов и методов решения практических задач
  • развитие математической речи, памяти

Воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма, умения слушать мнения одноклассников, трудолюбия, умения самостоятельно работать.

Методы.

         Основными методами для достижения поставленных целей являются проблемный и поисковый. Учитель на уроке использует объяснительно-иллюстративный, учащиеся используют репродуктивный.

Оборудование.

  1. компьютерная презентация
  2. мультимедийный проектор
  3. таблица процентных вычислений
  4. карточки с заданиями

ПЛАН УРОКА

Организационный момент

1 мин.

Постановка темы и целей урока.

1 мин.

Проверка домашнего задания, опрос учащихся.

5 мин.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

5 мин.

Закрепление пройденного материала: работа у доски с комментариями, в тетради.

20 мин.

Самостоятельная работа на решение задач по теме «Проценты»

10 мин.

Подведение итогов урока

2мин.

Домашнее задание

1 мин.

ХОД УРОКА

деятельность учителя

деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель входит в класс, приветствует учеников, делает записи в журнале.

2. Постановка темы и целей урока.

Сегодня мы на уроке повторим и закрепим способы решения задач на проценты, а также познакомимся со сферами применения процентов.

3. Проверка домашнего задания, опрос учащихся.

Д/з №1609

Задача. Из 200 арбузов 16 оказались незрелыми. Сколько процентов всех арбузов составили незрелые арбузы?

Учитель к классу обращается с устными заданиями:

а) Туристы проехали 50% на автобусе и 40% на поезде. Весь ли путь они проехали? Сколько им осталось проехать?

б) 6 человек в классе участвовали в соревнованиях, что составляет 25% от всего количества, сколько всего человек в классе?

в) Стоимость товара увеличилась с 200 руб до 400руб. На сколько процентов изменилась цена? Во сколько раз увеличилась цена?

Далее проверяем домашнюю задачу на доске.

4. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

На доске демонстрируются слайды с вопросами.

Ребята, повторим ещё раз с вами, что такое процент?

Как найти несколько процентов от числа?

Как найти число по его проценту?

Что нужно сделать, чтобы найти процентное отношение двух чисел?

Какой обыкновенной дроби соответствует 25%? 20%?

Как быстро найти 10% от числа? 50%?

Скольким процентам соответствует десятичная дробь 0,28? 0,64? 1,34? 0,07?

Вообще проценты имеют очень широкое применение во многих  сферах, например: банки (финансовые операции), торговля (цены на товары), коммунальные платежи и т.д. Незнание приемов вычисления процентов ведет к возникновению трудностей у людей. Поэтому тема «Проценты» очень важна.

5. Закрепление пройденного материала.

На доске демонстрируются слайды с задачами.

№1. Заполнить таблицу

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Учащиеся делают в тетради соответствующие записи.

Один учащийся по выбору выходит к доске и пишет решение домашней задачи.

Решение. Воспользуемся формулой процентного соотношения:

16:200∙100%=8%

Ответ: 8%

Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя:

а) туристы проехали не весь путь, им осталось проехать 7%

б) нужно 6 умножить на 4, т.к. 25% это четвертая часть от числа, всего в классе 24 ученика.

в) Стоимость товара увеличится на 100%, т.к. изменение цены равно 200р, а это и есть сама цена, т.е. 100%. Цена увеличится в 2 раза.

Ученик у доски объясняет решение домашней задачи.

Процент - это одна сотая часть.

Нужно это число умножить на количество процентов и поделить на 100.

Нужно эту часть числа умножить на 100 и поделить на соответствующее количество процентов.

Нужно разделить разделить одно число на другое и умножить на 100%.

Соответствует 1/ 4, 1/ 5

Нужно число поделить на 10; нужно поделить на 2.

28%, 64%, 134%, 7%

Дробь

1/2

 

1/10

 

1/50

 

 

 

Десят. др.

 

0,25

 

 

 

 

0,05

 

Проценты

 

 

 

20%

 

100%

 

1%

Учитель проверяет правильность заполнения таблицы.

№2. Какая часть фигуры закрашена  в процентах:

Задача. На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 350 руб. уценили на 40 %, а через неделю еще на 5% . В другом магазине, шарф такой же стоимости уценили сразу на 45%. В каком магазине выгоднее купить этот шарф?  К доске выходит один ученик, остальные пишут решение в тетради.

Задача. В 400гр воды растворили 80гр соли. Какова концентрация полученного раствора?

Один ученик выходит к доске и с объяснениями и помощью учителя решает задачу.

Задача. Стоимость товара возросла с 200руб. до 600руб. На сколько процентов изменилась цена? Во сколько раз возросла цена? Учитель объясняет решение задачи, учащиеся на местах записывают и слушают объяснения решения задачи.

Найдем изменения цены: 600-200=400. Найдем, сколько процентов составляет 400 от 200. 400:200·100%=200%.

600:200=3

6. Самостоятельная работа по теме «Проценты».

На проекторе открывается слайд с задачами для самостоятельной работы.

I вариант

№1. Найти 22% от 5? 34% от 40?

№2. Мебельный гарнитур стоил 25 000 рублей. Какова будет его цена, если  в связи с рождественскими праздниками, в магазине объявлена скидка 18% на всю мебель?

№3. Сплав бронза состоит из 90% меди и 10% олова. Сколько кг сплава получилось, если для его получения взяли 18кг меди?

7. Подведение итогов урока.

Учитель ведет диалог с классом.

Какие три типа задач на проценты вы знаете?

Во сколько раз возросла цена, если она изменилась на 200%? 400%?

В каких сферах широко применяются проценты?

Учитель, подводя итоги, выставляет и комментирует оценки учащихся, за работу на уроке.

8. Домашнее задание.

Домашнее задание: №1610

Спасибо за урок!

Учащиеся на местах в тетради заполняют таблицу.

Учащиеся устно отвечают с мест:

а) 50%, б) 20%, в) 25%, г) 75%, д) 60%

Решение, если шарф был уценен на 40%, то от его стоимости осталось 60%, найдем их:

350∙0,6=210руб, потом уценили ещё на 5%, тогда:

210∙0,95=199,5руб – стоил в первом магазине.

Во втором магазине уценили сразу на 45%, значит осталось 55%:

350∙0,55=192,5 руб. В другом магазине этот товар будет дешевле купить.

Найдем сначала массу полученного раствора: 400+80=480гр

Найдем, сколько процентов составляет 80гр от 480гр: 80:480·100=16,7% - концентрация полученного раствора.

Учитель объясняет решение задачи, учащиеся на местах записывают и слушают объяснения решения задачи.

Цена изменилась на 200%

Цена возросла в три раза.

Учащиеся решают задачи на проценты, и позже сдают свои работы.

II вариант

№1. Найти 28% от 12? 68% от 56?

№2. Антикварный магазин, купив два предмета за 225тыс.руб., продал их на 40% дороже. Какую прибыль получил магазин?

№3. Сплав дюралюминия состоит из 95% алюминия и 5% магния. Сколько нужно взять алюминия и магния для получения сплава массой 50кг?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Это нахождение процентов от числа, нахождение числа по его процентам и процентное соотношение.

Возросла в 3раза. в 5 раз.

Проценты применяются в банковских операциях, изменениях цен, подсчеты различных налогов и коммунальных платежей.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Таблица процентных вычислений.

НАХОЖДЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ ОТ ЧИСЛА

НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ЕГО ПРОЦЕНТАМ

ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ

Самоанализ

         Данный урок является обобщающим по теме «Проценты». На предыдущих уроках были изучены три типа решения задач на проценты, а также история возникновения процентов, сферы применения процентов. Для достижения поставленных целей в начале урока, использовались проблемный и поисковый методы, а также дифференцированный подход к учащимся.

         Для работы на уроке были задействованы все учащиеся, решение домашней задачи, работа у доски и на местах, а также написание самостоятельной работы. Что также является положительным моментом в достижении поставленных целей. Устная работа была направлена на повторение и закрепление полученных знаний, а также на развитие математической речи. Далее для наглядности на уроке были использованы карточки с заданиями и таблица процентных вычислений (прил. выше), что также способствует более легкому восприятию  учащимися материала.

         В заключение на уроке была дана самостоятельная работа с учетом индивидуальных особенностей и интеллектуального уровня развития учащихся. Первое задание - 3 балла, второе – на 4, третье – на 5. Тем самым учащиеся реально смогут оценить свои знания.

         В классе на протяжении урока была создана рабочая обстановка. Так как были задействованы все учащиеся в учебном процессе одновременно. Большую помощь в наглядности материала оказали: таблица процентных вычислений и мультимедийная презентация. Поставленные цели в начале урока были достигнуты, план урока был реализован, хронометраж урока совпал с реальным временем, также удачно были применены наглядные материалы, презентация, проведена самостоятельная работа как контороль знаний, умений и навыков по данной теме.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ» 

В СТАРШИХ КЛАССАХ

         Тему “Проценты” нельзя отнести к легко усваиваемой. Ее традиционное изучение сосредоточено в строгих временных рамках курса V—VI классов, что не позволяет расширять спектр практических приложений и полноценно учитывать возрастные возможности учащихся в формировании ряда важных практических умений в работе с процентами. Поэтому мое мнение в  необходимости решения задач на проценты и в старших классах. Это возможно и как на факультативных и обязательных занятиях, так и на математических кружках. Задачи, применяемые при повторении и закреплении данной темы должны различаться по уровню сложности: от простейших упражнений на применение формул до достаточно сложных расчетов, связанных, например, с реалиями банковских расчетов или химического производства. Необходимо учитывать тот факт, что полученные в 5-6 классе навыки работы с процентами, в последующие годы забываются большинством учащихся, в том числе и сильными, вследствие чего, даже самые простые задачи на проценты начинают вызывать затруднения, поэтому обязательным является повторение теории вопроса и приемов решения основных типов задач на проценты.

         С математической точки зрения тема «Проценты» в школьной математике является простейшей, если ограничить её рамками школьных учебников. Научить процентам – это в первую очередь научить быстро и без колебаний переводить ту или иную словесную формулировку с участием процентов в соответствующую математическую формулировку шаблонных вопросов и решение на их основании самих задач. До учащихся необходимо довести, что в таком умении человек будет нуждаться непрерывно, независимо от рода деятельности, достаточно только одних банковских операций. Совершенно справедливо то, что понятие процента, как математически тривиальное, вводится уже в самом начале средней ступени обучения, но не приемлем тот факт, что жизненно важные понятия и умения операций с процентами не закрепляются в старших классах.

         Дополнительная работа по развитию и совершенствованию навыка решения задач на проценты имеет значимость также и для будущих абитуриентов, которые возможно встретятся с такими заданиями на вступительных экзаменах в вуз. Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Вопросы инфляции,  повышение цен, рост стоимости акций, снижение покупательской способности касаются каждого человека в нашем обществе. Планирование семейного бюджета, выгодного вложения денег в банки, невозможны без умения производить несложные процентные вычисления. Поэтому учителю математики целесообразней повторять данную тему в старшем звене, закрепить с учащимися навыки более быстрого решения таких задач, ибо в настоящее время редкий тест по математике (ЕГЭ), обходится без задач на проценты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"

План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...

Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Презентация + план конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" - обобщающий урок.

Материал содержит презентацию и план - конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" - обобщающий урок....

Конспект урока по математике "Математика в сказках Пушкина"

Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"...